Психолого-педагогические особенности музыкального развития детей 5-7 лет
Рассматривая психологические особенности обозначенного возраста, нельзя, прежде всего, не повторить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра не только потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх. Игра вызывает качественные изменения в его психике. Именно в игре обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребёнка.
Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krehno_2023_psihologo-pedagogicheskie_osobennosti_muzykalnogo_razvitiya_detey_5-7_let.docx | 23.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Психолого-педагогические особенности музыкального развития детей 5-7 лет
Автор: Крехно С.О.
Преподаватель по классу фортепиано
г. Сургут
2023
Рассматривая психологические особенности обозначенного возраста, нельзя, прежде всего, не повторить, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра не только потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх. Игра вызывает качественные изменения в его психике. Именно в игре обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребёнка.
Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное движение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинают развиваться произвольная память и произвольное внимание. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия - это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями поступками других людей.
С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, внутренне, психологически ребенок ещё остаётся в дошкольном детстве. Основным видом деятельности остаётся игра, учебной деятельности ещё предстоит развиться.
Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребёнку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебной деятельности затрудняет и утомляет внимание ребенка.
Как утверждают психологи, если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия учебной деятельности, то ребенок либо сразу включится в неё, либо растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнёт негативно относиться к школе и к музыкальным занятиям.
Проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматриваются с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.
Значительный вклад в проблему готовности к учебной деятельности внёс Л.С. Выготский. Он, в первую очередь, не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития.
Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе. В этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.
Л.С. Выготский подчеркивал, что уровень развития психических функций лишь предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки.
С.Л. Рубинштейн прежде всего отмечал принцип единства сознания и деятельности, а его проявление в учебном процессе трактовал с позиций единства обучения и развития. Он много говорил о роли игры в подготовке ребёнка к школьному обучению, в которой происходит не только развитие способностей ребёнка, но и самой деятельности ребёнка. По его мнению, учебная деятельность не возникает на пустом месте, она есть продолжение и развитие игровой деятельности.
С.Л. Рубинштейн постоянно подчеркивал связь игры с практической деятельностью. «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Учебная деятельность является порождением и развитием игровой деятельности и предпосылкой трудовой. Их отличие выступает, прежде всего, в мотивации. В игре, в совместных действиях взрослого и ребенка мотив исходит от ребёнка, а цель - от взрослого. В трудовой деятельности мотив может не совпадать с целью деятельности. В игре ребенок делает то, что ему интересно.
Учебная деятельность должна принять мотивационную эстафету от игровой и передать её в изменённом виде трудовой деятельности.
Игра, связанная с конкретной практической деятельностью, несёт в себе опосредованные мотивы, связанные с ролью конкретной практической деятельности в системе реальных отношений.
Опосредованная мотивация игры вполне может стать мотивацией учебной деятельности. В дальнейшем сами учебные действия, успехи в обучении, социальные контакты и роли становятся мощным мотиватором для ученика.
По мнению С.Л. Рубинштейна, особенность и определяющая сущность игры состоит «не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка...». Однако, результат игры, особенно в дошкольном возрасте определяет социальный статус играющего, и следует так организовать игру, чтобы играющий, не теряя её очарования, всё в большей степени осознавал значение её результата.
Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх. Кроме того, игра как свободная деятельность доставляет ребёнку релаксирующее его чувство свободного волеизъявления. Дети в младшем школьном возрасте упиваются игрой, наслаждаясь чувством владения многими игровыми действиями. В первые месяцы и даже годы продвижением в учебной деятельности может руководить исключительно игровой мотив. В этом случае важно проконтролировать характер мотивов и организовать условия для формирования учебных мотивов.
Учебный мотив, стремление овладеть способами учебной деятельности, контроль и другие учебные действия постепенно становятся достоянием ребёнка, и он психологически входит в учебную деятельность. Когда ребёнок явно «перерастает» игру, начинает предпочитать выполнение учебных занятий и чтение книг.
Следует возвратить ему игру как ценность человеческой культуры на новом уровне его развития. Не следует забывать релаксирующего значения игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребёнку не только передохнуть, снять чувство давящей напряжённости, но и научиться отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности.
Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребёнок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть.
Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт, получает уроки общения и коллективного мышления. Игра естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребёнком лежит через игровое действие. Играть с ребёнком — значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке.
Игра с детьми требует от педагога высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. В играющем взрослом выходит на первый план его наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, активному мировосприятию, находящая выход из любых ситуаций и нестандартные ответы на любые вопросы. Многие выдающиеся музыканты и педагоги обращали внимание на дифференцированность возрастных педагогических ступеней при обучении музыке. Каждая ступень обучения требует применения особых методов, особых приемов, особых подходов.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольного возраста. Б.М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием». Она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. Кроме того, музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует творчество, как качество личности.
Музыкальное искусство обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Оно играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития личности.
Говоря о проявлении тех или иных способностей, нельзя не выделить их особенности в конкретном возрасте. В данном случае нас интересуют возрастные особенности развития детей 5-7 лет, иначе говоря, дети старшего дошкольного возраста.
Дети 5-6 лет способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связь. Отчётливее проявляются интересы, способность мотивировать свои музыкальные представления, свою оценку произведений. В этом возрасте дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся ко всем её сторонам. На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений.
Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции.
Дети 5-6 лет в движении проявляют ловкость, быстроту умение двигаться в пространстве, больше обращают внимание на звучание музыки, согласовывают движения с её характером, формой, динамикой. Лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические движения. Овладевают навыками игры на музыкальных инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Дети в возрасте 6-7 лет находятся в периоде наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Ребёнок активно осваивает все виды деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую.
Наиболее интенсивно в этом возрасте проходит развитие музыкальных способностей. Музыкальное мышление обогащается пропорционально развитию умственных способностей.
Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и её настроение. Они уже относят произведение к определённому жанру. Ярче выступают индивидуальные способности. Одни дети дают лишь краткую характеристику (громко- тихо; весело- грустно), другие чувствуют более существенные признаки музыкального искусства. Индивидуальные проявления часто обгоняют областные возможности. В движении проявляется большая координированность.
Пользуясь движением, ребёнок в состоянии проявить себя творчески. В проявлении музыкальных способностей детей необходимо учитывать как индивидуальные, так и возрастные особенности.
В своих методических пособиях Н А. Ветлугина определяет, что дети в возрасте 5-6 лет должны уметь: -эмоционально воспринимать музыкальные произведения, определять характер и жанры незнакомых произведений, узнавать знакомые по вступлению, высказывать своё суждение о них; -петь несложные знакомые мелодии с сопровождением и без, проявляя своё отношение к исполняемому;
-точно, ритмично двигаться, выразительно передавая музыкально-игровой образ.
Дети 6-7 лет, кроме этого, должны уметь:
- различать двух-, трёхчастную форму, выделять выразительные средства музыки, различать инструментальную и вокальную музыку;
- петь, точно интонируя, спеть попевку в 2-3 тональностях, определять звуковысотное движение, ритмический рисунок;
- выразительно передавать музыкально-игровой образ, импровизировать оригинальные попевки, инсценировать в движении
песни;
- исполнять на различных инструментах партитуры пьес.
Старшие дошкольники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельности, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий, однако, быстро устают от однообразной работы. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодии, отсутствием дифференцированного ощущения разнохарактерных гармонизаций мелодий, активностью восприятия ритмики.
Активно-двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путём, прививать им специальные игровые навыки на основе интенсивно развитых двигательных функций.
Присущая этому возрасту гибкость мускулатуры способствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учебы.
Учитывая специфику индивидуальных занятий на уроках фортепиано, на этот аспект следует обратить особое внимание для того, чтобы выяснить какова роль личности педагога для ребенка старшего дошкольного возраста. Опираясь на исследования психологов в данной области, можно сделать следующие выводы, что именно в дошкольном возрасте взрослый пользуется огромным авторитетом у ребёнка.
Если в более раннем возрасте немаловажную роль играет внешний вид и личное отношение детей и педагога, то в возрасте 5-7 лет оценка детей нередко основана на информированности взрослого, на присущих ему знаниях и умениях. При этом дети дают в основном положительную характеристику педагогу. Ребенок принимает педагога за образец, это выражается в подражании ему. Дети выделяют у педагога поведенческие штампы и следуют им, причём это делается осмысленно и не является простым копированием. Именно это должно стать основополагающим моментом в отношениях «ребенок - педагог» на индивидуальном уроке специального инструмента. Ребенок открыт для общения, он ждёт от педагога информацию и оценку своих действий. При этом очень важна эмоциональная окрашенность отношений педагога и ученика.
Если это - внимание и доброжелательность, преобладание ободряющих требований и положительных оценок, то у ребёнка возникают переживания созвучные переживаниям педагога. Он становится чувствительным к положительной оценке своих действий, и сам побуждает педагога проявить к себе эмоциональное отношение. Поэтому для педагога важно сразу, с первых уроков расположить к себе ребенка.
Проблема увлеченности, интереса является одной из глобальных в педагогике. Особенно остро она стоит сейчас в музыкальной педагогике и в сфере профессионального музыкального образования.
Мы выяснили, что возрастные особенности развития музыкальных способностей детей 5-7 лет, не только позволяют, но и предполагают использование игровых технологий на уроках фортепиано. Это подтверждается исследованиями ведущих психологов в области возрастной психологии. Ведущей деятельностью старших дошкольников является игровая деятельность, поэтому переход к учебной деятельности следует провести согласно интересам и потребностям детей, через деятельность игровую.
Список литературы:
1. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке. - ТОО «Кифара», 1994. - 152с.
2. Вебер К.Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2002. - 128с
3. Ветлугина Н А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.-240с.
4. Ветлугина Н А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. — 255с.
5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 286 с.
6. Музыкальная психология./Сост. Белошапка Г.И. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003.-165 с.
7. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. - М.: Музыка, 1979.-121 с.
8. Музыкальный руководитель № 1,2,3,4,5,6. Сборник статей. - М.: Воспитание дошкольников, 2004. - 96 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 456 с.
10. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 280 с.
11. Немыкина И,Н. Основы музыкальной педагогики. - Екатеринбург, 1993. - 64 с.
12. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. Смирнова С.А. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
13. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
14. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 271.
15. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика./под ред. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
16. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет в детском саду. Часть 1. М., 1994.-194 с. 17. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Изд.
АПН РСФСР, 1947. —
18. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. - М.: Астрель, 2000. - 96 с.
2023/4/7 08:52
19. Урунтаева Г.Н. Дошкольная психология. - М.: Академия. 2001 - 336 с.
20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
21. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.- 2 4 0 с.
22. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я детский педагог. - Санкт-Петербург: Союз художников, 1996. - 192 с.