Дополнительная общеразвивающая программа Вокальной студии «Созвездие»
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Вокальная деятельность является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства, а так же одним из важных средств воспитания детей. Через пение реализуется творческий потенциал ребенка, формируются певческие навыки, развивается музыкальный слух и фантазия.
В вокальной студии каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пения в разных музыкальных жанрах и стилях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_programma_vokalnaya_studiya_sozvezdie_kuzminyh.docx | 118.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОСЕЛКА МОЛОДЕЖНЫЙ
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол №_____ от «___» _________ 20___г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______________ _______________ «__»_______20___ г. | УТВЕРЖДАЮ директор МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» _______________ Н.В. Власевская Приказ № _____ от «___» ____ 20___г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
Вокальной студии
«Созвездие»
направленность: художественная
срок реализации программы: 2 года
Составитель:
Кузьминых Лилия Евгеньевна,
Педагог дополнительного образования, МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный»,
категории: нет
п. Молодежный, 2022 год
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………….….... | 3 |
| 6 |
2.2 Планируемые результаты……………………………………………...… | 13 |
3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1 Учебный план………………………………………………………….…. 3.2 Календарный учебный график…………………………………………... 3.3. Оценочные материалы…………………………………...……………… | 15 17 19 |
3.4 Методические материалы ………………………………………….……. | 23 |
| 26 |
| 26 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Вокальная деятельность является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства, а так же одним из важных средств воспитания детей. Через пение реализуется творческий потенциал ребенка, формируются певческие навыки, развивается музыкальный слух и фантазия.
В вокальной студии каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пения в разных музыкальных жанрах и стилях.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы
Вокальная студия является одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей, воспитания всесторонне развитой, творческой и интеллектуальной личности ребенка.
В процессе обучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать своё внутреннее эмоциональное состояние, разработана данная программа, направленная на духовное развитие обучающихся.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеразвивающая программа вокальной студии «Созвездие» разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться петь грамотно и красиво. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Особенностью является и то, что в процессе обучения используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность. А так же в занятия включаются упражнения, дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой; применяются речевые упражнения и игры (что позволяет развивать у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию).
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Адресат программы:
Программа ориентирована на учеников 1-8 классов, увлеченных музыкой, вокальным искусством, игрой на музыкальных инструментах, с желанием выступать на сцене. Специальной подготовки не требуется.
Срок освоения программы – два года обучения.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Длительность академического часа – 45 минут. Так же предусмотрены индивидуальные занятия по 0,5 академического часа в неделю.
Цель программы: обучение основам вокального исполнительства, развитие певческих и общих музыкальных способностей детей, развитие мотивации к творчеству, формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Задачи:
Обучающие
Формировать:
- основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, её языке, средствах выразительности, жанрах;
- основы музыкальной грамоты;
- певческие навыки;
- навыки сольного и ансамблевого пения;
- умение работать с фонограммой, микрофоном;
- навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;
- навыки сценической культуры и мастерства.
Развивающие
Развивать:
- творческий потенциал ребёнка;
- голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые возможности;
- музыкальный слух, память, чувство ритма, чувство ансамбля;
- творческую фантазию, воображение, эмоциональную восприимчивость;
- оценочное музыкальное мышление;
- артистические способности, смелость, умение держаться на сцене.
Воспитательные
Воспитывать:
- интерес к певческой деятельности и позитивное отношение к музыкальному искусству;
- художественный и музыкальный вкус;
- коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;
- трудолюбие, целеустремлённость, способность к самореализации;
- самоорганизацию, самоконтроль;
- нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности;
- творческую, духовную и культурно-развитую личность;
Здоровьесберегающие:
- оказывать положительное эмоциональное влияние на ребенка посредством музыки,
- укреплять голосовой аппарат,
- развивать речь.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа рассчитана на 162 часа в год для одной группы.
Содержание учебного материала
Первый год обучения
Особенностями 1-го года обучения являются формирование навыков общения и работы в коллективе, развитие вокальных навыков, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей учащихся.
Групповые занятия
1. Раздел: Вводное занятие (1ч).
Теория: Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на интересные вокальные занятия. Презентация работы студии. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.
Практика: Исполнение знакомых песен.
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве (8 ч).
2.1. Виды вокального искусства (4 ч).
Теория: Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
2.2. Эстрадный вокал (4 ч).
Теория: Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и специфических приёмов.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Раздел: Формирование певческих навыков (52 ч).
3.1. Певческая установка (6 ч).
Теория: Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка. Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика: Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание (16 ч).
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. Дыхательные упражнения для раскрытия головного резонатора. Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием.
3.3. Звукообразование (16 ч).
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры, диапазон голоса (звуковой, динамический).
Практика: Вокальные упражнения, распевания:
- пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах;
- упражнения на исполнение legato, non legato, staccato;
- работа над высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»;
- упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио);
- упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов;
- разучивание одноголосных вокальных упражнений, распевок.
3.4. Артикуляция, дикция (14 ч).
Теория: Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация слов ритмически и звуковысотно. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков.
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара (82 ч).
4.1. Разучивание произведений (28 ч).
Теория: Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль (28 ч).
Теория: Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле.
Практика: Выработка единообразных приёмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Упражнения на выработку чистого унисона. Работа над дикционным, ритмическим, интонационным, темповым, динамическим ансамблем в пении эстрадных произведений.
4.3. Работа с микрофоном и фонограммой (8 ч).
Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-».
Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с учётом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-) и микрофоном.
4.4. Сценическое мастерство (18 ч).
Теория:
Совершенствование основ сценического мастерства:
- Сценическая культура исполнителя;
- Сценическое пространство;
- Владение собой, устранение волнения на сцене;
- Мимика (выражение лица, улыбка);
- Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту;
- Песенный образ.
Практика:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Мимический тренинг;
- Психологический тренинг;
- Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений;
- Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
5. Раздел: Итоговое занятие (1 ч).
Практика: Исполнение эстрадных вокальных произведений на отчётных концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
Индивидуальные занятия и в подгруппах
1. Раздел: Формирование певческих навыков (2 ч).
Теория: Знакомство с основными элементами эстрадного пения (звукообразование, дикция) Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально – певческого развития каждого ребенка.
Практика: Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения.
2. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара (16 ч).
2.1. Работа над произведениями (11 ч).
Теория: Понятие «манера исполнения».
Практика: Выбор репертуара. Работа над произведениями с солистами, ансамблями, используя основные навыки эстрадного пения. Работа над сложными в интонационном, ритмическом, вокальном отношении фрагментами произведений. Отработка неудавшихся нюансов. Определение и реализация исполнительского плана. Работа над индивидуальной манерой исполнения эстрадных произведений. Совершенствование навыка работы с микрофонами, фонограммами «-». Доведение музыкального произведения до концертного уровня. Репетиции на сцене.
2.2. Сценическое мастерство (5 ч).
Теория: Расширение представлений о сценическом мастерстве (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем).
Практика: Поиск собственного звука и сценического образа. Совершенствование элементарных актерских навыков. Закрепление навыков сценического поведения, движений. Воспитание осанки, походки. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Подчинения движения характеру музыки и текста. Работа над произведениями на сцене.
Второй год обучения
Особенности: на 2-м году обучения происходит закрепление вокальных навыков, освоение двухголосия, практическое ознакомление с репертуаром ансамбля, активная концертная деятельность, работа с малыми ансамблями.
Групповые занятия
1. Раздел: Вводное занятие (1 ч).
Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление знаний о правилах гигиены и охраны голоса.
Практика: Просмотр и обсуждение выступлений вокальной студии за предыдущий год. Повторение знакомых песен (по выбору).
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве (6 ч).
2.1. Направления современной вокальной музыки (3 ч).
Теория: Знакомство с различными направлениями эстрадно-джазового вокала: популярная музыка (поп), рок, соул, блюз, рэп, шансон и пр.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
2.2. Авторы и исполнители современных вокальных произведений (3 ч).
Теория: Знакомство с творчеством ведущих мастеров отечественной и зарубежной эстрады.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Раздел: Формирование певческих навыков (52 ч).
3.1. Певческая установка (6 ч).
Теория Закрепление правил пения, охраны голоса и певческой установки. Певческая
установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и
ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая установка в различных ситуациях
сценического действия.
Практика. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание (16 ч).
Теория: Приёмы дыхания в произведениях разного характера.
Практика: Дыхательная гимнастика с чётким контролем правильного певческого дыхания. Вокально-дыхательные упражнения. Использование техники певческого дыхания при работе с репертуаром.
3.3. Звукообразование (16 ч).
Теория: Повторение и закрепление правил пения, теоретических сведений о голосовом аппарате и звукообразовании.
Практика: Упражнения для развития более подвижного и беглого голоса. Чистота интонации. Упражнения для расширения звукового и динамического диапазона Пение элементарных двухголосных упражнений, канонов. Пение интервалов, гамм, гаммообразных упражнений в различной ритмической фигурации. Работа над элементами эстрадного пения.
3.4. Артикуляция, дикция (14 ч).
Теория: Соблюдение правильных ударений. Основная смысловая нагрузка в словах. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Упражнения для артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром с применением полученных навыков.
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара (64 ч).
4. 1. Разучивание произведений (28 ч).
Теория: Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание мелодического текста по партиям. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль (28 ч).
Теория: Закрепление понятия об ансамблевом пении. Ансамбль в двухголосном изложении.
Практика: Совершенствование единообразных приёмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Пение гармонических упражнений, интервалов. Упражнения на совершенствование динамического, ритмического, дикционного и тембрового ансамбля. Дальнейшая работа над качеством исполнения музыкальных произведений в эстрадном ансамбле.
4.3. Работа с микрофоном и фонограммой (8 ч).
Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Взаимосвязь между динамическими особенностями мелодии и расстоянием между микрофоном и ртом. Использование микрофона при активном сценическом движении.
Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с учётом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-) и микрофоном.
5. Раздел: Сценическое мастерство (20 ч).
5.1. Сценическая импровизация (10 ч).
Теория: Образное раскрытие сущности сценической импровизации.
Практика
- Практика развития сценической свободы;
- Подготовка сценических номеров;
- Работа над концертным репертуаром, используя сценическую импровизацию.
5.2. Сценический образ (10 ч).
Теория: Поиск собственного сценического образа.
Практика:
- Создание собственного сценического стиля;
- Подготовка сценических номеров;
- Работа над концертным репертуаром, используя сценическую технику.
6. Раздел: Итоговое занятие (1 ч).
Практика: Исполнение эстрадного вокального репертуара на отчётных концертах. Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
Индивидуальные занятия и в подгруппах
1. Раздел: Формирование певческих навыков (2 ч).
Теория: Правила охраны голоса в предмутационный период. Стилевые особенности эстрадного жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма и др.).
Практика: Пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование эстрадной манеры исполнения. Упражнения на совершенствование качества звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, четкости дикции, смешанного дыхания).
2. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара (14 ч).
2.1. Работа над произведениями (10 ч).
Теория: Индивидуальная манера исполнения эстрадных произведений. Роль солиста в эстрадных вокальных композициях.
Практика: Дальнейшая работа над качеством сольного исполнения, ансамблей. Работа в партиях. Выбор репертуара. Работа над программным репертуаром, совершенствуя манеру эстрадного пения. Поиск собственной манеры исполнения. Работа над технической стороной и художественным образом. Совершенствование навыка работы с микрофонами, фонограммами «-». Отработка неудавшихся нюансов. Доведение программного репертуара до концертного уровня. Репетиции на сцене.
2.2. Сценическое мастерство (4 ч).
Теория: Расширение представлений о сценическом мастерстве.
Практика: Закрепление навыков сценического поведения, движений. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Подчинения движения характеру музыки и текста. Поиск собственного сценического образа. Работа над репертуаром, используя сценическую технику. Создание собственного сценического стиля.
3. Раздел: Импровизация (2 ч).
Теория: Понятие: Расширение представлений об импровизации. Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях.
Практика: Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Импровизация в заданной тональности. Импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
Планируемые результаты
К концу первого года занятий обучающийся:
Знает:
- строение голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- правила соблюдения гигиены и охраны голоса;
- правильную певческую установку;
- механизм работы дыхательного аппарата;
- классификацию певческих голосов;
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры вокальной музыки;
- цикл упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию.
Умеет:
- правильно применять певческую установку в положении стоя и
сидя, пользоваться певческим дыханием;
- чисто интонировать, уметь осмысленно петь в группе в унисон,
- владеть четкой дикцией и развитой артикуляцией;
- правильно формировать гласные и согласные звуки;
- исполнять выразительно музыкальное произведение;
- анализировать музыкальный материал;
- передавать характер и настроение песни;
- правильно распределять дыхание по фразам, исполнять легато, нон легато, стаккато;
- владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-» в группе и соло;
- анализировать своё и чужое исполнение;
- распознавать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им («внимание», вдох, начало пения, окончание пения, характер голосоведения);
- владение сценическим движением.
К концу второго года занятий обучающийся:
Знает:
- механизм работы голосового и дыхательного аппарата;
- правила охраны голоса;
- основную вокально-музыкальную терминологию, дирижерские жесты;
- приёмы эстрадного пения и применение их в практической деятельности.
Умеет:
- пользоваться сменой дыхания в процессе пения;
- правильно формировать и интонировать гласные, а так же гласные в сочетании с согласными;
- управлять работой гортани и резонаторов;
- использовать простейшие физические упражнения во время пения;
- делать исполнительский анализ, адекватно оценивать свое выступление и партнеров;
- свободно (без зажимов), артистично исполнять вокальные произведения на концертных площадках;
- выразительно, образно, эмоционально исполнять репертуар в сочетании с хореографическим и сценическим замыслом.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Учебный план 1 года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | |
1.1 | Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | ||
2 | «Музыкально - образовательные беседы о вокальном искусстве» | 4 | 4 | 8 | |
2.1 | Виды вокального искусства | 2 | 2 | 4 | |
2.2 | Эстрадный вокал | 2 | 2 | 4 | |
3 | «Формирование певческих навыков» | 8 | 44 | 52 | |
3.1 | Певческая установка | 2 | 4 | 6 | |
3.2 | Певческое дыхание | 2 | 14 | 16 | |
3.3 | Звукообразование | 2 | 14 | 16 | |
3.4 | Артикуляция, дикция | 2 | 12 | 14 | |
4 | «Освоение эстрадного вокального репертуара» | 9 | 73 | 82 | |
4.1 | Разучивание произведений | 2 | 26 | 28 | |
4.2 | Строй и ансамбль | 2 | 26 | 28 | |
4.3 | Работа с микрофоном и фонограммой | 1 | 7 | 8 | |
4.4 | Сценическое мастерство | 4 | 14 | 18 | |
5 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Открытый показ, отчётный концерт |
Итого: | 22 | 122 | 144 |
Учебный план индивидуальных занятий 1 года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | «Формирование певческих навыков» | 1 | 1 | 2 | |
2 | «Освоение эстрадного вокального репертуара» | 2 | 14 | 16 | Творческая работа, вокальный номер |
2.1 | Работа над произведениями | 1 | 10 | 11 | |
2.2 | Сценическое мастерство | 1 | 4 | 5 | |
Итого: | 3 | 15 | 18 | ||
Учебный план 2 года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма итоговой аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | |
1.1 | Инструктаж по ТБ | 1 | - | 1 | |
2 | «Музыкально - образовательные беседы о вокальном искусстве» | 3 | 3 | 6 | |
2.1 | Направления современной вокальной музыки | 2 | 1 | 3 | |
2.2 | Авторы и исполнители современных вокальных произведений | 1 | 2 | 3 | |
3 | «Формирование певческих навыков» | 8 | 44 | 52 | |
3.1 | Певческая установка | 2 | 4 | 6 | |
3.2 | Певческое дыхание | 2 | 14 | 16 | |
3.3 | Звукообразование | 2 | 14 | 16 | |
3.4 | Артикуляция, дикция | 2 | 12 | 14 | |
4 | «Освоение эстрадного вокального репертуара» | 6 | 58 | 64 | |
4.1 | Разучивание произведений | 2 | 26 | 28 | |
4.2 | Строй и ансамбль | 2 | 26 | 28 | |
4.3 | Работа с микрофоном и фонограммой | 2 | 6 | 8 | |
5 | «Сценическое мастерство» | 2 | 18 | 20 | |
5.1 | Сценическая импровизация | 1 | 9 | 10 | |
5.2 | Сценический образ | 1 | 9 | 10 | |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Открытый показ, отчётный концерт |
Итого: | 20 | 124 | 144 |
Учебный план индивидуальных занятий 2 года обучения
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | «Формирование певческих навыков» | 1 | 1 | 2 | |
2 | «Освоение эстрадного вокального репертуара» | 2 | 12 | 14 | Творческая работа, вокальный номер |
2.1 | Работа над произведениями | 1 | 9 | 10 | |
2.2 | Сценическое мастерство | 1 | 3 | 4 | |
3 | «Импровизация» | 1 | 1 | 2 | |
Итого: | 4 | 14 | 18 | ||
Календарный учебный график
Период занятий | Дата | Продолжительность | ||
начало | окончание | количество рабочих недель | количество рабочих дней | |
I полугодие | 01.09.2022 | 29.12.2022 | 17 | 85 |
II полугодие | 09.01.2023 | 26.05.2023 | 19 | 94 |
Итого в 2022/2023 году | 36 | 179 |
Каникулярный период | Дата | Продолжительность каникул, праздничных дней | |
начало | окончание | ||
Зимние каникулы | 30.12.2022 | 08.01.2023 | 11 дней |
Праздничные дни | 4 ноября, 23 февраля, 24 февраля, 8 марта, 1 мая, 8 мая, 9 мая | - | |
Замещающие дни |
Занятие (минут) | 45 минут |
Перерыв между занятиями | 10 минут |
Промежуточная аттестация | 1 раз в год (май) – отчётный концерт |
Оценочные материалы
Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе.
Виды контроля | Формы проведения | Сроки |
Входной | Прослушивание, собеседование. | Сентябрь. |
Текущий | Наблюдение педагога в ходе занятий и выступлений на концертах и праздничных мероприятиях учреждения, района, города, а также участия в вокальных конкурсах районного и городского уровней. | В течение всего периода обучения. |
Промежуточный | Контрольный урок. Отчётный концерт. | Декабрь. Май. |
Итоговый | Отчётный концерт. | Май. В конце обучения по данной программе. |
Способы оценивания
Данная методика предназначена для индивидуальной диагностики обучающихся, занимающихся в вокальной студии. Система тестовых заданий разработана с учетом возрастных особенностей детей и состоит преимущественно из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком.
В ходе тестирования определяется состояние важнейших компонентов психофизического развития ребенка, которые необходимы для поступления в объединение: музыкальная память, слух, чувство ритма.
Каждое задание оценивается по трёх бальной системе, а затем суммируется.
Диагностические исследования направлены на выявление уровня знаний, умений, навыков и представлений о музыкальном искусстве. Диагностическое исследование проводится в начале каждого нового учебного года. В целях контроля эффективности обучения каждый этап диагностического исследования следует проводить 3 раза в год:
· Начало учебного года (входной срез);
· Середина учебного года (контрольный срез);
· Конец учебного года (итоговый срез).
Данные мониторинговых исследований фиксируются в таблицах на всем протяжении обучения:
Дата | Чистота интонации | Дикция | Артикуляция | Звуковедение | Дыхание | Певческая установка | Теория | Примечания |
Сентябрь | Специальный комплекс распевок для дикции | |||||||
Декабрь | Больше времени уделять дикции и артикуляции | |||||||
Май | Подобрать специальный песенный репертуар |
Первичная диагностика – 1 год обучения
Целью предварительного контроля является выявление и фиксация начального уровня ЗУН обучаемого. В дальнейшем сравнение исходного уровня обученности с конечным позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка.
Тестовые задания:
1. Игра «Ритмическое эхо»
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.
3 балла – точное повторение
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - отсутствие ритма
2. Игра «Как тебя зовут?»
Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
Диагностика 2 года обучения
Целью контроля является выявление и фиксация уровня ЗУН воспитанника на втором году обучения. Это позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков за 1 год обучения, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а так же сделать объективные виды о «вкладе» педагога в обученность ребенка.
Тестовые задания:
1. Игра «Ритмическая угадай-ка»
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает начальный ритм знакомой песни, ребенок должен его повторить и постараться узнать песню.
3 балла – точное повторение и узнавание песни
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - не воспроизведение ритма
2. Игра «В лесу»
Задание позволяет определить: насколько развился у ребенка музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии с соблюдением Stocatto, Legato
2 балла – повторение мелодии с ошибками
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни
Задание позволяет определить каков уровень развития музыкальной памяти, чистоты интонации, артистичности исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы.
Оценочные материалы итогового контроля (отчётный концерт)
Каждый критерий оценивается по трёх бальной системе, а затем суммируется:
3 балла – правильное исполнение, освоение репертуара, работы с микрофоном и сценического мастерства;
2 балла – неточное исполнение, есть ошибки, затруднения;
1 балл – сложности с освоением репертуара, неумение работать с микрофоном и держаться на сцене.
ФИО | Чистота интонации | Освоение репертуара | Строй и ансамбль | Работа с микрофоном и фонограммой | Сценическое мастерство | Примечания |
Методические материалы
Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию певческих навыков и развитию музыкальных способностей. На распевание и разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции,
артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено.
На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями, различными по характеру и сложности, чётко представляя цели и задачи каждой из них.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
- показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания песни;
- разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты);
- работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи);
- исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);
- сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).
Для освоения учащимися программного материала применяются такие методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, стимулирования и мотивации.
Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например,
объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две
группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо
конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направленны на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен.
Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует
укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения.
Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности
самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания.
На занятиях используются следующие приёмы:
- Настройка на тональность перед началом пения;
- Пение по «цепочке»;
- Пение «про себя»;
- Игровые приёмы («Ритмическое эхо», «Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная разминка» и др.);
- Использование музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
- Моделирование высоты звука движениями руки;
- Сочетание запевов солистов с группой;
- Динамическое развитие;
- Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
- Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра;
- Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
- и др.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта детей. Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и от времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у детей тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений,
создавать условия, в которых ребёнок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать возрастные особенности и вокальные данные воспитанников, на их основе подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами:
- идейной значимостью исполняемого произведения;
- воспитательным значением;
- доступностью музыкального и литературного текста;
- разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;
- качеством фонограммы.
ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Календарно-тематическое планирование
на 2022-2023 учебный год
(1-ый год обучения)
*- Индивидуальные занятия
№ | Тема занятия | Дата | Примечание | |
1 группа | 2 группа | |||
1 | Вводное занятие. | 1 сентября | 2 сентября | |
*Формирование певческих навыков | 5 сентября | |||
Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве Виды вокального искусства | 6 сентября | 7 сентября | ||
Формирование певческих навыков Певческая установка | 8 сентября | 9 сентября | ||
2 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 12 сентября | ||
Формирование певческих навыков Дыхательная установка, опора звука на дыхание | 13 сентября | 14 сентября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 15 сентября | 16 сентября | ||
3 | *Формирование певческих навыков | 19 сентября | ||
Формирование певческих навыков Звукообразование | 20 сентября | 21 сентября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль, работа над унисоном | 22 сентября | 23 сентября | ||
4 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 26 сентября | ||
Формирование певческих навыков Артикуляция, дикция | 27 сентября | 28 сентября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 29 сентября | 30 сентября | ||
5 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 3 октября | ||
Формирование певческих навыков Звукообразование, звуковедение | 4 октября | 5 октября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над текстом и мелодией произведений | 6 октября | 7 октября | ||
6 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 10 октября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль | 11 октября | 12 октября | ||
Формирование певческих навыков Контроль за певческой установкой | 13 октября | 14 октября | ||
7 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 17 октября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 18 октября | 19 октября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство: тренинг | 20 октября | 20 октября | ||
8 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 24 октября |
Формирование певческих навыков Артикуляция, дикция | 25 октября | 26 октября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 27 октября | 28 октября | ||
9 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 31 октября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль: работа над интонационным и темповым ансамблем | 1 ноября | 2 ноября | ||
Формирование певческих навыков Опора звука на дыхании, дыхательная гимнастика | 3 ноября | 9 ноября | ||
10 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 7 ноября | ||
Формирование певческих навыков Певческая установка, дыхание | 8 ноября | 11 ноября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над чистым унисоном | 10 ноября | 16 ноября | ||
11 | *Импровизация | 14 ноября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическая культура исполнителя | 15 ноября | 18 ноября | ||
Формирование певческих навыков Звукообразование, звуковедение | 17 ноября | 23 ноября | ||
12 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 21 ноября | ||
Музыкально-образовательные беседы o вокальном искусстве Эстрадный вокал | 22 ноября | 25 ноября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 24 ноября | 30 ноября | ||
13 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 28 ноября | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над сложными фрагментами произведений | 29 ноября | 2 декабря | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство: песенный образ | 1 декабря | 7 декабря | ||
14 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 5 декабря | ||
Формирование певческих навыков Артикуляция, дикция | 6 декабря | 9 декабря | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 8 декабря | 14 декабря | ||
15 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 12 декабря | ||
Формирование певческих навыков Дыхательная гимнастика, диафрагмальное дыхание | 13 декабря | 16 декабря | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство: мимика и жесты вокалиста | 15 декабря | 21 декабря | ||
16 | *Импровизация | 19 декабря | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над художественно-образной стороной произведений | 20 декабря | 23 декабря | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль: работа над дикционным и ритмическим ансамблем | 22 декабря | 28 декабря | ||
17 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 26 декабря | ||
Формирование певческих навыков Голосовые регистры | 27 декабря | 27 декабря | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара | 29 декабря | 29 декабря |
18 | *Формирование певческих навыков | 9 января | ||
Музыкально-образовательные беседы o вокальном искусстве Эстрадный вокал | 10 января | 11 января | ||
Формирование певческих навыков Звукообразование | 12 января | 13 января | ||
19 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 16 января | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 17 января | 18 января | ||
Формирование певческих навыков Дикция, артикуляция | 19 января | 20 января | ||
20 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 23 января | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 24 января | 25 января | ||
Формирование певческих навыков Диапазон голоса (звуковой, динамический) | 26 января | 27 января | ||
21 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 30 января | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль | 31 января | 1 февраля | ||
Формирование певческих навыков Звукообразование, звуковедение | 2 февраля | 3 февраля | ||
22 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 6 февраля | ||
Формирование певческих навыков Дыхательная гимнастика, цепное дыхание | 7 февраля | 8 февраля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 9 февраля | 10 февраля | ||
23 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 13 февраля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 14 февраля | 15 февраля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство: игры и упражнений на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений | 16 февраля | 17 февраля | ||
24 | *Формирование певческих навыков | 20 февраля | ||
Формирование певческих навыков Дикция, артикуляция | 21 февраля | 22 февраля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 28 февраля | 1 марта | ||
25 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 27 февраля | ||
Формирование певческих навыков Звукообразование, звуковедение | 2 марта | 3 марта | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство песенный образ | 7 марта | 10 марта | ||
26 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 6 марта | ||
Формирование певческих навыков Цепное дыхание | 9 марта | 15 марта | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль | 14 марта | 17 марта |
27 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 13 марта | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство: тренинг | 16 марта | 22 марта | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 21 марта | 24 марта | ||
28 | * Импровизация | 20 марта | ||
Формирование певческих навыков Диапазон голоса (звуковой, динамический) | 23 марта | 29 марта | ||
Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве Виды вокального искусства | 28 марта | 31 марта | ||
29 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 27 марта | ||
Формирование певческих навыков Певческая установка, певческое дыхание | 30 марта | 5 апреля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Разучивание произведений | 4 апреля | 7 апреля | ||
30 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 3 апреля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над художественно-образной стороной произведений | 6 апреля | 12 апреля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль | 11 апреля | 14 апреля | ||
31 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 10 апреля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 13 апреля | 19 апреля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство: игры и упражнений на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений | 18 апреля | 21 апреля | ||
32 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 17 апреля | ||
Формирование певческих навыков Дикция, артикуляция | 20 апреля | 26 апреля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 25 апреля | 28 апреля | ||
33 | *Импровизация | 24 апреля | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 27 апреля | 3 мая | ||
Формирование певческих навыков Цепное дыхание | 2 мая | 5 мая | ||
34 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Сценическое мастерство | 8 мая | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Строй и ансамбль | 4 мая | 10 мая | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над художественно-образной стороной произведений | 11 мая | 12 мая | ||
35 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 15 мая | ||
Формирование певческих навыков Звукообразование, звуковедение | 16 мая | 17 мая | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа с микрофоном и фонограммой | 18 мая | 19 мая | ||
36 | * Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 22 мая | ||
Освоение эстрадного вокального репертуара Работа над произведениями | 23 мая | 24 мая | ||
Итоговое занятие | 25 мая | 26 мая |
Список литературы
- Анисимов В. П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
- Апраксина О. А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
- Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
- Гарина З. «Полный курс эстрадного мастерства», 2015.
- Готсдинер А. Л. Музыкальная психология - М., 1993.
- Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1992.
- Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики», 2007.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.
- Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.
- Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
- Кидл Мэри. «Сценический костюм». – М.: «Арт-родник», 2004.
- Клип О. Я. «Постановка голоса эстрадного певца», 2003.
- Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
- Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей», 1997
- Рокитянская Т. А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007.
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:Лань, 1997.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.
- Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. – М., ФИС, 2000.
- Юдина А. А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Список литературы для учащихся и родителей
- Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
- Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986.
- Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали», 1997.
- Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.
- Юдина А. А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
Информационные интернет–ресурсы:
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru
4. Портал Петербургское образование. www.petersbugedu.ru
5.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru
6. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
7. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
8. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
9. Вокальная студия Талисман. http://talismanst.narod.ru/
10. Песни о школе. http://www.lastbell.ru/pesni.html
Дополнительные интернет-ресурсы:
http://notonly.ru – нотный архив;
http://propianino.ru/katalog-not - каталог нот;
http://www.notomania.ru – нотный архив;
http://www.melodyforever.ru – ноты современных песен для фортепиано;
http://sheets-piano.ru – нотный архив;
http://x-minus.org – сайт минусовых аранжировок песен;
http://vkmonline.com/minusovki - сайт минусовых аранжировок песен;
http://minusovki.mytracklist.com - сайт минусовых аранжировок песен;
http://mp3ostrov.me – сайт минусовых аранжировок песен;
http://tourkids.ru – информация о фестивалях детской эстрадной песни;
http://www.det-fond.ru – сайт о фестивалях детского творчества;
http://xn--80adimcr2bip.xn--p1ai – Фестивали РФ.
Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия:
1. Создание творческой обстановки и благоприятного микроклимата в детском коллективе;
2. Установление доброжелательных отношений (ребенок-ребенок, ребенок-педагог, коллектив-ребенок, коллектив-педагог);
3. Учет индивидуальных различий и прирожденных задатков детей и создание условий, направляющий их развитие;
4. Уважение индивидуальных особенностей ребенка;
5. Умение слушать и слышать ребенка, давать ему возможность самостоятельно принимать решения, учитывать его мнение.
Санитарно-гигиенические условия:
Наполняемость групп не более 16 человек. Кабинет должен быть с хорошей акустикой, звукоизоляцией, должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Материально-технические условия:
Для успешного учебного процесса в кабинет должен быть оснащен:
- пианино или синтезатор;
- компьютер;
- колонки;
- микрофоны;
- стойки для микрофонов;
- принтер;
- ученическая доска;
- зеркало;
- концертный зал (сцена) с необходимым техническим оборудованием;
- концертные костюмы, реквизит.
Список примерного репертуара по программе
1-й год обучения
«Со вьюном я хожу» (р.н.п.) обр. Г. Попатенко. (а капелла)
Ю. Чичков. Утро школьное, здравствуй!
Д. Тухманов. Родина моя.
А. Ермолов. Осенний джаз.
В. Зубков «Бабушка и внучек»
А. Ермолов «Праздник»
А. Варламов «Серебристые снежинки»
О. Полякова «Журавли»
К. Певзнер «Оранжевая песенка»
В. Цветков «Планета детства» и др.
2-й год обучения
Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Я. Френкель. Журавли.
В. Осошник «Дорога к солнцу»
Я. Дубравин «Песня о земной красоте»
В. Раинчик «Музыка для всех»
В. Ударцев «Дети земли»
Ж. Колмогорова «Святая Россия»
Ю. Юнкеров «Полярная звезда»
А. Варламов «Вальс Победы»
А. Варламов «Рождество»
А. Варламов «Подари улыбку миру»
Л. Кудрявцев «Расскажите»
Б. Баккара «Грустные капельки дождя»
А. Ермолов «Восходит солнце»
М. Минков «Старый рояль» и др.