Работа над музыкальным образом
Важную роль в процессе формирования юного музыканта призвана играть работа над художественным образом произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_muzykalnym_obrazom.docx | 22.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г.Сосногорск
Открытый урок
Тема: «Работа над художественным образом в произведенияз В.Коровицына«Бурре»,Р.Вандалла «Водопад»»
Подготовила: Т.Г.Стороженко
Сосногорск,2023г.
Цель урока: сформировать навыки создания художественного образа при исполнении музыкальных произведений в классе фортепиано
Задачи урока:
Образовательные:
-сформировать понятие «художественный образ» музыкального произведения, изучить особенности его воплощения
-овладеть навыками передачи музыкой чувств, мыслей, настроений, переживаний
-научить пользоваться приобретенными теоретическими навыками
Развивающие
-развивать интеллект, воображение, слух, темперамент, технические способности ученика
-развивать исполнительские навыки;
-развивать творческую инициативу учащихся.
Воспитательные
-воспитывать музыкальность, художественный вкус;
-воспитывать музыкальную грамотность, любовь к искусству
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Образовательные технологии:
-технология развивающего обучения
-технология партнерского сотрудничества «учитель-ученик»
-технология личностно-ориентированного обучения.
Методы обучения:
Обучения, сравнения, анализ, обобщения, метод наглядности, метод диалога, рефлексия.
Средства обучения:
Инструмент фортепиано
Ноутбук
Наглядные пособия
Структура урока
1.Организационный этап
Приветствие
Контроль готовности к уроку
2.Мотивация, постановка цели урока
-обьявление темы урока
-определение работы над художественным образом музыкального произведения одним из важнейших этапов формирования юного пианиста.
3.Разыгрывание.Работа над гаммой E-dur. (Динамика, темп. Придумывание образного ряда.)
Работа над пьесой В.Коровицына «Бурре»
-исполнение произведения
-информационное сообщение о композиторе, его стиле
-анализ жанра, формы,
фактуры пьесы
-работа над исполнительскими задачами
-прослушивание аудиоматериалов и сравнение
Работа над пьесой Р.Вандалла «Водопад» -исполнение произведения
-информационное сообщение о композиторе, его стиле
-анализ жанра, формы,
фактуры пьесы
-работа над исполнительскими задачами
После детальной проработки произведений исполнить их в концертном варианте.
4.Домашнее задание
5.Рефлексия -подведение итогов урока, выставление оценки
6.Итог урока.
-успеха в ярком и точном воплощении художественного образа произведения можно достичь лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, пианистически и артистически
Ход урока:
1.Организационный этап.
Приветствие
Проверка готовности к уроку.
2.Мотивация, постановка цели урока.
Пелагог.
Важную роль в процессе формирования юного музыканта призвана играть работа над художественным образом музыкального произведения. Важно уметь передать эпоху, стиль, исполняемого, способность осмыслить особенности гармонического языка, возможность освоить произведение технически, иными словами, это сложный комплекс работы исполнителя.
На данном уроке мы, с Андреевой Софьей, обучающейся 4 класса постараемся продемонстрировать нашу работу над музыкально-художественными образами.
Итак, каждое занятие на инструменте нужно начинать с разыгрывания, подготовки пальцев к игре. Сегодня это гамма E-dur в прямом движении.
Ученица исполняет гамму в 4 октавы. Проводится работа над гаммой.
П. Перед началом игры гаммы ты какую цель ставишь?
Ответ. Играть точными пальцами, в подвижном темпе, уверенность, правильность движений
П. Это ты назвала технические задачи, но надо всегда помнить, что любое прикосновение к инструменту должно быть музыкально выразительно. Попрошу эту выразительность мне показать с помощью динамики, одного из выразительных средств.
Обратиться к схеме «Средства музыкальной выразительности»
Какие средства выразительности нам нужно использовать?
У. Игра гаммы от «пиано» к «форте» и обратно
П. Получилась у тебя кульминация в гамме (высшая точка громкости)?
Ответ. Не очень.
П. Давай придумаем образ «Электрички». Вот она приближается издалека так же быстро проезжает и удаляется.(Тихо-Громко-тихо)
Ученица называет музыкальные термины (пиано, крещендо, форте, диминуэндо, пиано)
Играет гамму с большим старанием и увлеченностью, выполняя задачу передачи музыкального образа.
Далее педагог просит изобразить в игре арпеджио «движение воды»
-Игра короткого арпеджио-«ручей журчит» максимальное легато
-Игра длинного арпеджио-«широта нашей реки Печоры», мощно, глубоко
-Игра ломанных арпеджио- можно представить «бурный водоворот воды»
П. Все ли, на твой взгляд получилось в передаче образов разного «движения воды»?
Ответ. Хотелось бы лучше передать образ «бурной реки»
П. Рекомендует и показывает какой прием звукоизвлечения стоит применить и поработать над ним дома. Обобщает игру упражнений в целом.
Работа над произведениями
В.Коровицын «Бурре».
Вопрос. Что ты знаешь об этом авторе?
Ответ. Владимир Виленович Коровицын родился в Великом Новгороде в 1956 году. В 1981году окончил с отличием консерваторию в Санкт-Петербурге .Член Союза Композиторов России, лауреат многих конкурсов как композитор. В настоящее время проживает в Великом Новгороде.
В творческом багаже музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.
Музыка В.Коровицына отличается особой мелодичность, современностью интонаций, тонкой гармонизацией. Музыкальный язык многих сочинений доступен и самым маленьким учащимся и подросткам. Владимир Коровицын автор 9 сборников музыки для детей.
Один из них «Детский альбом»(сборник вышел в свет в 2007 году)
П. Мы взяли в работу одно из произведений «Детского альбома» Владимира Коровицына. «Бурре» из цикла «Очарование ушедших эпох»
Исполняет пьесу
Вопрос. Пьесы с название «Бурре» тебе уже встречались?
Ответ. Да, мне уже приходилось разучивать «Бурре» И.С.Баха.
П. Давай поговорим что такое «Бурре», откуда берет начало и может ли отличаться произведение Композитора 18 века и 21 века.
Принято считать, что «Бурре»-французский старинный народный танец, появился в XV-XVI веках. Термин «бурре» происходит от слова, которое можно перевести как «колотить» либо «совершать резкие прыжки». Считается, что у истоков танца стоят овернские дровосеки, которые, набивая ритм деревянными башмаками, аккомпонировали себе пением либо выкриками. С XVII-XVIII веков-придворный танец, созданный на основе народного образца. Музыкальный размер-2/2,2/4или 4/4. Темп быстрый. Исполняется в паре с передвижениями по танцевальному залу. Для танца характерны нарочито мелкие шаги, легкие переступания, изящные манеры.
Можно посмотреть видеоролик.
Вопрос.Посмотрев и послушав информацию о старинном «Бурре», можно ли считать пьесу Владимира Коровицына старинной?
Ответ. Нет, она написана в современное время, но в стиле старинной музыки.
П.Ты правильно заметила, Соня. Композитор В. Коровицын написал цикл «Очарование ушедших лет»
Давай все таки поймем как лучше исполнить эту пьесу. Разберем средства музыкальной выразительности, которые указаны в нотном тексте.
Вопросы -Какая тональность пьесы?
-размер
-форма
-темп
-ритм
Ответы. Тональность этой пьесы….,размер
4/4, начинается с затакта и с акцентами на первую долю такта (это может напоминать либо прыжки, либо пристукивание каблуком)
Форма 3-х частная, крайние части более громкие, звонкие, яркие. Середина-изящнее
Темп подвижный. Я считаю, что это парный танец крайние части танцуют дамы с кавалерами, а среднюю только дамы.
Вопрос. какие трудности ты испытываешь при исполнении?
Ответ. Нужно стараться выдержать один темп.
Не всегда получаются форшлаги
Правильно играть динамические оттенки.
Проводится работа по устранению трудностей.
Подвести итог по проделанной работе над пьесой «Бурре».
Работа над пьесой Р.Вандалла «Водопад»
Роберт Вандалл –американский композитор, написавший более 400 пьес для фортепиано, специально предназначенных для первых лет обучения.
«Водопад»-яркая пьеса концертного характера.
Исполняет пьесу.
Вопрос Какая форма этой пьесы.
Ответ.3-х частная форма, относится к многоплановым пьесам. Показывает в нотном тексте
Создание звуковой многоплановости, перспективы-одна из сложных задач.
Три плана:1-мелодия,2-бас,3-движение в среднем голосе
Но дает ощущение пространства, обьема, воздуха.
Думать нужно от правой руки и стремиться в бас. В левой руке «фа», «соль», «ля»-это капельки воды, которые сверкают на солнце. В правой струится вода, она должна быть прозрачная.
Вопрос.В каком темпе ты представляешь эту пьесу? (показать картинки водопадов)Бурный Водопад тебе представляется, или достаточно спокойно льющаяся сверху вода?
Ответ.
Темп Rubato, указанный автором, дает свободу ученику, не сковывает в технических возможностях. В данном случае ученик учится играть небольшие пассажи, а эффект «третьей руки» помогает снять излишнее напряжение.
Вопрос. Какая тональность?
Ответ. Знаков при ключе нет, если посмотреть на последнюю ноту, я затрудняюсь сказать.
П. Эта пьеса интересна в тональном плане. Знаков нет, но можно определить Фа диез мажор.
Интересна с точки зрения модуляций. Средняя часть(здесь фактура несколько изменяется, музыкальное изложение –по звукам трезвучий вверх, поэтому характер в целом не меняется) проходит по нескольким тональностям: До мажор, ля минор, ми бемоль мажор и опять Фа диез мажор в репризе.
О педализации. Разумеется, все произведение исполняется на педали. Функции педали в данном произведении: звукокрасочная и формообразующая.
Рефлексия.
На нашем уроке мы провели работу над упражнениями, произведениями.
Вся работа была построена на поиске музыкально-художественного образа., проведена работа над ошибками и подготовка к концертному выступлению
Скажи пожалуйста, Соня, что тебе понравилось на этом уроке? Помогает ли тебе исполнять произведения лучше, когда ты предствляешь и понимаешь о чем эта музыка и какой смысл в нее вложил композитор?
Тогда будь внимательной и замечай все подсказки, которые оставил автор в нотном тексте. Но и немного собственного индивидуального исполнения добавить можно.
Список литературы:
1.Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.-М.: Классика XXI,2002
2.Энциклопедический словарь юного музыканта.-С-П-КультИнформПресс,2000
3.Алексеев А.Д.Методика обучения игре на фортепиано.-М.: Москва 1978
4.Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л,1966.