занятие "Музыка и театр"
Занятие для детей младшего и среднего школьнго возраста.Несёт ознакомительные сведения для знакомства с понятиями Театр,опера,мюзикл,рок опера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klassy_dlya_dool_chayka.docx | 31.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Музыка и театр»
Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны
Дата проведения: 27.03.2023г.
Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»
Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.
Форма занятия: открытие новых знаний,тренинг
Цель занятия: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении.
Задачи:
1.Задачи направленные на достижения личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
2.Задачи направленные на достижения метапредметных результатов:
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
3.Задачи направленные на достижения предметных результатов:
- знание жанров музыки (опера, мюзикл);
- осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих заданий.
4.Тип занятия: открытие новых знаний.
5Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)
Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
6.Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, проектор.
Музыкальные произведения:
- Фрагмент из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
- А. Рыбников «Юнона и Авось» фрагмент рок оперы
- Разучивание песни Музыка: К. Брейтбург, сл.: С. Сашин
«Да здравствует сцена!»
Литературные произведения:
1.Пьеса-сказка Александра Николаевича Островского «Снегурочка» в 4 действиях и прологом
2.Андрей Вознесенский «Авось»
Видеофрагменты:
1.Видеофрагмент из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского -Корсакова
2.Спектакль рок-опера «Юнона» и Авось» Алексея Львовича Рыбникова
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение темы занятия и его задач
в) мотивация;
г) объяснение темы, слушание и обсуждение
II. Основная часть.
1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;
2. дыхательные упражнения;
3. Исполнение вокальных упражнений.
5. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне
«Да здравствует сцена!»
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности занятия).
П: Добрый день, Ребята! Рада вас приветствовать на своём мастер классе. Меня зовут Ольга Валерьевна .Я педагог по вокалу в театральной студии «Непоседы». Как вы думаете, для чего нужны занятия по вокалу актёрам театра?
Д: для того, чтобы голос был красивый, сильный. Чтобы владеть интонацией.
Молодцы. Прежде, чем мы начнём говорить о теме нашего занятия. Предлагаю вам отгадать загадки.
Слайд 3
Он работает играя. (Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия - (актер)
Слайд 4
Он спектаклем заправляет, Наизусть все сцены знает, Учит он как роль играть. Как профессию назвать? (режиссер)
Слайд 5
Он пишет музыку для нас
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
В театре очень интересно,
Когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр.
Спектакль как же назовут?
(Опера)
П: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д: О театре и музыке
П: Правильно, тема нашей встречи «Музыка и театр»
Слайд 6
Сегодня наша встреча будет посвящена синезу двух искусств театра и музыки Эти 2 вида искусства тесно связаны между собой, и не зря говорят, что музыка и театр – неразделимы.
Театр возник более 2-х с половиной тысяч лет тому назад в Древней Греции.
Актёры в то время играли в масках, и на ходулях ( это специальная обувь для выступления на сцене) – играли в театре в то время исключительно мужчины.
«Отцом русского театра» принято считать Фёдора Григорьевича Волкова. Это известный актер и театральный деятель, он организовал в 1750 году в городе Ярославле 1 русский публичный театр. Впоследствии актёры Волкова были вызваны в г.Петербург, но позже эта труппа ( актёры) была распущена.
В календаре театр имеет свой день, он так и называется – Международный день театра. Отмечается этот праздник ежегодно 27 марта. Этот праздник отмечается во всём мире. Почему же был выбран именно этот день? А вот почему.
27 марта в Древней Греции проходили Великие Диониссии- праздники, в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и безудержным весельем. Поэтому 27 марта принято отмечать как день театра.
А так как у нас мастер-класс, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в театре и кино?
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.
Слайд 7 Опера-жанр театральной музыки
Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в к-ром действующие лица поют в сопровождении сифонического оркестра.
Звучит «Песня Леля» из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Слайд 8
Хор «Прощай, масленица!» Слайд 9
П: Знакома ли вам эта музыка?
Это просто песня или часть из большого произведения?
О чем рассказывается в этом произведении?
П: В каком характере прозвучала музыка?
Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
П: Какой образ нам нарисовала музыка?
Д:
Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?
Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
П: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Слайд 10
Д: Либретто.
Видеофрагмент из спектакля «Юнона» и Авось»
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между Грфом Рязановым и Федерико
Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
П: Какое значение имеет музыка в опере и мюзикле?
Д: В опере поют,
П: А если мы уберем музыку из оперы ,что станет с этим жанром?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
П: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Оренбурге?
Слайд 14
Оренбург— старый театральный город. Впервые жители Оренбурга смогли увидеть спектакли профессионального театра осенью 1856года. Антрепренёр(владелец, содержатель или арендатор частного зрелищного предприятия) Борис Климович Соловьёв привёз тогда в город свою труппу. Спектакли показывали два сезона несмотря на то, что материальной поддержки от властей города не было. Представления шли в помещении каменного манежа-экзерциргауза, сооружённого в 1830-е годы для занятий с рекрутами..
В 1868 году оренбургский губернатор Н. А. Крыжановский, сам являвшийся театралом, отдал предписание произвести реконструкцию здания. Тогда была расширена сцена, устроено тёплое фойе, для зрителей сооружены третий ярус и ложи. Вновь отстроенный театр торжественно открыли 14 января 1869 года. На сцене обновлённого здания были поставлены пьесы «Холостяк» И. С. Тургенева и водевиль «Колечко с бирюзой».
Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?»
Если нравится тебе ,то делай так(хлопки в ладоши)2 раза
Если нравится тебе ,то и другому покажи
Если нравится тебе ,то делай так
(Щелчки пальцами ,хлопки по коленям, потопать ногами)
П: Но, где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
П: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Слайд 15
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Голос», «Ну-ка все вместе, «Золотой грамофон», «Ты-супер!», мультфильмы и конечно кинофильмы.
П: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
5. ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.
Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни
«Да здравствует сцена!»
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что…
8.Этап рефлексии. 2 мин.
П: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на мастер-классе?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
- служит музыкальной характеристикой героев,
- создает атмосферу действия,
- показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
- создает национальный колорит,
- делает популярными произведения композиторов,
- показывает мастерство певцов и музыкантов.
На этом наша встреча подошла к концу. Всего вам доброго.