Методические рекомендации (из опыта работы преподавателя АУ ДО «ДШИ г.Конаково» Панковой В.А.) «Работа над педализацией»
Педализация тесно связана со звуком. Педализация – это важное средство пианистов. Педаль можно брать не только где педаль поставил композитор, но и в других тактах. Педагог должен знакомиться с различными редакциями одной и той же пьесы, особенно классиков.
Правая педаль и ее действия – это одно из средств выразительности, которым обладает пианист. Это устройство есть только у фортепиано. Когда мы нажимаем правую педаль, молоток ударяет об освобожденную от демпфера струну, тем самым звук удлиняется, но она не только удлиняет звук, но и делает его красочнее, благодаря тому, что демпфера не заглушают не только ту ноту, которую мы играем, а все звуки, поэтому получаются призвуки – обертоны. Детям обычно показывают педаль в 3 классе, но не позже. Можно немного раньше. Ребенку должен позволять рост, так как если он не достает до педалей, то приходится менять посадку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АУ ДО «ДШИ г.Конаково».
Методические рекомендации
(из опыта работы преподавателя АУ ДО «ДШИ г.Конаково» Панковой В.А.)
«Работа над педализацией»
Выполнила:
Панкова Валентина Анатольевна,
преподаватель по классу фортепиано
АУ ДО «ДШИ г.Конаково»
2023г.
Педализация тесно связана со звуком. Педализация – это важное средство пианистов. Педаль можно брать не только где педаль поставил композитор, но и в других тактах. Педагог должен знакомиться с различными редакциями одной и той же пьесы, особенно классиков.
Правая педаль и ее действия – это одно из средств выразительности, которым обладает пианист. Это устройство есть только у фортепиано. Когда мы нажимаем правую педаль, молоток ударяет об освобожденную от демпфера струну, тем самым звук удлиняется, но она не только удлиняет звук, но и делает его красочнее, благодаря тому, что демпфера не заглушают не только ту ноту, которую мы играем, а все звуки, поэтому получаются призвуки – обертоны. Детям обычно показывают педаль в 3 классе, но не позже. Можно немного раньше. Ребенку должен позволять рост, так как если он не достает до педалей, то приходится менять посадку.
Так же должен быть развит слуховой контроль. Если навыки пальцевого легато достаточно хороши, можно добавить педаль.
Необходимо рассказать ребенку о педали, поиграть произведения с педалью и без педали, показать принцип действия. Педаль делает звук более живым, более красочным.
Педаль также помогает связывать звуки, которые трудно объединить без нее, также объединяет звуки, которые разбросаны по клавиатуре в один аккорд, например, произведения Шопена, Листа.
Сначала нужно обучить ученика «без звука» обращаться педальной лапкой. Нога опирается на пятку, причем она должна быть совершенно свободна. Нога должна закрывать примерно закругленную часть педальной лапки. Ногу нельзя отрывать от педальной лапки, так как может образоваться педальный стук. Необходимо мягко ее взять и так же мягко отпустить. Если надо педализировать одну какую – то часть произведения, нога должна стоять постоянно на педали. Нога с педалью – единое целое. Существует промежуток (холостой ход), на котором педаль не действует (это называется люфтом) и лишь при определенном усилии педаль действует.
Существуют упражнения:
- Постепенно нажимать педаль и играть вслед за этим аккорд, и так до тех пор, пока аккорд не будет звучать на одной педали.
- Упражнение с употреблением педали для связывания звуков. Берем звук и нажимаем педаль, затем отпускаем руку и так много раз.
С ребенком нужно начинать работу с запаздывающей педалью, так как она сложнее прямой. Запаздывающая педаль употребляется в кантиленных пьесах. Примером может послужить упражнение Гнесиной. Как только ребенок усвоит игру под счет, можно начать играть по слуху.
У ученика могут возникнуть ошибки. Он может задержать педаль – будет грязь. Если он не додержит ее, то будет пауза – разрыв. Исправляя ошибки, нужно, чтобы ученик сам услышал свои недостатки.
Работа над педализацией – это воспитание слуха, слухового воображения с одной стороны, и с другой – соблюдение строгого контроля. Педаль идет от ушей, а не от ног. Мы должны объяснить ученику, зачем нужна педаль, в каком месте применять, много ли ее.
Сначала должна быть такая пьеса, где педаль встречалась бы эпизодически, то есть не всегда, а только в одном месте. Тем самым ученик лучше оценит значение педали. Например, пьеса «Сказочка» Прокофьева, она трехчастная, крайние части можно играть без педали, однако в середине применение педали необходимо, на педали меняется бас. Получается фраза, так же педаль помогает сделать кульминацию. Создается ощущение пространства. Ребенок должен брать запаздывающую педаль по такту. Смена педали регулирует смену гармонии. Чаще всего смена гармонии употребляется в левой руке, поэтому рекомендуется разучивать отдельно левую руку.
Мастерство состоит в том, чтобы правильно распределить педаль. Бас должен быть достаточно насыщен, мелодия должна очень ясно интонироваться и фразироваться и быть на первом месте на крещендо. Средние голоса исполняются ровнее, тише. Насыщенный бас поглощает грязь. Важно найти дыхание фразы, чтобы она была с движением. Если брать педаль на каждый звук, получится «искающая» музыка.
Другой пример: «маленький этюд» Шумана из «Альбома для юношества» на педаль и на звук.
Педаль берется на такт, играть надо тихо и ровно. В этом этюде бас необходимо придерживать пальцами. В большинстве случаев ученик разбирает произведения без педали. Но в зависимости от способностей ученика можно разбирать пьесы Грига и Шумана с педалью. Характер педализации связан со стилистическими особенностями. Например, в произведениях венских классиков нельзя педалью сливать гармоническую фигурацию в гармоническое звуковое пятно (в аккомпанемент). Гармоническая фигурация в мелодии может быть сыграна и на педали. У Гайдна, Бетховена, Моцарта педали меньше чем, например, у импрессионистов. Качество педализации во многом зависит от глубины нажатия педали. Полупедаль заключается в том, что мы не полностью опускаем лапку педали, а берем мгновенно. Она исполняется преимущественно на одной гармонии.
Рассмотрим примеры прямой педали.
Сфера применения прямой педали ограничена. Прямая педаль берется в том случае, если перед педализируемым звуком или аккордом – пауза.
Если лига переходит через тактовую черту, тол прямую педаль на сильную долю брать нельзя. Также не берется, учитывая знаки артикуляции (стаккато, нон легато), здесь все равно образуются паузы.
«Вальс» Чайковского: бас додерживать, то есть играть тенуто, чтобы педаль попала на него.
В «Монастыре» Бородина (маленькая сюита): представляет собой пейзаж. В первой фразе в верхнем голосе используется разная гармония, а бас периодически повторяется и благодаря ему используется одна педаль. Далее идут форшлаги, бас оторван от всего аккорда, поэтому используется прямая педаль. Прямая педаль чаще нужна в пьесах танцевального характера, виртуозного плана.
Левая педаль – это тембровое средство, изменяет звучание, делает его приглушенным, матовым. Особенно интересные эффекты дает сочетание левой педали с правой педалью. Техника левой педали ничего общего не имеет с техникой правой педали. Левая педаль берется на всю пьесу или на фразу. Чтобы она подействовала, надо ее брать до игры.
Григ «Песня сторожа» - средняя часть требует употребление левой педали.
Итак, использование правой педали открывает путь к исканию красок, тембровых оттенков, делает звук более протяжным, певучим. И все же, прежде чем выучить пьесу с педалью, как правило ее сначала надо выучить без педали. Учитель должен быть уверен в том, что ученик выполняет все, все задачи правильно, пальцы играют точно. В старших классах уже можно задавать разучивать пьесу сразу с педалью. Смена педалей часто меняется сменой гармонией, то тогда надо учить педаль вместе с гармонией, то есть ученик должен вслушаться в смену гармоний и вслушаться одновременно в свою педализацию. Иногда приходится менять педаль чаще, чтобы не создавалась грязная мелодия, диссонансы.
Педализация тесно связана с тем, что делают наши руки.