Методические рекомендации по работе над произведением С.В. Рахманинова Итальянская полька
Методические рекомендации по работе над произведением С. В. Рахманинова Итальянская полька
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rahmaninov_rekomendatsii_po_rabote_nad_polkoy.docx | 14.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе над произведением
С. В.Рахманинова Итальянская полька
(Ягнитева Елизавета, ученица 4 класса, детской школы искусств №18 г. Шенкурск, класс преподавателя Лукиной Елены Владимировны)
Данная пьеса относится к примерному репертуару 4-5 класса по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Фортепиано».
В этих классах учащиеся имеют сознательное отношения к работе над музыкальным произведением. Что касаемо технической оснащенности, к 4 - 5 году занятий, моторика ученика подчиняется художественным целям исполнительства, поэтому следует приучать ученика понимать каждый пассаж, как движение мелодии. Общеизвестно, что техника пианиста - не цель, а средство в достижении художественного результата. Ловкость, беглость, точность движений имеют ценность, если ученик слышит и понимает смысл исполняемого, если он обладает «звучащей» техникой. Яркие примеры фортепианных классиков также способствуют увлеченной работе и развитию технических и музыкальных навыков.
Познакомить ученика с творчеством С.В.Рахманинова. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. После революции 1917 года Рахманинов покинул Россию. 1918 года вместе с семьёй отплыл в Нью-Йорк. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. Рахманинов написал Итальянскую польку в 1906 году, будучи с женой и дочкой в Италии.
ПОЛЬКА – это быстрый, живой танец, а также жанр танцевальной музыки. Название танца произошло от чешского слова půlka, означающего "половинный шаг", поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.
Итальянская полька написана в простой безрепризной трехчастной форме. Схема А В С
Первая часть - d-moll, период - 16 тактов. Он состоит из двух предложений по 8 тактов с серединным и заключительным кадансом.
Вторая часть - D-dur cостоит из двух периодов по 16 тактов. В свою очередь каждый период делится на два предложения по 8тактов.
Третья часть – D-dur,период 16 тактов, из двух предложений.
Познакомить ученицу с танцами разных народов на примере музыкальных произведений. Сопоставить разные танцы, выявить сходные и различные черты в их музыке, создать свои определения музыкальных понятий. Развивать способность вслушиваться в характер музыки размышлять, используя разнообразные виды музыкально практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры ученицы, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре разных стран и народов.
В основе произведения бытовой народный танец. Темп быстрый, оживлённый. Части отличаются по характеру и построению. Первая часть написана в тональности d-moll – это накладывает отпечаток задумчивости, мечтательности. Ритм чёткий, упругий. Партия правой руки исполняется легко и чётко. Мелодия первой части заканчивается на движении мелодической линии вверх, но при этом нужно исполнить с ослаблением звучности.
Вторая часть противоположно первой. Носит светлый, блестящий характер. Написана в одноимённом мажоре. Начинается из-за такта, как и первая часть. Для хорошего запоминания вторую часть можно условно разбить на два построения. Первое построение характеризуется стремительным, беспрерывным движением. Аккомпанемент – четкое стаккато. Мелодия написана шестнадцатыми, волнообразными движениями вверх вниз, которая сопровождается усилением и ослаблением звучания. Трудность для ученика заключается в сохранении ритмической ровности.
Для освоения технической сложности рекомендую играть гамму D-dur в разных темпах и всеми штрихами. Рекомендую исполнять первое построение второй части единым штрихом legato, чтобы избежать разрывов в мелодии.
Третья часть начинается также из-за такта. Акценты исполняются не так как в первой части. Здесь они звонкие, яркие и подчёркивают жизнеутверждающий характер пьесы. Техническую трудность составляют взлёты мелодии на октаву вверх. Рекомендую учить отдельно и выбрать удобную аппликатуру, добиться лёгкости их исполнения. В этих местах допустима небольшая ритмическая свобода. Заканчивается третья часть часть взлётом мелодии вверх и усилением звучности.
Итальянская полька С.В. Рахманинова имеет большое значение в техническом и творческом развитии ученика.