«Подготовка обучающегося к техническому зачету в условиях федерально-государственных требований ДМШ и ДШИ»
План - конспект открытого урока специальности по классу фортепиано
«Подготовка обучающегося к техническому зачету в условиях федерально-государственных требований ДШИ и ДМШ»
Цель урока:
– Освоение исполнительской техники в работе над гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами.
– Овладение различными приёмами фортепианной игры для укрепления и беглости пальцев.
– Приобретение навыков позиционной игры
Задачи урока:
Образовательные:
- освоение «Гаммовый комплекс»
- освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей
- освоение приёмов правильного звукоизвлечения;
- исполнение упражнений, гамм и этюда различными штрихами и ритмическими рисунками, динамическими оттенками
- разбор музыкальной формы этюда
Воспитательные:
- воспитание внимания и слухового самоконтроля.
- воспитание правильной фразировки, выразительной интонации
- воспитание осознанного отношения к исполнению музыкального произведения
- воспитание настойчивости, усидчивости, кропотливой работы в достижении конечного результата.
Развивающие:
- Развитие чувства ритма и гармонического слуха
- Развитие памяти
- Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков
- Развитие навыков художественного исполнения
Ожидаемый результат:
Обучающаяся должна знать
- приемы и методы, помогающими преодолеть трудности в техническом
исполнении и уметь применять их в самостоятельной работе
- кварто-квинтовый круг бемольных мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 3 класса
- музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки и темпы исполнения
Тип урока: индивидуальный урок - демонстрация
Методы урока:
- словесный;
- практический;
- игровой.
План урока:
1. Организационный момент 5 минут
2. Работа над гаммами Es-dur, es-moll 10 минут
3. Работа над Этюдом Л. Шитте 10 минут
4. Закрепление изученного, музыкальная терминология 10 минут
5. Подведение итогов: домашнее задание, оценка 10 минут
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Два фортепиано
2. Нотные сборники
3. Методическая литература
4. Метроном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект открытого урока | 28.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение Дополнительного образования детей Детская школа искусств пгт Прогресс
План - конспект открытого урока специальности по классу фортепиано
«Подготовка обучающегося к техническому зачету в условиях федерально-государственных требований»
Выполнила:
преподаватель по классу фортепиано
Чикизова А.М.
2023 год
Открытый урок с ученицей 5 класса (фортепиано) Савостьяновой Александрой.
Тема урока: «Подготовка обучающегося в техническому зачету в условиях федерально-государственных требований» Цель урока: – Освоение исполнительской техники в работе над гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами. – Овладение различными приёмами фортепианной игры для укрепления и беглости пальцев. – Приобретение навыков позиционной игры
Задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Ожидаемый результат: Обучающаяся должна знать
исполнении и уметь применять их в самостоятельной работе
Тип урока: индивидуальный урок - демонстрация
Методы урока:
План урока: 1. Организационный момент 5 минут 2. Работа над гаммами Es-dur, es-moll 10 минут 3. Работа над Этюдом Л. Шитте 10 минут 4. Закрепление изученного, музыкальная терминология 10 минут 5. Подведение итогов: домашнее задание, оценка 10 минут
Материально-техническое обеспечение урока: 1. Два фортепиано 2. Нотные сборники 3. Методическая литература 4. Метроном. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие, представление учащейся 5 класса Савостьяновой Александры. Объявление темы урока. Преподаватель: С 2013 года наша школа искусств реализует ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ФОРТЕПИАНО", согласно которой с 3 класса обучающиеся начинают сдавать гаммы в классе (текущая аттестация) – технический зачет. Его сдают два раза в учебном году: в I четверти и в III. Он включает в себя – исполнение гаммы, этюда и музыкальную терминологию. Все эти задания на сегодняшнем уроке мы и продемонстрируем. И вот уже через несколько уроков на техническом зачете тебе, Саша, предстоит продемонстрировать все свои знания, умения и технические навыки. Это будет не первый технический зачет для тебя. Что такое технический зачет? Ученица: Это как концертное выступление, только в классе. Преподаватель: Мы говорили с тобой на предыдущих уроках, что технический зачет (технический минимум) во 2 полугодии включает в себя исполнение гаммового комплекса, этюда на мелкую технику и знание музыкальной терминологии (кварто-квинтового круга и динамических оттенков). Что означает термин «гаммовый комплекс»? Из чего он состоит? Ученица: Это разные виды технических формул: гаммы, трезвучия и арпеджио. Преподаватель: Совершенно верно. И эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов. Как ты думаешь, надо ли музыканту для развития техники прибегать к специальным упражнениям? Ученица: Да. Упражнения – это зарядка для моих пальцев. Преподаватель: Правильно. Упражнения способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата. О необходимости ежедневных упражнений говорил и замечательный педагог-пианист К. Игумнов. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…» Тогда начинаем зарядку! Пожалуйста, попробуй исполнить весь гаммовый комплекс, как ты будешь исполнять на зачете. Ученица исполняет гаммы Es-dur и es-moll в 4 октавы в неторопливом темпе согласно требованиям 5 класса: ∙ мажорную гамму двумя руками в прямом и в расходящемся движении. В терцию, дециму, сексту ∙ минорную гамму (3 вида - натуральный, гармонический и мелодический) в прямом движении ∙ развернутые трезвучия с обращениями – двумя руками в 4 октавы, ∙ ломаные, длинные и короткие арпеджио – двумя руками в 4 октавы, ∙хроматическую гамму – двумя руками в прямом и расходящемся движении. Преподаватель: Ты довольна своим исполнением? Ученица: Не очень. Я иногда прерываю линию в гаммах и хотелось бы сдвинуть быстрее темп. Преподаватель: А мне понравилось твое исполнение. Это было намного лучше и увереннее, чем на прошлом уроке. Преподаватель: Я предлагаю еще несколько способов тренировки пальцев. Они помогут добиться независимости, силы и равномерного развития пальцев. Для этого нужно добиться независимости каждого пальца. Играем гамму разными штрихами, применяя различные приемы артикуляции сначала каждой рукой отдельно. Попробуй сыграть сначала: вверх - стаккато, вниз – нон легато (ученица с интересом исполняет поставленную перед ней задачу) Преподаватель: а теперь – наоборот: вверх - нон легато, вниз – стаккато Преподаватель: вверх - легато, вниз – стаккато; вверх - стаккато, вниз – легато. И еще: вверх - легато, вниз – но легато; вверх - нон легато, вниз – легато. Преподаватель: а теперь попробуй двумя руками одновременно: правая рука - стаккато, левая – легато; правая рука - легато, левая – стаккато Ученица успешно справляется с поставленной задачей. Преподаватель: Наши пальчики разогрелись. Эти способы ты можешь применять в домашних занятиях, но отрабатывать эти навыки самостоятельности пальцев нужно ежедневно и каждый вид играть – не менее 10 раз, контролируя качественное звуковое исполнение. Только тогда, твои пальцы будут ловкими, умелыми (как фокусники) и помогут тебе справиться с исполнением гаммового комплекса на техническом зачете. Анализируем исполнение вместе с ученицей: В работе над гаммами использовали несколько вариантов: ∙ исполнение разными штриховыми нюансами: легато, пальчиковое и кистевое стоккато, нон легато. ∙ исполнение разными динамическими оттенками: при вверх ходящем движении правая рука – на форте, левая – на пиано, а в обратном движении динамика меняется. Этим способом хорошо развивается полифонический слух. ∙ использование различных ритмических рисунков, синкоп. ∙ игра гамм в ансамбле с преподавателем: первая октава исполняется учащимися, вторая – преподавателем и т.д. по очереди. Важно не «порвать» мелодическую линию гаммы, а так же следить за четкой артикуляцией. В аккордах сегодня прозвучали все четыре голоса, т.е. 5 пальцы были высокие и держали весь аккорд. В работе для озвучивания 5п. я используем следующие упражнения: Короткое арпеджио является символом мелодической волны. Поэтому при игре арпеджио необходимо продолжать следить за единством мелодической линии. Для этого надо сделать крепче замах первым пальцем, тогда 1 доля на счет «раз» прозвучит ярче. Хроматическую гамму на прошлых уроках мы группировали по 6 звуков с опорой на 1 и 7 звуки. Сегодня мы попробуем увеличить количество звуков до 12. В работе используем метроном: игра в переменных темпах. Преподаватель: Молодец! А что такое темп? Ученица: Это скорость исполнения. Преподаватель: А какие ты знаешь темпы? Ученица: Быстрые, медленные, умеренные. Преподаватель: Я предлагаю тебе выбрать 3 карточки и объяснить значение темпа (Саша выбирает 3 карточки – Andante, Vivo, Moderato. Читает название темпа на итальянском языке и переводит на русский ) Преподаватель: Отлично! Переходим к исполнению Этюда, в котором ты должна продемонстрировать все свои исполнительские умения и технические навыки, то есть сыграть этюд как на концерте. Преподаватель: Расскажи нам, кто написал этюд? Ученица: Людвиг Шитте, датский композитор и пианист (1848-1909 гг). Среди сочинений Шитте — 3 оперы, балеты, оперетты, фортепианный концерт, другие фортепианные пьесы, ансамблевые произведения и песни. Наибольшей популярностью, однако, пользовались лёгкие пьесы композитора, широко использовавшиеся в репертуаре музыкальных школ. В 1890 году опубликовал сборник упражнений «Школа высшего фортепианного мастерства» Вместе делаем анализ произведения, определяем: Лад – мажорный (тональность ля-минор) – характер; Темп – allegro moderato (не очень скоро). Форма – трехчастная репризная. Тональный план – ля минор (T–D –T) – временное отклонение в ми мажор, наличие секвенционных мотивов и возвращение в ля минор (T-S-T-D-T) Наличие штрихов – легато чередуется с цепким стаккато, которое исполняется активным кончиками пальцев при свободной кисти (прием правильного звукоизвлечения. Преподаватель: Мы уже говорили с тобой, что техническое исполнение этюда должно быть не только механическим, но и ярко-музыкальным и художественно-образным. Совместно с ученицей делаем динамический анализ, определяем фразы, вершины, тональные переходы, кульминацию произведения: Оттенки - закрепление правильной фразировки (начало (вопрос), вершина, окончание (ответ)), умелое распределение крещендо к вершинам (от тихого пиано до яркого форте). Паузы – дослушиваем, это дыхание между фразами; Кульминация – приходится на длинные фразы завершающие каждый период. Ученица исполняет Этюд. Вместе анализируем положительные и отрицательные моменты исполнения. Находим пути преодоления технических сложностей. Работаем над художественным исполнением этюда: интонацией, фразировкой, качеством звука, динамикой; работа над мелодией, звуковой ровностью, акцентами , определением кульминационных моментов, над аккомпанементом : звуковым балансом между пассажами (мелодией) и аккордами (сопровождением). Завершающим этапом работы над этюдом стало приближение к заданному темпу. Работа с метрономом. Ученица исполнила этюд с большим удовольствием и ответственностью. Подведение итогов: Преподаватель: Молодец, Саша. Ты отлично справилась со всеми поставленными задачами. Вместе формулируем задачи для самостоятельной домашней работы.
|