«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Павлюкова Ольга Валерьевна

Формы и виды занятий

1) вокально-хоровая работа, включающая в себя пение произведений и учебно-тренировочного материала;

2) упражнения на развитие музыкального слуха и певческого голоса;

3) изучение обычаев и обрядов;

4) музицирование на народных инструментах;

5) прослушивание народных песен в аутентичном варианте, а также в исполнении профессиональных и детских коллективов.

6) Участие в фольклорных конкурсах.

Так, например в прошлом году, который был объявлен: «Годом культурного наследия» был разработан воспитательный план, куда входило знакомство обучающихся с традициями народов, проживающих в оренбургской области. В фольклорном фестивале «Ты свети, свети, Ярило!» наш театральный коллектив представлял литературно-музыкальную композицию «Тихвинская ягодница», народные сказки с исполнением народных и стилизованных песен, а так-же игра на деревянных ложках. Нами разрабатываются новые театральные постановки с исполнением народных песен. На занятиях используются подвижные народные игры. Во время дистанционных занятий обучающимся предлагалось изготовить шумовые народные инструменты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании обучающихся является фольклор - древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Многонациональный состав населения Оренбургской области делает необходимым сохранение и передачу исторических и культурных ценностей всех народов России. Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир. Усвоение культурного наследия предков, уникальности традиций и самобытности обычаев формирует национальное самосознание, уважение к культуре народов, живущих в России.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» акцентируется внимание на выявлении личностных смыслов в изучаемом материале на основе общечеловеческих и национальных ценностей и передаче молодому поколению лучших традиций. Это непосредственно относится и к музыкальному воспитанию детей.

Функции фольклора

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа.

Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Жанры фольклора

Все фольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки.

В сфере дополнительного образования особая роль уделяется музыкальному фольклору, который способствует духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личности; воспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур.

 Возможности фольклора в музыкальном воспитании обучающихся заключаются в: воспитании интереса и обеспечении возможности личностно-ценностного освоения народной культуры и музыкального искусства (познавательно-мотивационный компонент); реализации условий творческого самовыражения, развитии эмоциональной отзывчивости и чувственного опыта, обусловленных традициями и интонационной основой народной музыки (музыкально-творческий компонент); создании художественно-образовательной среды, где занятие вокалом -освоение музыкального фольклора - становится центром, обеспечивающим коллективное сотворчество и взаимодействие обучающихся, педагогов, родителей в организации воспитательного процесса.

Большое значение в сохранении и передаче элементов этнической культуры играют обычаи, ритуалы, обряды и праздники. Ведь вся духовная культура древних славян строилась на основании понятия «культ» - вера, обычаи, традиции, от которого и произошло само понятие “культура”.

Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения. С каким удовольствием празднуются Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала. Обучающиеся театральной студии «Непоседы» на занятиях вокалом знакомятся как с музыкальным фольклором, так и с праздниками и традициями. Над составлением программы работают три педагога, совместно пишутся сценарии праздников.

Развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры школьников, приобщение к народным традициям и обычаям, расширение музыкального кругозора.

                           Формы и виды занятий

1) вокально-хоровая работа, включающая в себя пение произведений и учебно-тренировочного материала;

2) упражнения на развитие музыкального слуха и певческого голоса;

3) изучение обычаев и обрядов;

4) музицирование на народных инструментах;

5) прослушивание народных песен в аутентичном варианте, а также в исполнении профессиональных и детских коллективов.

6) Участие в фольклорных конкурсах.

Так, например в прошлом году, который был объявлен: «Годом культурного наследия» был разработан воспитательный план, куда входило знакомство обучающихся с традициями народов, проживающих в оренбургской области. В фольклорном фестивале «Ты свети, свети, Ярило!» наш театральный коллектив представлял литературно-музыкальную композицию «Тихвинская ягодница», народные сказки с исполнением народных и стилизованных песен, а так-же игра на деревянных ложках. Нами разрабатываются новые театральные постановки с исполнением народных песен. На занятиях используются подвижные народные игры. Во время дистанционных занятий обучающимся предлагалось изготовить шумовые народные инструменты.

 Народная музыка, способствует воспитанию личности ребенка, активируя у него память, формируя воображение, мыслительные процессы и образное восприятие действительности. Обогащает его внутренний мир и является лучшим средством общения. Народная музыка выполняет воспитательную роль, прививает ребенку такие понятия, как любовь, благородство, гармония и красота. Русский песенный фольклор – это естественная система, включающая в себя воспитание музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.