Немцова Е.В. «Формирование патриотических чувств у дошкольников по средством музыкального воспитания».

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Немцова Е.В. «Формирование патриотических чувств у дошкольников по средством музыкального воспитания».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №13 г. Ярцево Смоленской обл.

Из опыта работы

«Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством музыкального воспитания»

Подготовила: Музыкальный руководитель Немцова Е. В.

2023г.

«Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством музыкального воспитания»

Актуальность:  Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема?

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит  от родителей и окружающих его взрослых.

    Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний нам, педагогам, особенно необходимо сделать акцент на воспитание и формирование патриотических чувств у дошкольников.

   В наше непростое время проблема патриотического воспитания обсуждается и поднимается все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости. Большинство детей дошкольного возраста на вопрос «кто является героем?» отвечают – «терминатор, человек-паук, черепашки-ниндзя». Хотя вокруг нас герои, достойные уважения и почестей – это герои ВОВ, это простые люди, совершившие подвиги в настоящее непростое время – спасти человека из огня, помочь пожилому человеку, да просто жить достойно – в этом и заключается цель патриотического воспитания в целом.

Цели и задачи по формированию нравственно-патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Цели по формированию  нравственно-патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста звучат следующим образом:

  1. Формирование патриотических чувств через всестороннее гармоничное развитие.
  2. Воспитание гуманных чувств у детей.
  3. Формирование социальной активности самостоятельной интеллектуально-развитой личности.
  4. Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи представляют собой:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду;
  2. Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями;
  3. Побуждение детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение;
  4. Воспитание потребности в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
  5. Формирование уважительного отношения к старшему поколению, героическому прошлому через прослушивание музыкальных произведений военных лет, музыкальных произведений, посвященных героям великой отечественной войны.
  6. Повышение эмоционального отношения к миру, социальной успешности детей через слушание  музыкальных  произведений.
  7. Осуществление индивидуального подхода к личности ребёнка через постановку различных  музыкальных  номеров.
  8. Побуждение родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в музыкальных мероприятиях.
  9. Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с различными жанрами музыки;
  10. Совершенствование певческого голоса, навыков сольного пения.
  11. Развитие чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
  12.  Развитие умения исполнять мелодии на детских музыкальных инструментах.

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы работы, пронизывающая все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкальный руководитель в своей работе неизбежно затрагивает тему нравственности и гражданского самосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа, защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческим событиям  играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне. Работая по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное воспитание», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, позволяющему  раскрыть способности каждого ребенка и самореализовать  его творческий потенциал.

Для реализации выбранного направления я поставила перед собой цель: формирование гражданских качеств и чувства патриотизма, сопричастности к Родине, родному краю, дому, семье, детскому саду.

В связи с поставленной целью мною были определены следующие задачи:

  1. Формировать познавательный интерес к истории и культуре России через музыкальное искусство.
  2. Приобщать детей к народным традициям.
  3. Знакомить с лучшими образцами песен военных лет.
  4. Воспитывать уважение и любовь к своему народу.

Система работы представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала.

Планируя свою работу, выделила следующие направления:

1.Классическое культурное наследие, с которым дети знакомятся  на ежегодно проходящих в нашем детском саду мероприятиях: «Неделя классической  музыки», «Встречи в музыкальной гостиной», «Осенние напевы», «Музыка Зимы», «Весна - красна поёт». Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

          2.Народная музыка  вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.

Например, на тематическом мероприятии «Банные посиделки», «В чае души не чаю» приобщаю детей к национальным традициям народов РФ, воспитываю уважение и любовь к своему народу, формирую навыки здорового образа жизни. В музыкальный репертуар праздника вошли частушки, пляска с ложками на р.н.м. «Калинка», песня «Самовар», народные игры. Закончился праздник чайной викториной, победителю вручили чай с баранками и конфетами.

В своей работе активно применяю на занятиях музыкальное сопровождение - записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, что способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даю понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Использование  народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки. 

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Праздник Троицы «В белой берёзоньке отразилась Русь», летний традиционный праздник «На Иван-купало – обливай кого попало».

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”, праздник Масленицы,  «Весенние забавы».

3. Историческое прошлое. Чтобы воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны. Маленький ребёнок пока не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.

С этой целью была организована экспозиция «Мой дедушка – герой», которая включала в себя фотографии  и иллюстрации военных лет. Особый интерес у детей вызвало знакомство с военными письмами-треугольниками, рацией, солдатским котелком…

Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “ День Победы”, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

Неоценимую роль в патриотическом воспитании несут в себе песни  военной тематики: «Песня про Армию», «Буду военным», «Все мы моряки», «Пограничник», которые дети исполняют  с особым желанием и эмоциональным подъёмом. Знакомим детей и со взрослым репертуаром. Песни военных лет не должны предаваться забвению, они – часть истории нашего государства.

Свою гражданскую позицию дети проявляют, участвуя в различных конкурсах и  фестивалях в рамках патриотического воспитания, таких как  «Сад памяти», «Помним и гордимся» проводимых отделом молодёжной политики администрации нашего города. Участвовали в шествии «Бессмертный  полк» 9 мая.

Дошкольное детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, и от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, любовь к Родине и окружающему  миру.