" Интеллектуальное развитие ребёнка средствами вокального искусства"
Данный материал поможет познакомиться педагогам ,как можно с помощью вокала развить интеллект ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Интеллектуальное развитие ребёнка средствами вокального искусства" | 27.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ-ЦЫ ТЕМИРГОЕВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН
Интеллектуальное развитие ребёнка
средствами вокального искусства.
Разработала педагог дополнительного образования
Лифанцева И. П.
На земном шаре, наверное, нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их ребёнок рос не только здоровым, но и интеллектуально и всесторонне развитым. Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным впечатлениям, знаниям, новостям! При этом важно строго соблюсти границу, за которой начинается пресыщение информацией, что может привести к переутомлению, интеллектуальной и психической перегрузке.
Для того чтобы успешно развивать интеллект, прежде всего, необходимо понимать, что это такое. В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему:
интеллект - это некая сумма знаний и умений, а также способность эти самые знания усваивать и решать с их помощью любые нестандартные ситуации.
Усваивать знания и умения помогают познавательные способности –восприятие, внимание, память, своевременное и достаточное развитие которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.
Психологи сходятся также во мнении, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль не только родителей, но и педагогов в процессе интеллектуального развития.
Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе (в зависимости от обстоятельств). Ведь развитие мышления у детей определяется не только и не столько их способностями (задатками) и возрастными особенностями, а в большей мере объёмом и характером информации, которую они получают, и степенью её усвоения.
Интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное (малыши), наглядно-образное (дошкольники) и словесно-логическое мышление (школьники) – последовательные ступени интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие ребёнка характеризуется закономерной сменой данных стадий, где каждая предыдущая подготавливает последующую. С возникновением новых форм мышления старые формы не исчезают, а сохраняются и развиваются. Важнейшая задача интеллектуального развития - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всём многообразии её форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребёнка является творчество. Интеллектуальное развитие ребёнка во многом зависит от его творческих способностей, а если эти способности с раннего детства направлены в нужное русло, и ребёнок правильно воспитан, можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что дальнейшее школьное обучение, будет успешным и вызовет у ребёнка только положительные эмоции.
В своё время Иммануил Кант высказал удивительно меткую мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Познавательные функции искусства дают возможность расширять умственный кругозор, развивать художественный вкус, стимулировать творческую активность ребёнка. Я пытаюсь развивать интеллект детей средствами вокального искусства в рамках вокального объединения в Центре детского творчества в разных направлениях.
Ещё древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. В Древней Греции сольные вокальные произведения исполнялись поэтами-композиторами, певшими под аккомпанемент кифар, авлоса, лир и тригона. Слово исполнителя адресовалось к сознанию человека, тембр и музыкальное сопровождение — непосредственно к чувствам. Известны идеи Платона, по которым музыкальные ритмы и лады воздействуют на мысль и делают её сообразной им самим, то есть организованной.
Вокальное искусство является сегодня одним из популярных видов творческой деятельности, особо любимой современными детьми. С раннего возраста ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребёнка с первых дней жизни, для него открываются тайны и красоты родного языка. В объединениях « Казачьи напевы» учащиеся знакомятся с народными казачьими песнями. Важно не пренебрегать такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Обращение к ним есть следование по проверенному многовековой практикой пути приобщения детей к искусству (разработки Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина). Когда дети поют, они не просто разрабатывают свой слух, они увеличивают словарный запас, учатся с лёгкостью чётко выговаривать слова, рассказывать длинные истории безо всяких усилий и, как не удивительно, уверенно считать. Пение стимулирует сложную деятельность мозга, связывая стихи с мелодиями, мелодии с движениями и действиями. При помощи пения можно помочь детям познать самих себя и окружающий мир: исполняя песни, они несознательно изучают алфавит, цифры, фигуры, части тела, животных и многое другое. Пребывая в мире песен, дети учатся выражать свои чувства, напрягать своё воображение, и, в конечном итоге, у них появляется чувство собственного достоинства и уверенности, которое необходимо для успеха в дальнейшей жизни.
В процессе восприятия и воспроизведения музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Актуальность и значимость развития вокальных способностей обусловлена и тем, что они имеют ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей. Посредством вокальной деятельности, дети приобщаются и к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями, с различными моментами нашей истории (взять песни о войне и героях войны, песни о спорте, песни о городах, об исторических личностях). Это ли не развитие интеллекта?
“Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждает всем известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Известный японский музыкальный критик Масару Ибука исследовал интересный феномен, что исполнение музыки оказывает огромное воздействие на человека. Он рекомендовал пользоваться методом “полного погружения музыку” и был уверен, что музыка влияет даже на внешность, то есть делает ребёнка красивым.И действительно, поглядите на детей, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глазки блестят ярче. Вокальная музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на вокальных занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребёнку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Исполнение и восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов произведения. Обсуждая прозвучавшее вокальное произведение с педагогом, ребёнок делает первые сравнения и обобщения: определяет общий характер песни, её структуру, ладовые и мелодические особенности. Вокальная работа учит сосредотачиваться, развивает речь, устраняет некоторые её дефекты, помогает ближе узнать родной язык и его разнообразие. Со значением многих слов дети знакомятся именно в процессе изучения какой-либо песни. Кроме того, многие врачи утверждают, что когда поют, дети укрепляют иммунную систему, здоровье, эмоциональный тонус, что помогает интеллектуальное развитие продвигать в правильную сторону.
Значительного интеллектуального напряжения требует от юного вокалиста пение по нотам, когда ребёнок должен не только «читать» нотную и ритмическую информацию, подчас достаточно сложную, но и озвучить её. Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся вокальным творчеством, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена прямая связь между вокальными и математическими способностями ребёнка.
Вокальные занятия помогают в изучении иностранных языков. Пение на иностранном языке – стимул к самостоятельному переводу текста, к качественному произношению слов, к пониманию интонационной стороны данного языка.
В процессе пения дети имеют возможность импровизировать, фантазировать, создавать свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально - ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют танцевальные движения, напевая и двигаясь под музыку. Дыхательный комплекс вокалиста требует серьёзной работы мозга и представляет собой один из процессов самопознания. Я уже не говорю о том, что каждый ребёнок, занимающийся вокалом, постепенно осваивает свою анатомию (сначала пусть в образах, но позже в реальном виде).
Особое место на вокальных занятиях отводится артикуляции, ведь хороший вокалист должен уметь донести содержание исполняемой песни до каждого слушателя. Артикуляция — это действительно соединение интеллектуального и физического, она соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Давно известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Поэтому артикуляция — в первую очередь, интеллектуально-эмоциональный процесс, и только во вторую — физический.
Вот почему стоит учить детей хотя бы элементарной культуре пения.
Пение необходимо для интеллектуального, социального и эмоционального развития ребёнка. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность школьников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей и для интеллектуального развития ребёнка, в целом.
Что же важно для интеллектуального развития ребёнка средствами вокального искусства?
Подобрать интересный для ребёнка репертуар, который несёт определённую смысловую нагрузку - интеллектуальную задачу.
Поощрять активность ребёнка (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что-либо разбирать, анализировать, сочинять, придумывать. В процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребёнок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.
Использовать различные игровые моменты в организации вокальных занятий (соревнования, эстафеты, вокальные диалоги, вокально-речевые тренинги), чтобы сохранять на занятиях живые мыслительные процессы.
Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребёнка является сотворчество – педагог и ученик: вместе можно придумать четверостишие, распевание, какое-либо движение под музыку, найти нужную скороговорку для развития дикции.
Ещё одно важное условие успешного развития интеллектуальных способностей ребёнка: он должен получать удовольствие, радость от самого процесса познания. В процессе вокальных занятий именно это и происходит: детям интересно, они раскованны и непосредственны, что активизирует мышление, формирует целенаправленную деятельность и устойчивость внимания.
Развивая интеллектуальные способности ребёнка, мы, педагоги по вокалу, параллельно решаем многие проблемы, связанные с обучением в школе - отношение к учёбе, способность к саморегуляции поведения, воспитание волевых усилий для выполнения поставленных задач и др. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом даёт возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребёнка положительной жизненной энергией.
Таким образом, вокальное искусство влияет на создание необходимых условий для правильного формирования интеллекта ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Список использованной литературы:
- Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 1989.
- Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. пособие. СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
- Маркуорт Л. Самоучитель по пению. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Никольская С.Т. Работа с голосом. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов). М.: Знание, 1978.
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2005.