Методическая разработка на тему: «Играя с инструментом – учись на нем играть!»

Сопко Людмила Васильевна

Материал предназначен для преподавателей ДШИ и ДМШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_2021_god.docx41.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район

Методическая разработка

Тема: «Играя с инструментом – учись на нем играть!»

Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано

 

     Составитель:

                                                         преподаватель фортепиано, концертмейстер

                                  Сопко Людмила Васильевна.

2021 г.

Содержание:

 

  1. «Играя с инструментом – учись на нём играть!»

Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано  

  1. Игровые примеры-упражнения
  2. Способы работы над гаммой

4. Заключение

5. Список литературы

ИГРАЯ С ИНСТРУМЕНТОМ – УЧИСЬ НА НЁМ ИГРАТЬ!»

Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано

С каким желанием приходят к нам в музыкальную школу маленькие дети, чтобы научиться играть на фортепиано! В основном, это дети, которые любят петь. И задача педагога - на основе этого желания привить любовь к музыке, развивая музыкальный слух, обучая музыкальной грамоте, умению ориентироваться на клавиатуре, применяя игровые формы работы, способствующие развитию творческого самовыражения ребёнка.

      Вообще, надо признать, игра на фортепиано – сложный процесс и не каждый ребёнок может освоить этот инструмент. Для ребёнка, обучающего на домре и балалайке чтобы исполнить какое-то произведение, достаточно выучить выразительно мелодию, а аккомпанемент - это дело концертмейстера, педагога-профессионала. Пианисту же нужно исполнять партию и солиста и концертмейстера одновременно, имея определённые навыки и умения.

       Условия работы в ДШИ сельской местности отличаются от условий работы в городе:  

  • детям, живущим здесь, катастрофически не хватает достойных музыкальных впечатлений: они лишены возможности услышать «живьём» оперу, симфонический концерт; музыку им поставляют телевизор, магнитофон, компьютер;  
  • ниже, чем в больших городах и качество дошкольного музыкального воспитания в детских садах и дома;
  • в ряде случаев родители не в состоянии приобрести инструмент, или, приобретя, не заботятся о своевременной настройке; почти полное отсутствие специалистов-настройщиков.

 Но работа в таких условиях заставляет думать, совершенствоваться, искать что-то новое.

Первые занятия, и не только первые, желательно проводить эмоционально, заинтересовывая юного пианиста. Проводить так, чтобы ребёнок ждал, считая дни до  следующего урока. На этих занятиях нужно проводить параллельно сразу несколько методов работы: и прочтение музыкальных сказок, и разучивание, сочинение стихов и рассказов, освоение ритмических рисунков, упражнений для пальцев, беседа с ребёнком о прослушанном произведении. Главное, чтобы урок проходил в форме диалога, в результате которого происходит развитие музыкально-образного мышления и интереса ребёнка к музыке.

Поэтому для успешных занятий ребёнка, особенно по предпрофессиональной программе, нужны, конечно же, природные данные и желание, но и немаловажны и желательны ещё несколько факторов:

  1. музыкальная подготовка, хотя бы минимальная (доп.услуги);
  2. наличие инструмента дома с первых уроков;
  3. домашний помощник (мама, папа, сестра, брат с музыкальными знаниями)

Индивидуальный урок во многом похож на общение с ребёнком в семье: есть возможность уважать его путь, его выбор, поддерживать его интерес, не навязывать то, к чему он пока не готов. Умение ждать – непростое умение.  

 Каждой маме знакомо чувство тревоги, когда ребёнок подруги уже ходит (говорит, ест самостоятельно и т.д.), а её малыш что-то не спешит с этим. Трудно, очень трудно ждать, не подгонять не проявлять нетерпения. Но жизнь учит – и начинаешь понимать, что это не имеет ничего общего с равнодушием, «бросанием на произвол судьбы». Просто всему своё время. Ребёнка, который не научился как следует ходить, бесполезно учить, например, бальным танцам.

 На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не мы вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали нас желанием всё узнать и всему научиться. Ведь это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо, обязательно научить!  И значит наша задача – создавать такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка.

       Игровые примеры-упражнения.

 «Корень учения горек, зато плод его сладок». Но нормальный ребенок не согласен мучиться сейчас ради прекрасного, но отдаленного будущего. И мы обязаны позаботиться о том, чтобы учение было в как можно в большей степени игрой для ребенка. Ведь игра -  это не только и не столько развлечение, сколько труд – азартный, интересный, хотя порой довольно тяжёлый. Причем труд бескорыстный: не за пятерку, не за новый велосипед. Прислушаемся и к мнению Роберта Шумана: «Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играет на нем».

            Поэтому первоначальный этап обучения игре на фортепиано  

            можно      обозначить       так:

              «Учиться играя».

 Конечно, это не всегда просто – выдумать подходящую случаю игру, но, если к этому стремиться, пробовать раз за разом, искать интересные новшества у других авторов, удачи будут.  

Приведу несколько игровых примеров.

            Игра «Что я вижу».

            Попросить ребенка рассказать, что он видит в комнате?    Затем показать    картинку и снова попросить, чтобы ученик рассказал, что на ней изображено. Похвалить: «Какие у тебя хорошие глаза, и как много они видят!»

В этой игре дети используют свои умения видеть и различать предметы, краски, рассказывать, что их окружает.  Наблюдения за ребенком дают мне возможность выявить эмоциональный склад ученика.

Следующая игра «Что я делаю?».

Учитель. Я завяжу тебе глазки и буду класть тебе в ладошку какой  либо  предмет, а ты будешь отвечать, что у тебя в руке.

Ученик. Угадывает предмет.

Учитель. С удивлением задаю новый вопрос: «Как же ты узнала, глаза-то были закрыты?»

Ученик. Отвечает, что ей помогли ручки, пальчики узнать предмет.

Ребенок использовал свой опыт по осязанию.

Учитель. Предлагаю еще поиграть.  Теперь ты будешь угадывать, что я делаю (хлопаю в ладоши, топаю, шуршу бумагой, играю на  каком либо инструменте) и каждый раз спрашиваю: « Что я делаю?»

Ученик. Получаю ответ.

 Учитель. Снова спрашиваю «Как же ты узнала, ведь глаза были закрыты?»

Ученик. Я слушала, у меня есть ушки, они слышат.

Учитель. Важно, что ты делаешь собственное «открытие», что звуки, например, нельзя увидеть или взять в руки, и что звуки надо именно слушать.

При изучении регистров говорю ребенку, чтобы клавиши красиво звучали, нужно знать их голоса и имена. Вправо эти голоса звучат всё тоньше, а влево – всё ниже.

Учитель. А как ты думаешь, голоса каких зверей и птиц (по высоте их звучания) будут соответствовать звукам, звучащим в верхнем регистре?

Ученик: птички, мышки, мотыльки, бабочки

Учитель: А кто из зверей может жить в нижнем регистре? А в среднем?

Ученик: В нижнем регистре могут жить медведи, волки, в среднем — зайки, лисички. А теперь посмотри на эти мягкие игрушки и расставь их на клавиатуре там, где ты их представляешь. Где живет волк, медведь, лиса и белочка, а где щебечут птички? А я тебе помогу.

Помогая представлять образы, преподаватель может почитать стихи:

Видишь, КЛАВИШ очень много,

Будто длинная дорога.

Если КЛАВИШУ нажать-

Станет КЛАВИША звучать,

И услышим мы не стук –

МУЗЫКАЛЬНЫМ будет звук.

НИЗКИМ голосом реветь

Может зверь лесной - медведь.

Мишкин голос БАС зовётся,

Очень низко БАС поётся.

Слева клавиши у нас

Будто мишкин голос - БАС.

Рядом с мишкой волк живёт,

Тоже НИЗКО он поёт.

Дальше звуки чуть ПОВЫШЕ,

В них лисичку ты услышишь.

В нотках СРЕДНИХ на лужайке

Скачет длинноухий зайка.

Белочки пушистой цокот

Звонкий, яркий и ВЫСОКИЙ.

Очень тонок и ВЫСОК

Нежный птичий голосок.

Без труда найти мы сможем

Звук, на птичий свист похожий.

Если мы решим все вместе

Песню для друзей сыграть,

Будут звуки этой песни

В СРЕДНИХ клавишах звучать.

Будто голоса ребят,

Эти клавиши звучат.

Для подготовки рук ребенка играть сочным, красивым звуком я использую следующие упражнения:

1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки

«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.

«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.

2.Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта

«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты  в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я  говорю – «Новая кукла!»

3. Упражнения для освобождения запястья.

1.Руки имитируют движения кисточки (красим забор);

2. Вращение запястья ( рисуем кружочки);

3. Супинация и пронация (открываем калитку ключом);

4. Ритмические упражнения. 

Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например:

 ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка –

чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм песенки

 Там-там –там, там-там-там

                                                           

 У ме-ня, ба-ра-бан.

Помимо стихов желательно в увлекательной форме знакомить учащихся с нотной грамотой. Очень легко ребята осваивают основы музыкальной грамоты с помощью шарад.  Например:

Первый слог - нота.

                Второй-нота тоже

                А целое - на боб похоже.  (Фасоль)

Первая половина слова – громко

Вторая – тихо

В целом - музыкальный инструмент. (Фортепиано)

При разучивании длительностей нот дети с интересом слушают сказку

о    грушах

Сказка о грушах

Бабушка Нота по саду пошла -

Спелых четыре груши нашла.

Ноты подумали и решили,

Так меж собой их разделили

Бабушке груша достанется целая -

Она нота крупная, длинная и белая.

Вторую разрезали посередине -

Двум дочкам досталось по половине.

Третью грушу резали

На четыре дольки

Каждой внучке дали

По четвертной части.

А подружки сказали:

Скорей! Делите нам грушу на восемь долей

Значит, каждой подружке

Достанется груши восьмушка.

Понятие “октава” дети очень быстро запоминают в форме стихотворения:

В домике нотном семья обитает:

“До” дом убирает и охраняет,

“Ре” на речке весь день пропадает

“Ми” - миндаль в саду собирает

“Фа” - фасолью фасад украшает,

“Соль” - солью с хлебом знакомых встречает,

“Ля” - гуляет всегда на поляне.

“Си”- сидит целый день на диване

В домике весело нотам живётся -

Видно, не зря он октавой зовётся

  1. Игра «Там в лесу». Помогает на первых порах помочь ощутить legato и выработать этот приём на двух и трёх звуках.

Учитель. С кем ты любишь гулять в лесу?

Ученик. С бабушкой.  

Учитель. Представь, что бабушка беспокоится, чтобы ты не потерялась, окликает тебя. Левая рука – бабушка, правая – ребёнок. Все слова обязательно пропевать.

Учитель. Ю-ля!

Ученик. А-у!

Учитель. Где ты там?

Ученик. Я в лесу!

 Интервалы могут быть разными. На какой именно палец шагать -  поначалу неважно. Можно добавить педаль. Можно договориться, что, Юля ушла далеко, не слышит, бабушка зовёт её четыре раза подряд, тревожится – и вот, наконец, издалека доносится ответ. Игра может длиться сколько душе угодно.

2    Игра «Эхо». Работа над разнообразием звука.  

 За инструментом двое (ученик и учитель, два ученика), педаль нажата. В сказочном лесу прозвучало слово (крик, шаги, любой звук – импровизируя в низком регистре f или mf, коротко, чтобы легко было запомнить), и волшебное эхо повторяет всё трижды в разных октавах – mp, p, pp. Можно добавить такое условие: и «слово», и каждый ответ эха исполняются с участием обеих рук.

 В связи с реализацией предпрофессиональных программ происходит сокращение времени, отведённого на донотный период. Подборка упражнений для постановки руки,  помогает научить ребёнка чувствовать свою руку, «дружить» с ней, быстрее освоиться за инструментом за довольно короткий срок. Чтобы ребёнку не скучно было совершать однообразные движения, необходимо придумать стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что произнося какие-нибудь слова под упражнение, ребёнок занят текстом и не фиксирует своё внимание на движениях руки. Рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её поправлять. Постепенно появляется естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту. Также эти упражнения дают возможность развивать мелкую моторику, речь, воображение и ритм. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка.

  Итак, клавиатуру делим на два «царства» - высоких и низких звуков. Правая рука «хозяйка» в верхнем регистре, левая – в нижнем. Начинаем с 3-их пальцев, постепенно подключая остальные.

  1. Упражнение «Капельки».  Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в клавишу. Кисть «дышит» в воздухе.

Капельки капают, осень пришла.

Ходит в сапожках вся детвора.

  1. Упражнение «Зайчики». Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые движения.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики.

  1. Упражнение «По брёвнышкам».  Играем по чёрным клавишам вверх и вниз. «Какие клавиши больше напоминают брёвнышки? – Конечно, чёрные».

Рисуем картинку – кругом лужи (белые клавиши), задача ребёнка - перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду.

 Я по брёвнышкам скачу,

Падать в лужу не хочу.

 Раз, два, три, четыре, пять –

Прыг на брёвнышко опять!

  1. Упражнение «Шаги муравья».  Перебираем по порядку белые и чёрные клавиши, учимся держаться ближе к чёрным. Опять образ – муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Можно придумать, что вверх муравей бежит налегке, а обратно идёт медленно – тащит груз, он же трудяга.

 Муравейка, муравей, побежал домой скорей,

Дома дождик переждал – И опять работать стал.  

  1. Упражнение «Мяч». Помогает охватить всю клавиатуру, научиться лучше ориентироваться на ней. Ищем в каждой октаве разные по ширине и строению мелодические интервалы, используя не только белые, но и чёрные клавиши. Например, ре-диез и ля. С каждым разом задание усложняем.

Мой весёлый, звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь?

Красный, жёлтый, голубой –  

Не угнаться за тобой!

  1. Упражнение «Осторожный зайка». На подвижность 1-го пальца. Меняем на одной клавише 2 и 1 пальцы. 2 – зайка высунулся, 1 – зайка спрятался.

В ямке маленький зайчишка прячется, дрожит, трусишка!

Мы пойдём, его найдём. Ему песенку споём.

  1. Упражнение «Смелый зайка». Подкладывание1-го пальца. Шагаем по белым клавишам со 2-го на 1-ый.

Зайка по полю скакал и морковку потерял.

Потихоньку он пошёл и опять её нашёл.

 Когда упражнения выучены, с них можно начинать каждый урок, уделяя минут 5-7 времени.

    Способы работы над гаммой.

 В освоении нотной грамоты можно использовать очень удобные пособия Корольковой «Крохе-музыканту», «Первые шаги маленького пианиста», Альтермана «40 уроков начального обучения». Когда ребёнок освоил ноты, длительности, основные приёмы звукоизвлечения, на смену упражнениям приходит время работы над гаммами.  И здесь игровые способы очень пригождаются.  

Самая большая трудность для большинства учащихся – соединение гаммы в прямом движении двумя руками. После того, как твёрдо усвоено чередование пальцев отдельными руками, считаю целесообразным соединять сразу на 2 октавы, так как остановка на 5 пальце, при игре в одну октаву, сбивает потом с основного чередования 3 и 4 пальцев. Для облегчения процесса придумали определённую схему: при движении вверх – ведущая правая рука, она первая чередует пальцы, а левая за ней повторяет; при движении вниз – главной становится левая рука, а правая – повторяет. При этом одно условие – пальцы не пропускать! При таком способе работы гамма начинает звучать приемлемо после 2-3 уроков.  

    Заключение.

 Конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет и созданная на уроке атмосфера. Традиции авторитарной педагогики у нас в стране очень сильны – и в семье, и в детском саду, и в школе это пока самый распространённый стиль воспитания и взаимоотношений. А ведь воспитывать – значит создавать, и только создавать.  

Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребёнка о себе самом как о достойном человеке.  

 Поэтому на каждом уроке должно найтись место похвале. И хвалить всегда есть за что! «Это лучше, чем в прошлый раз!» (Почти всегда правда, так как даже нетронутая вещь «доходит», как пирог в духовке). «Вот это место мне очень понравилось – сам то заметил, как хорошо получилось?» Хвалить надо, конечно, не вообще («умница»), а за конкретно сделанное, понятное, прозвучавшее.

  Такое найдётся всегда: верно взятый темп, хорошая педаль, удачный эпизод, стройный аккорд, естественное ritenuto. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать! Критика же должна быть

конструктивно. Строго говоря, даже не критика, а предложение сыграть иначе, усовершенствовать исполнение.

 Однажды хитроумные психологи провели такой опыт. Они пришли в класс со множеством своих приборов. Изучали они долго на глазах учительницы и детей, и в конце концов сообщили, что, по их исследованиям, такие-то и такие-то ученики покажут в будущем году особые успехи. На самом деле они ничего не изучали. Это была только видимость.  

 Этот опыт повторяли много раз с одним и тем же результатом: случайно отобранные ребята действительно показывали рост умственных способностей!

 Стало быть, выслушав неразобранную или недоученную пьесу в исполнении ученика, не надо уныло и обречённо, или раздражённо указывать ему сразу на его грехи: «Опять пальцы не те…А что за ритм?» Начнём с достоинств, поверим в хорошее будущее – и он пусть поверит. А уже потом о недостатках; причём, если их много, начать с одного. Выдавая целый список, мы поступаем нерационально.  

 Ребёнок просто не справится сразу с целой кучей замечаний, это только в сказке «одним махом семерых убиваем». Поэтому, необходимо ставить одну-две задачи, выполнил эти – ставьте следующие.  

 Немало важно, чтобы ученик развивался свободно. Свободному развитию, безусловно, вредит чрезмерная озабоченность успехами ребёнка со стороны педагога и родителей. Дети доказывают это взрослым с раннего детства. Еда и сон – важнейшие жизненные потребности, но некоторые малыши прямо-таки ненавидят спать и есть. Почему? Да потому что мамы заставляют их делать это и ужасно горюют, если дитя отказывается садиться за стол или ложиться в кровать вовремя. Стол и кровать превращаются в поле боя. Вот что пишет о ненужности родительского нетерпения американский психолог Эдда Лее Шин:

«Если я вам скажу, что вам нужно наложить шины на ноги семимесячному малышу, чтобы научить его ходить раньше, чем это сделает природа, вы скажите мне, что я сошла с ума. Однако, каждый день родители пытаются научить двухлеток читать. Трёхлеток завязывать шнурки. А пятилеток нырять с высокого бортика».  

  С обучением всё точно так же. Излишняя озабоченность успехами («он уже должен это уметь!»; «я должна, во что бы то ни стало научить!») толкает взрослого на конфронтацию с ребёнком. Всему своё время…

 В одном из институтов проводилось исследование: близнецов учили читать по разным программам. Одного начали учить в 3 года, а второго – в 6 лет. В 8 лет уровень из развития был одинаков.  Нужно, чтобы темп развития задавал сам ученик, а педагог подчинялся отчасти этому темпу, приспосабливался к нему и находил хорошее и в «быстром» и в «медленном» ученике. Ведь садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки вверх, чтоб росло поскорее, не расправляет лепестки цветка – он раскроется сам, когда придёт время, - просто поливает, подкармливает и ждёт. И мы должны не сдерживать и не форсировать, а просто растить. И тогда темп роста будет нормальным, то есть у каждого свой.

 И в заключении: в любой ситуации, при любой провинности педагог должен уважать ученика. В каждом классе должна всегда царить спокойная и деловая обстановка. Вместе со мной ученики учатся слышать, видеть, чувствовать, сопереживать, творить. Обеспечено дружеское участие каждому юному музыканту. Ведь музыка – близкий друг и мне, и ему: на уроке мы оба в гостях у этого близкого друга, отсюда и непринуждённость общения. Считаю важнейшим умением и задачей педагога-пианиста погружение в так называемое «творческое состояние» на каждом уроке, имея дело с предельно сложным и изменчивым материалом – человеческой психикой. Так с каждым шагом осуществляется педагогическая цель – большая и нужная: СДЕЛАТЬ РЕБЁНКА СЧАСТЛИВЫМ!

Список литературы

  1. И.Акимов, В.Клименко «О природе таланта», 1998.
  2. А.С.Белкин «Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителей» - Просвещение, 1991.
  3. Л.Гусейнова, Л.Волчек, Л. Борухзон «Азбука музыкальной фантазии».
  4. «Мастера советской пианистической школы», Москва: 1961.
  5. Б.И.Милич «Воспитание ученика-пианиста», 1997.
  6. «Музыкальная жизнь» № 11-12, 1994.
  7. В.И. Петрушин «Музыкальная психология» - Москва 1994.
  8. И.Э.Сафарова «Игры для организации пианистических движений», Екатеринбург, 1994.
  9. С.Соловейчик «Резервы детского «Я», Москва: 1983.
  10. В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа», Москва «Просвещение», 1969.
  11. Г.Хохрякова «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?», 1998.
  12. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков», Ленинград: Музыка 1994.
  13. Г.Хохрякова «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?», 1998.