Евстафьева А.С. «Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами»
Евстафьева А.С. «Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами».
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба»
Евстафьева А.С.
Ярцево, 2023
Цель: Приобщить старших дошкольников к русской народной культуре через знакомство с русскими народными инструментами.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
6. Воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре.
7. Формировать нравственно-патриотические чувства.
Оборудование: технические средства ИКТ, презентация с иллюстрациями, музыкальное сопровождение, картинки с изображением гармониста, фломастеры, клей и бархатная бумага.
Ход мероприятия
В современном мире нравственно-патриотическое воспитание особенно актуально. Оно – основа формирования будущего патриота, гражданина. Известно, что это чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного воспитательного воздействия, начиная с самого раннего возраста. Конечно, то, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и тех взрослых, которые окружают его. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо проводить работу по патриотическому воспитанию. А музыкальные занятия являются неотъемлемой частью этого процесса.
Слайд1 (заставка)
Опираясь на свой опыт и опыт коллег, можно сказать, что большое нравственно- патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Являясь частью всеобъемлющей русской культуры, она близка и доступна для понимания детей. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора русских людей.
Слайд 2 (цели и задачи)
На русских песнях, прибаутках, частушках, дети воспитывались во все времена. Знакомство и игра на народных инструментах играют незаменимую роль в формировании патриотических чувств дошкольника. Работа с музыкальными шумовыми инструментами развивает восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает память, чувство ритма.
Поэтому приобщение к русской народной культуре невозможно без знакомства с русскими народными инструментами.
Слайд3 (картинка русскими народными инструментами)
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….(инструмент.)
Муз. рук. : Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Что же в этой, коробке?
(Звучит русская хороводная песня в инструментальном исполнении -
«Во поле береза стояла»)
Муз.рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат русские народные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.
(смотрим в коробку – там инструменты)
- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты? Тогда отправимся с вам в путешествие. Закрываем глаза…
Слайд №4 и ЗВУК.
Муз.рук. - Ребята, мы оказались в лесу, на лесной поляне. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
(слайд №5) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка.
Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)
(Слайд №6) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку.
Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем, как звучит трещотка (ЗВУК)
(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки
Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или, когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)
(слайд №8) - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок.
Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)
(Слайд №9) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли.
Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником.
(показ видео игры на балалайке)
Наверное, многие из вас были в деревне. И представляете, как хорошо в деревне летом. Голубое небо, яркое солнце, звонко поют птицы. А когда наступает вечер, можно услышать звуки русского народного инструмента – гармони (гармошки).
Слайд 10
Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… полилась задушевная протяжная песня.
(звучит гармонь)
А играть на гармони не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь.
Русских мастеров, которые делали гармонь, было много. Славились мастера, жившие в Туле, в Саратове, а их инструменты называли «тульской гармошкой», «саратовской».
Ну а мы с вами сделаем свою гармошку и назовем ее… Придумайте сами название для своих гармошек.
Изготовление аппликации: раскрасить фигуру гармониста, из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см. длинно 16 см. согнуть ее гармошкой и приклеить к рукам гармониста. Нарисовать кнопочки на одной из сторон.
А пока вы делаете гармошку. Мы с вами послушаем, как играет Смоленский оркестр народных инструментов.
(запись оркестра)
- Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
Используемая литература:
- «Журнал «Музыкальный руководитель №4, 2009», статья Ю.В. Ильиной «Под звуки гармошки».
- сайт Маам.ru