Лейман Е.Н.«Формирование патриотических чувств и качеств личности старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности через ознакомление с патриотической песней»
Лейман Е.Н. «Формирование патриотических чувств и качеств личности старших дошкольников в музыкально-художественной деятельности через ознакомление с патриотической песней»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_leyman_e._n.docx | 17.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1 СЛАЙД- ТИТУЛЬНЫЙ
СЛАЙД 2
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
СЛАЙД 3:
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому определены задачи патриотического воспитания старших дошкольников:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание интереса к русским традициям;
-формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
СЛАЙД 4
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию в том числе и в рамках музыкально-художественной деятельности. Сложность сегодняшнего воспитания – как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. В связи с обозначенной проблемой нравственно-патриотическое воспитание детей, начиная с периода детства, является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений»
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным и важным этапом периода детства, когда закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов, эффективных средств и методов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Одним из средств безусловно является музыкальная деятельность, которая обладает значимой силой эмоционального воздействия, воспитывая чувства, эмоции человека. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны, и эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Именно, в данный период происходит интенсивное становление социокультурного опыта, формирование таких качеств, как социальная активность, духовность, самопознание, происходит формирование нравственных позиций и ценностей, развитие познавательных интересов, действий, перестраивается психическая жизнь дошкольника, меняется его отношение к окружающему миру. Поэтому это возраст, когда необходимо «запустить» процесс патриотического воспитания. У дошкольника появляется желание познать «большой мир», появляется интерес к окружающей действительности. Если в данном возрасте ребенка не познакомить с историей, культурой, природой родного края, то у детей не будет сформировано чувство принадлежности к ближайшему социальному окружению, гордости за свой край. Не испытывая данных чувств личность не найдёт дорогу к формированию ценностного отношения к своей Родине.
СЛАЙД5
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению дошкольника, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание духовного мира ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
СЛАЙД6
Работа с патриотической музыкой включает в себя несколько этапов. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствует художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов); художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);
Процесс восприятия музыки запускает познавательный процесс, стимулирует формирование нравственных качеств, способствует воспитанию таких качеств как: доброта, сопереживание, сочувствие. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Достижение этой цели возможно через решение ряда педагогических задач в ходе восприятия музыки. :
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.
- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.