Программа по концертмейстерскому классу
Программа переработана с учётом иллюстратора - вокалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kontsertmeysterskiy_klass.docx | 43.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования г.Нягани
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.03
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
(фортепиано)
г. Нягань 2022
Рассмотрена и рекомендована к утверждению и реализации на методическом совете МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» Протокол от « »__________2022г. №__ | «Утверждаю» Директор МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ» ___________ И.А. Бережная « » ______________2022 г. |
Составитель:
Третьякова Наталья Борисовна, преподаватель по классу фортепиано
Рецензент: Сабанова Виктория Юрьевна, преподавательпо фортепиано высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
1.Пояснительная записка
Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной вокальной и инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное - развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике как музыканту -профессионалу, так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение с листа, подбор по слуху) особенно востребовано в настоящее время.
Цель программы: создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу или инструменту, что позволяет значительно расширить репертуарные рамки и проявить себя более разнообразно в общении с инструментом.
Задачи программы:
- формирование практического умения и навыков аккомпанирования;
- воспитание чувства стиля и художественного вкуса;
-овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями;
- воспитание чувства партнерства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания.
Программа рассчитана на 2 года обучения в ДМШ и ДШИ 7-8 классы (8-летней программы обучения). Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-17 лет. Основной формой занятий является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, а также игра с иллюстратором. Продолжительность урока - 40 минут, один раз в неделю. Зачёты проводятся по полугодиям, на зачёте исполняются два разнохарактерных произведения. Рекомендуется проводить зачёты в форме концерта, что способствует более свободному исполнению программы и повышает заинтересованность учащихся. Данная программа предполагает изучение учебного предмета «Аккомпанемент» в классе вокальной музыки.
Для реализации данной программы необходимо наличие квалифицированных иллюстраторов.
2. Содержание учебного предмета
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану составляет два года : 7 класс - 8 класс. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».
Сведения о затратах учебного времени по 8-летнему обучению:
Таблица 1
Распределение по годам обучения | |||
Класс | 7 | 8 | |
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 1 | 1 | |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 1 | 1 | |
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) | 32 | 32 | |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю) | 1 | 1 | |
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) | 64 | ||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 128 |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
1) умение читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды), особенно при чтении с листа;
2) быстрота реакции на сцене во время исполнения;
3) знание специфики вокального и инструментального исполнительства: у вокалистов - дыхание, у струнников – штрихи;
4) умение подчиняться творческой воле солиста, быть с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям;
5) чувство партнерства и сопереживания;
6) пианизм, без которого невозможно решение музыкальных задач;
7) любовь к концертмейстерскому исполнительству и общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.
Требования по классам:
7 клаcc
I полугодие: зачет (можно в классном порядке) – 1-2 произведения.
II полугодие: экзамен (выступление на сцене) 2 произведения, различных по стилю, характеру, темпу и фактуре.
8 класс
I полугодие: зачет (в классном порядке) – 1-2 произведения.
II полугодие: выпускной экзамен (выступление на сцене)– 2 произведения, различных по стилю, характеру, темпу и фактуре.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться
контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет
В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский
класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются:
академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы.
Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени,предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс"проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в
свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание
промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
образовательным учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Таблица 2
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 «отлично» | технически качественное и художественно |
4 «хорошо» | отметка отражает грамотное исполнение с |
3«удовлетворительно» | исполнение с большим количеством недочетов, |
2 «неудовл- но» | комплекс недостатков, являющийся следствием |
«зачет» без отметки | отражает достаточный уровень подготовки и |
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
V. Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен по принципу – от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Аккомпанемент - один и важных моментов в развитии юного музыканта, который нельзя упускать, так же как и игру в ансамбле. Кроме новых практических навыков, эти формы работы приносят большое эмоциональное удовлетворение учащемуся, расширяют возможности концертных выступлений, позволяют избавиться от концертного волнения. Главной задачей на начальном этапе является осознание, что солист и учащийся - одно целое.
Условием успешной реализации программы по учебному предмету
"Концертмейстерский класс" является наличие в школе квалифицированных
специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и
внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и
наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для
создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При
составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по
содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов
Тщательное изучение партии солиста должно стать привычкой концертмейстера. Особенно это относится к вокальной музыке.
В первую очередь надо осмыслить форму произведения как единое целое. Ученик должен чётко представлять структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные места, кульминация. Очень важно обратить внимание также на темповые изменения и характер музыки. Необходимо сразу определить точный темп - от этого будет зависеть работа над приёмами исполнения.
Очень остро при совместном музицировании встаёт проблема метроритма. Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии. Применение педали в аккомпанементе обязательно, так как является дополнительным средством музыкальной выразительности.
Большое внимание необходимо уделять точному исполнению длительностей, особенно пауз. Несоблюдение этих авторских указаний может сильно исказить характер исполняемой музыки. Очень полезно проучивать произведение аккордами, выявляя таким образом гармоническую основу любой фактуры. Основой исполнения аккомпанемента всегда является линия баса. Её надо проучивать, выстраивая динамичный план всего произведения. Большое внимание надо уделять звуковому соотношению солиста и аккомпенемента, который не должен заглушать соло, а всё время поддерживать и помогать ему.
Особенности аккомпанемента в вокальной музыке.
Исполнение произведения человеческим голосом неразрывно связано с искусством дыхания. На это нужно обратить внимание ученика-концертмейстера. Нужно сразу вместе с вокалистом наметить цезуры.
Вокалист может исполнять произведение очень свободно, поэтому ученикдолжен хорошо владеть фортепианной партией, знать хорошо вокальную партию.
Художественному осмыслению произведения помогает словесный текст вокальной строчки. Нужно вдуматься в него, чтобы выразительно передать характер музыки.
Методические рекомендации при работе с учащимися в классе
вокального аккомпанемента
Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.).
Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.
Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали,
применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от
тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего
концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником
структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление,
заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий
эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление,
заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единомухудожественному замыслу.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также
обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого
движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающегося
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости.
Партию солиста следует для ознакомления поиграть на
фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя,
которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи
исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
7 - й год обучения
А. Алябьев "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко",
«Я вас любил», «Зимняя дорога», «Я вижу образ твой»,
«Иртыш», «Деревенский сторож»
Г. Булахов « Не пробуждай воспоминаний»
А. Варламов Обр. нар песни «Белолица, круглолица»
«Напоминание», «На заре ты её не буди»
М. Глинка «Скажи, зачем", "Бедный певец", "Сомнение",
"Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Мери",
"Уснули голубые", "Я люблю, ты мне твердила"
А. Гурилёв «И скучно, и грустно» «Матушка-голубушка»
А. Даргомыжский «Я вас любил», «Шестнадцать лет», «Мне грустно»,
«Не скажу никому», «Привет», «Старина»,
«Оделась туманом»,
А. Дюбюк « Не брани меня, родная», «Не обмани»
Е. Крылатов «Школьный романс»
Ц. Кюи «Коснулась я цветка», «Царскосельская статуя»
М. Минков «Песенка на память»
8 - й год обучения
А. Варламов «Белеет парус одинокий», « Вдоль по улице », «Красный сарафан »
М. Глинка «В крови горит огнь желанья…», «Я здесь, Инезилья», «Не искушай меня без нужды», «Венецианская ночь»
А. Гурилёв «Сарафанчик», « Ах ты душечка, красна девица»
А. Даргомыжский «Юноша и дева », «Я вас любил»
А. Дюбюк «Прости, не помни дней обмана»
Е. Крылатов «Крылатые качели»
А. Флярковский «Песня из к/ф «Розыгрыш»
Списки рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» – М.: Музыка, 1978
2.Арцышевский Г., Арцышевская Ж. «Юному аккомпаниатору» – М.: Советский композитор, 1990
3. Аккомпанемент. Примерная программа для детских школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва 2006г.
4.Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа» – М.: Музыка, 1971
5. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» – М.: Музыка, 1988
6.«О работе концертмейстера» Ред.- сост. М.Смирнов. – М.: 1994.
7. «Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Сост. Батагова А., Орлова Е. – М.: Советский композитор, 1976
8.Рафалович О. «Транспонирование в классе фортепиано» – М.: Музыка, 1963
9.Тимакин Е. «Воспитание пианиста» – М.: Советский композитор, 1984
Списки рекомендуемой нотной литературы
- Три века русского романса: для голоса и фортепиано: В 4 т. СПб.: Композитор. Санкт-петербург, (2004).
- Гурилёв А. Избранные романсы. М.: Музыка, 1989
- Даргомыжский А. Избранные романсы. М.: Музыка,1987
- Варламов А. Избранные романсы, М,: Музыка,1984
- Варламов А. Романсы и песни В 4 т. М.: Музыка,1976
- Булахов П. Избранные романсы. М.: Музыка,1980
- Глинка М. Избранные романсы. М.: Музыка, 1980
- Крылатов Е.П. Крылатые качели. Москва АВF, 1997
- Минков М. Вечный двигатель. Москва, 2001