Сапронова И.В. «Формирование нравственно - патриотических качеств личности старших дошкольников через знакомство с главной песней страны - Гимном Российской Федерации».

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Сапронова И.В. «Формирование нравственно - патриотических качеств личности старших дошкольников через знакомство с главной песней страны - Гимном Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sapronova_i.v._prezentatsiya_gimn_rossii.docx25.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 г. Ярцева Смоленской области

Презентация опыта работы

«Формирование нравственно-патриотических качеств личности старших дошкольников через знакомство с главной песней страны – Гимном Российской Федерации»

Подготовила: музыкальный руководитель

                          высшей категории

                          Сапронова И. В.

2023г

Ярцево

«Патриотизм – это любовь к Родине. Любовь нельзя ни  купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком»

В. В. Путин

Актуальность:

В настоящее время гражданско-патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения стало одним из самых актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период очень важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.

Патриотизм проявляется любовью к своему Отечеству, уважением к государственным символам, истории, языку, культуре и традициям родного народа, чувством ответственности за свою Родину. Для каждого человека Родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, по которой он впервые пошел, с песни, которую впервые услышал.

Зная и уважая главные символы страны, дети начинают гордиться своим Отечеством, а значит, становятся настоящими патриотами своей Родины.

Цель: 

Формирование нравственно-патриотических качеств личности старших дошкольников через знакомство с главной песней страны – Гимном Российской Федерации 

Задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к Родине, Отечеству;
  • Формировать чувство уважения к государственным символам России на примере гимна РФ;
  • Познакомить с жанром гимна;
  • Разучить слова и мелодию гимна РФ;
  • Передать свои музыкальные впечатления в продуктивной форме работы (рисунки)

Как часто в последнее время звучат слова: «русская душа», «Родина», «патриот». Но не менее часто их перекрывают и другие современные понятия: «падение нравственности», «деградация общества», «иноагент». Поэтому сегодня, возможно, как никогда ранее актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей, формирования их гражданской позиции.

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, научить любить и уважать свою Родину, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Именно активное и открытое эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

 Родина, Отечество… В этих словах скрыты понятные, близкие и дорогие каждому образы матери и отца, родных мест, русского языка, музыки, истории… Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому так важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Знакомство детей с Государственной символикой – один из важнейших шагов в нравственно-патриотическом воспитании личности старших дошкольников. Именно уважительное, осмысленное отношения к символам Родины делает человека настоящим гражданином своей страны.

Я расскажу о том, как знакомлю детей с одним из главных символов нашего государства - Гимном России. Знакомство с гимном провожу поэтапно, начиная с собственно определения жанра гимна.

1. Что такое Гимн.

Гимн – это не просто музыкальное произведение, а торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо, в данном случае величие и могущество Родины.

        Прослушиваем аудиозапись Гимна, вслушиваясь в слова. Затем читаем слова гимна вслух и разбираем их значение, тем самым расширяя представления детей о значимости каждого человека и народности для общества, для всего государства в целом.

        Обращаю внимание на слова гимна, в которых отражены любовь к Родине, красота её природы, гордость за страну, надежды на будущее. Они особенные, с высоким патриотическим смыслом, ведь мы гордимся своей Родиной, её бескрайними просторами, народной мудростью, подвигами предков.

Подробно разбираем слова каждого куплета, останавливаясь на трудных для дошкольников понятиях.

Куплетная форма гимна помогает раскрыть лучшие черты нашей Родины, подчеркнуть её уникальные особенности.

        В первом куплете гимна говорится о том, что Россия - священная держава, любимая россиянами страна, обладающая могучей волей и великой славой, которая всегда будет нерушимой опорой и поддержкой для своего народа, которая никогда не оставит своих граждан, достояние каждого проживающего в ней человека.

        Второй куплет повторяется трижды. Он напоминает припев в песне. В нем содержатся самые главные слова гимна: "Славься, страна! Мы гордимся тобой!". И нам действительно есть чем гордиться - в нашей стране мирно проживают множество народов разных вероисповеданий и культурных традиций, почитается и передаётся из поколения в поколение народная мудрость, наше Отечество свободное от влияния других стран.

        Третий куплет раскрывает необыкновенность нашей Родины, прославляет её уникальные просторы, ведь Россия занимает самую большую территорию в мире. Природные зоны России включают в себя Крайний Север, тундру и тайгу, лесостепи и степи, пустыни и субтропики. Когда на Дальнем Востоке только восходит солнце и розовеет небо, в других районах России еще стоит глубокая темная ночь, а на западе смеркается и только начинается вечер.

        Пятый куплет посвящен великому русскому народу, который никогда никому не покорился и которому Родина дает "широкий простор для мечты и для жизни". А верность народа своей Отчизне служит незыблемой в веках опорой России. Именно своим героическим несгибаемым народом сильна наша страна.

После детального разбора текста гимна прослушиваем аудиозапись ещё раз. Затем знакомлю с авторами, создавшими Гимн.

2. Люди, создавшие гимн.

Все ребята знают и любят такие произведения для детей, как: «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Праздник непослушания»,  «Мой щенок» и т. д. Знают они и что автором этих замечательных книг является детский писатель Сергей Владимирович Михалков. Какого же их удивление, когда они узнают, что их любимый автор «Дяди Степы» написал слова главной песни страны - Гимна России. Сопоставление любимых детских книг со словами гимна помогает ребятам хорошо запомнить имя автора текста гимна и  тоже считать его "своим" произведением.

Старшие дошкольники уже хорошо знают, что у любой песни есть два создателя: автор слов - поэт и автор музыки - композитор. Гимн – это торжественная песня, а это значит, что кроме слов, есть музыка. Рассказываю детям, что музыку Гимна написал композитор Александр Васильевич Александров - организатор и руководитель уникального Ансамбля песни и пляски Российской Армии. Просматривая слайды об этом ансамбле, расширяю знания детей о Российской Армии, воспитываю чувство гордости за неё, вызываю интерес к людям военной профессии.

3. Когда исполняется гимн?

Гимн есть у каждого государства. Наш новый гимн родился в канун нового года, в канун нового века. Главную песню страны исполняют в особенных, важных случаях. Обращаясь к личному опыту детей, предлагаю вспомнить моменты, когда они слышали Гимн.

Гимн и правительство:

  • При поднятии Государственного Флага.
  • Во время встречи глав государств.
  • Во время новогоднего обращения президента к народу.
  • На заседании государственной думы.
  • При вручении государственных наград.
  • На торжественных собраниях и концертах.
  • При возложении венков.
  • Во время принятия присяги.

Гимн и спорт:

  • Во время проведения футбольных и хоккейных матчей.
  • Открытие и закрытие Олимпийских игр.
  • На спортивных соревнованиях и чемпионатах (если побеждает Россия).

Гимн и молодёжь:

  • На школьных линейках, посвященных 1 сентября.
  • На выпускных вечерах в школах.
  • На выпускных вечерах в военных училищах.
  • Во время проведения молодёжных форумов.

4. Как слушают гимн?

Объясняю, что во время официального исполнения Гимна надо обязательно встать, нельзя сидеть или лежать - это неуважение к своему Отечеству.

  • Исполняют и слушают гимн стоя, повернув голову в сторону флага.
  • Мальчики и мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.
  • Слушают гимн молча или подпевая слова.

5. Исполняем гимн

Учим слова гимна и исполняем его вместе с аудиозаписью детского коллектива

Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины. Исполнение гимна вместе с соотечественниками помогает ощутить общность, единство со своим народом и страной, то есть сплотиться в одно целое. Это очень важно для детей, потому что даёт возможность детям почувствовать себя частью огромной и богатой страны, гражданами России.

6. Семья и государственные символы

Одним из условий эффективной работы по формированию нравственно-патриотических качеств личности старших дошкольников считаю необходимым просвещение родителей. Если в семье с уважением относятся к исполнению гимна, знают и подпевают слова во время его исполнения, соблюдают требования его прослушивания, то и у детей продолжает складываться устойчивое положительное отношение к главной песне страны. Провожу для родителей консультацию "Гимн - главный музыкальный символ страны". Затем вместе с родителями оформляем выставку рисунков «Россия – любимая наша страна!» В своих рисунках дети и взрослые отображают содержание текста гимна, закрепляя полученные музыкальные впечатления.

И в заключение хочу сказать, что дети являются непосредственными участниками многих событий окружающей жизни и то, что в них было заложено взрослыми в детстве, обязательно даёт свои положительные плоды, помогает стать настоящим гражданином, учит не только любить Россию, но и заботиться о ней. Зная и уважая главные символы страны, дети начинают гордиться своим Отечеством, а значит, становятся настоящими патриотами своей Родины.