Методическая разработка "Особенности фортепианного стиля Д.Д. Шостаковича на примере детского цикла «Танцы кукол»»"
Особенности фортепианного стиля Д.Д. Шостаковича на примере детского цикла «Танцы кукол»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_fortepiannogo_stilya_d.d._shostakovicha_na_primere_detskogo_tsikla_tantsy_kukol.docx | 879.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»
«Особенности фортепианного стиля Д.Д. Шостаковича на примере детского цикла «Танцы кукол»»
(методическая разработка)
Выполнил:
педагог МХС «ВИТА»
Манина А.В.
г. Новокузнецк, 2023
Введение
Музыка Шостаковича – отражение эпохи— великий композитор XX века. Его музыка — сильнейшее художественное воплощение нашего времени. Судьба страны, собственная судьба композитора привели к созданию произведений потрясающей силы. О том, что происходило в нашей стране и во всем мире, Шостакович говорил с остротой личного переживания.
Композитор был свидетелем великих исторических событий: первая мировая война, социалистическая революция в России, Великая Отечественная война. Вся жизнь страны, её народа, все тяготы и трагедии века нашли мощное эмоциональное отражение в его музыке.
"И каждый раз над новым сочинением он, задыхаясь, жизнью рисковал", - писал о Шостаковиче М. Лисянский. Неотъемлемая часть личности композитора — гражданственность. Совесть автора, его нравственное чувство наполнены состраданием и болью к жертвам насилия и варварства. Гражданская позиция Шостаковича ярко выражена. Он остро чувствует духовную, нравственную ответственность за события вокруг. Нравственное страдание, которое они рождают, мы слышим в его музыке, полной углубленности и взволнованности.
Широта интересов и высокая образованность композитора подтверждаются как кругом их общения, так и обращением в творчестве к темам и сюжетам мировой литературы и событиями современности. А искусство Шостаковича убедительно свидетельствует о социальных проблемах советской эпохи, которые смолоду глубоко волновали композитора.
Глава 1. Особенности фортепианного стиля Д.Д. Шостаковича
Дмитрий Шостакович является одним из самых исполняемых композиторов в мире. Его музыкальные произведения яркие, самобытные, с удивительным музыкальным языком, имеют огромную художественную ценность.
В сочинениях Шостаковича проявляется его творческая индивидуальность и неповторимый музыкальный почерк.
Природа одарила Дмитрия Дмитриевича Шостаковича характером необычайной чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нем начала — творческое, духовное и нравственное. Образ человека совпадал с образом творца. То мучительное противоречие между повседневностью и нравственным идеалом, Шостакович привел в единство не декларациями, а самим опытом своей жизни, став нравственным маяком действенного гуманизма, озарив XX век примером служения людям.
По композиторскому пути его вела постоянная, неутолимая жажда всеобъемлющего охвата и обновления. Расширив сферы музыки, он ввел в нее многие новые образные пласты, передал борьбу человека со злом, с равнодушием.
Представление музыки как органической части многообразного процесса позволило Шостаковичу понять плодотворность на современном этапе сочетания разных принципов композиторской техники, разных выразительных средств.
Музыка XX века сложна для восприятия. Она полна противоречий и кризисных черт. Не было создано единого, общего эстетического движения, которое объединило бы разных творцов и стало бы стилевой доминантой столетия, как было в предшествующие эпохи. Через такой индивидуализм образовался самостоятельный «стиль Шостаковича».
Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись.
Обостренный ритм был не только приметой пианизма Шостаковича, но был самой сутью его души, его мироощущения. В основе всего искусства Шостаковича было предельно обостренное восприятие всего окружающего.
Много отличительных черт имела мелодика Шостаковича. Очень часто он свои мелодии подкреплял скупыми, очень простыми гармониями. Но в этом случае сама мелодика принимала на себя функции гармонии, меняясь буквально в каждом такте.
Еще одна творческая индивидуальность в стиле – речитативность. Она раскрывает настойчивое стремление композитора передать инструментальными средствами изменчиво – капризную музыку речи. Когда слушаешь фортепиано, то кажется, что звуки поют, плачут и смеются. В мелодии много изломов, острых углов – обилие мелодических скачков на сексту, септиму, октаву.
Глава 2. Методический анализ детского цикла Д.Д. Шостаковича «Танцы кукол»
Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол» был написан в период 1959 – 1962 г. и включал 7 разнохарактерных пьес. Каждая пьеска звучит ярко, по-своему неповторимо и очень мелодично и, что очень важно, – господствует мажор.
Фортепианный сборник включает в себя семь пьес: “Лирический вальс”, “Гавот”, “Романс”, “Полька”, “Вальс-шутка”, “Шарманка”, “Танец”. Он был написан после аналогичного цикла “Детская тетрадь”. Оба этих цикла явились авторскими переработками для фортепиано написанной композитором в различное время балетной музыки.
Сборник «Танцы кукол» – это еще одна грань творчества Шостаковича – музыка для детей. Здесь важно то, что образом, проводником своей мысли композитор выбрал куклу.
Кукла – один из самых многозначных символов в искусстве и культуре, главный спутник детства, универсальная модель, с помощью которой дети познают окружающую действительность, постигают отношения между людьми, осваивают социальные роли.
В пьесах Шостаковича игрушки приходят к ребенку, развлекают и утешают его, веселят и заставляют задуматься. В этой музыке композитором гениально достигнута четкая передача этих образов.
История создания альбома «Танцы кукол» очень необычна.
Дима или как его звали в детстве, Митя был маленький, ему приснился сказочный сон. Будто бы он и его маленькая подружка забрели на чердак своего дома. Среди старых забытых вещей они нашли огромный, покрытый паутиной и пылью сундук.
Дети долго возились с ним. Тяжёлая крышка никак не хотела подниматься. Но вот сундук открыт! И что же дети увидели в нём? Сундук был наполнен самыми разными куклами. Здесь были куклы из детского кукольного театра, которые одевались на руку и оживали. Были и куклы в старинных бальных нарядах.
И куклы-матрёшки в расписных сарафанах. А также куклы, сшитые из тряпок, был и шарманщик, который накручивал ручку своей шарманки.
А на самом дне лежала кукла необыкновенной красоты. На ней было красивое платье с блёстками, золотые локоны обрамляли красивое личико, глазки, словно звёздочки горели глянцевым блеском, она напоминала сказочную Фею.
Дети заигрались с куклами и устроили целое представление. Им казалось, что они очутились в красивом большом зале, где были рассажены все их куклы. И вдруг зазвучала чудесная музыка. Она была такой волшебной, что нельзя было не восторгаться ею, нежная, изящная, красивая.
Услышав эту музыку, Фея-кукла, вдруг словно проснулась ото сна, ожила и стала танцевать, кружиться и стала звать других кукол на бал: «Куклы, милые, вставайте, бал волшебный открывайте! И зазвучала другая волшебная музыка и на середину зала один за другим стали выходить куклы и танцевать, танцевать… Но вдруг музыка неожиданно закончилась, и все куклы очень огорчились. Но шарманщик спас положение.
Не печальтесь, вы друзья!
Есть шарманка у меня!
Ты шарманочка, играй
Бал веселый продолжай!
Так бы и дальше продолжался сказочный сон, но тут мама тронула Митю за плечо и сказала: «Митя, Митя просыпайся! В гостиной ждёт тебя чай с твоими любимыми пирожными. И Митя проснулся! Позже, став композитором, он воплотил свой сказочный сон в музыке, так появился детский альбом «Танцы кукол», который композитор посвятил своей дочери Галине. Сейчас мы послушаем пьесы из этого альбома.
Лирический вальс.
По названию танца можно понять его характер. Лирический – значит, задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс волшебной, сказочно красивой мелодией, нежной и мечтательной. Устремлённой и полётной. В вальсе три части. Музыка крайних частей (первой и третьей) звучит более плавно, спокойно и нежно, чем в середине.
Гавот
Гавот – старинный французский танец. Хороводный танец. Появился 400 лет назад. Отличается умеренным темпом, светлым, энергичным, торжественным характером, некоторой величавостью. Позднее гавот стал популярным придворным танцем, его танцевали на балах.
Романс
Романс – это песня нежного, лирического характера, задушевная и искренняя, повествующая о личных переживаниях человека. Но есть инструментальные пьесы (без пения) с таким же названием. Пение в инструментальной пьесе, которая называется «Романс», заменяет красивая, песенная мелодия, которая как бы поётся, а на самом деле – исполняется на музыкальном инструменте.
Полька
Полька – в переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский народный танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками. Позднее от него произошёл бальный танец – более праздничный, задорный.
Игрушки танцуют. Сначала тихонько, потом всё смелее, задорней, игривей, веселее.
Вальс-шутка
Вальс в переводе с французского означает «кружиться». По характеру вальсы бывают разные, но чаще всего это плавный танец.
«Вальс-шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки.
Шарманка
Это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку, Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь.
Аккомпанемент в пьесе звучит без изменения от начала до конца. Так передаётся однообразие, механичность звучания этого инструмента.
Танец
В пьесе «Танец» можно услышать, как и в «Шарманке», ярмарочное веселье, подражание народным инструментам – балалайкам, гармошке, трещоткам, бубенцам, дудочкам, которые, быть может, сопровождают кукольное представление. Музыка похожа на забавный танец петрушек, которым аккомпанирует целый оркестр народных инструментов. Мелодия построена на чередовании плавных, скользящих и отрывистых, острых звуков. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно, задорно.
В 1985 году известный сценарист и режиссер Инесса Алексеевна Ковалевская создала мультипликационный фильм «Танцы кукол» на музыку Д. Шостаковича, интересный как взрослым, так и детям. Фильм оказался прекрасной иллюстрацией к одному из лучших произведений мировой классической музыки – «Танцы кукол» Шостаковича.
от такие замечательные произведения для детей писал Дмитрий Шостакович. Пьесы из альбома «Танцы кукол» - яркие, характерные, образные.
Заключение
Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на ее социальные, идейно-художественные процессы. Сила его музыки — в абсолютной правдивости.
Творчество Шостаковича обозначило в музыке совершенно новую эпоху. Композитор воскресил большие формы классического музыкального искусства, вдохнув в них новое содержание, новую жизнь, и создал новый тип симфонического творчества, внеся тем самым вклад исторического значения в мировой музыкальный процесс. Он возродил самый дух классического искусства, его великую гуманную традицию, его глубокий демократизм в духе горячо любимого им Бетховена. Он ввел в искусство большое, общественно значимое содержание.
Шостакович был, можно сказать, рожден для музыки. Его музыкальные способности были поразительны. Но для того, чтобы стать великим художником, одних музыкальных способностей мало. Шостакович обладал душой великого человека, душой гения. Его искусство вдохновлялось горячей любовью к людям, верою в них, сознанием несовершенства жизни и глубоким сочувствием к человеческому страданию.
Музыка Шостаковича давно уже живет самостоятельной жизнью, отделившись от своего творца. Она звучит в Санкт - Петербургской академической филармонии, которой присвоено имя, а также в концертных залах и театрах всего мира. В таких городах, как Москва, Калининград, Самара, Волгоград, Волгодонск - детские музыкальные школы названы в честь гениального композитора.
Во всей истории человечества не найдется другого композитора, который так полно воплотил бы мысли, чувства, стремления, боль и гордость, отчаянное напряжение борьбы и страдания своих современников, воплотил бы в музыке, по существу, всю нашу жизнь в ее многообразии и противоречивости.
Творчество Шостаковича стало и летописью и исповедью поколений, стремившихся к великому будущему, потрясенных и выстоявших в трагических испытаниях. «Музыка была для него не профессия, а необходимость высказаться, выразить то, чем жили люди в его век, на его родине.