Тема занятия «Звук. Источник Звука. Звуки шумовые и музыкальные».
Комплексная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на музыкальных инструментах»
Направление работы - дополнительное образование художественной направленности.
Предмет- слушание музыки.
Вводный урок к курсу «Слушание музыки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 29.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к учебному занятию по предмету «Слушание музыки» в рамках
Комплексной программы дополнительного образования детей «Обучение игре на музыкальных инструментах»
Направление работы - дополнительное образование художественной направленности.
Предмет- слушание музыки.
Вводный урок к курсу «Слушание музыки»
Тема занятия «Звук. Источник Звука. Звуки шумовые и музыкальные».
Количество часов в неделю-1 час. В год-36 часов.
Групповое занятие с обучающимися 1 класса.
Возраст обучающихся – 8-10 лет.
Характеристика группы. На начальном этапе изучения нового предмета (сентябрь- октябрь) психологом ДТД и М была проведена входящая диагностика по следующим параметрам и методикам:
1. «Методика выявления коммуникативных склонностей Р.В.Овчаровой.
2. «Общая ориентация детей в окружающем мире»
3. методика изучения учебной мотивации Т.А. Лукьяновой.
Результаты диагностики показали, что большинство обучающихся имеют средний уровень коммуникаций, что тхарактерно для данного возраста детей. Практически у 100% обучающихся сформирована высокая мотивация к деятельности на занятиях. При этом преобладает мотивация на саморазвитие. Однако, уровень общекультурной компетенции сформирован недостаточно. Тип занятия: Комплексное занятие по изучению нового материала и формированию практических умений и навыков.
Структура занятия включает следующие этапы:
- Организационная часть – мотивация к обучению с опорой на использование ранее полученных знаний и навыков о звуке как о физическом явлении, характеристике звука, умении анализировать музыкальные произведения
- Основная часть .Формирование нового понятия – звуки шумовые и музыкальные, новых способов действий, применение знаний, умений и навыков при анализе музыкальных произведений.
- Рефлексия. Обучающиеся в устных высказываниях дают оценку своей работе на занятии, анализируют полученные знания, применение их на практике. Выявляются трудности в работе, личное отношение обучающихся к материалу урока.
Образовательная цель:
- Сформулировать представление о звуке как о физическом, так и о музыкальном явлении.
- Дать понятия «Звук шумовой и музыкальный», «Источники звука»
- Отработать начальные навыки характеристики музыкального произведения на основе характеристики музыкального звука.
Развивающая цель:
- Развивать способности к сопереживанию, формирванию социальной позиции обучающихся.
- Умение внимательно слушать музыкальное произведение, анализировать по определенным параметрам, вести записи в тетрадях и правильно профессионально выстраивать устную речь при ответе;
Воспитательная цель:
- развивать общекультурную компетентность обучающихся.
Активные методы обучения, используемые на занятии:
Методы анализа, сравнения, Использование ресурсов электронного учебного курса «Музыка вокруг нас.1 год обучения.»
Приемы и методы, используемые для создания ситуации успеха на учебном занятии: скрытое инструктирование ребенка, внесение мотива На протяжении всего занятия- похвала за выполнение учебных задач, за скорость, качество работы, сноровку, за использование знаний, полученных в других областях образования, за каждый этап работы и общий результат занятия.
Применение активных методов обучения позволяет:
- Актуализировать в ходе занятия опорные знания о звуке, об источниках звука, направленные на формирование умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и применять их при слушании музыкальных произведений.
Оборудование:
- электронный учебный курс «Музыка вокруг нас»
- презентация «Источники звука»
- средства мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Анализ работы обучающихся на занятии.
- Тема занятия: «Звук. Источники звука. Звуки шумовые и музыкальные»
Структура занятия:
- Мобилизующее начало занятия
время | задача | содержание учебного материала | деятельность педагога | деятельность обучающихся | вид коммуникации | использование ИКТ на занятии | методы и приемы | форма организации учебной деятельности |
3 мин | Приветствовать обучающихся. Познакомить с работой на занятиях в новом формате – с использованием ЭУК. Зачем, что изменится, поможет ли в обучении. |
| Приветствует обучающихся, узнает их состояние и настрой на работу, актуализация ранее полученных знаний. | Приветствуют педагога, эмоционально настраиваются на работу. Высказывают свое мнение по поводу работы в новых условиях. | Устная в форме вопроса-ответа. | «Снятие страха» перед новой формой работы. | Групповая | |
7 мин | Ответы на вопросы, используя ранее полученные знания по предмету и общие знания | Звуки вокруг нас. | Задает вопросы | Отвечают на вопросы. | Развитие учебно-познавательной компетенции. | Слушание звуков шумовых и музыкальных | Метод интеграции. | индивидуальная |
3 мин | Подвести обучающихся к формулированию цели занятия, постановке задач. | Перечень вопросов о том, что такое звук, его характеристики. | Задает вопросы. Создает ситуацию возможности использование полученных знаний на предмете сольфеджио. | Формулируют тему и цель, задачи занятия. | Диалог | Определении основных характеристик звуков(высота, громкость, длительность). Слушание звуков взлет вертолета и «Часы» Кошкина. | Эвристическая беседа | Групповая |
- Основная часть занятия
Формирование учебно-познавательной и специальной компетентности обучающихся.
время | задача | содержание учебного материала | деятельность педагога | деятельность обучающихся | вид коммуникации | методы и приемы | форма организации учебной деятельности | использование ресурсов ЭУК |
20 мин |
| Слушание музыки | 1 Инструктирует перед выполнением работы 2. Организует обсуждение прослушанных музыкальных фрагментов | 1 Записывают и читают анализ музыкального произведения, дополняют друг друга 2 Ведут осмысление и активный диалог в группе. Проводят взаимопомощь при затруднениях других ребят. 3 Внимательно слушают ответы друг друга, дополняют, принимают участие в обсуждении, делают записи в тетрадь | Взаимодействие Взаимодействие | 1.Словесные, наглядные, практические. 2.Метод эвристической беседы, «Скрытое инструктирование ребенка» | Индивидуальная, групповая | Музыкальные фрагменты: 1 Дельфин 2 Жаба 3слон 4 Сверчки 5 Соловей. Просмотр презентации «Источники звука» Слушание музыкального фрагмента Сен-Санс «Длинноухие персонажи» |
III Заключительная часть занятия
Рефлексия. Подведение итогов.
время | задача | содержание учебного материала | деятельность педагога | деятельность обучающихся | вид коммуникации | методы и приемы | форма организации учебной деятельности | использование ресурсов ЭУК |
5 мин | 1.Актуализация полученных знаний | Какому человеку живется труднее: слепому или глухому? Почему? | Задает ситуацию | Участвуют в игре «Слепой и глухой» для формирования социальной позиции. | Обмен мнениями | Прием, создающий успех путем использования личностных знаний по данному вопросу | Индивидуальная, групповая | Определение музыкальных и шумовых звуков по картинкам с использованием интерактивной доски. |
5 мин | 1.Подвести итоги своей работы. Оценить полученные знания и настроение. | Дает домашнее опережающее задание к следующему уроку вспомни, какие песни , танцы и марши ты знаешь. | индивидуальная | Кроссворды и ребусы к уроку с использованием интерактивной доски. | ||||
2 мин | Итог | Оценивает работу каждого учащегося в группе. Заполняет журнал |
Технологическую карту подготовила
педагог дополнительного образования
Талыпова Татьяна Викторовна
Методист ИМС Ветвицкая А. А.
Директор МАУ ДО «ДТДИМ» Мельник О. В.