Открытый урок с учащейся 3 класса. "Работа над этюдом №29 ре мажор К.Черни(Гермер)
На открытом уроке раскрываю важность ассоциативного подхода в изучении нотного текста.Введение образов, облегчает детям понимание сложных технических приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок с Миланой Ашурбековой | 25.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Городская детская музыкальная школа» г.Воркута
ОТКРЫТЫЙ УРОК
На тему : «Работа над текстом произведения технического плана
с учащейся 3 класса фортепиано»
подготовила и провела
преподаватель фортепиано
Анна Олеговна Дитятьева
стаж педагога 26 лет
ВОРКУТА
29 марта 2022г
Открытый урок по специальности «Фортепиано» в 3 классе
(план-конспект)
Открытый урок по специальности «Фортепиано» в 3 классе
Тема: «Работа над текстом произведения технического плана »
Открытый урок проводит : Анна Олеговна Дитятьева
Описание. Урок с Ашурбековой Миланой, учащейся 3 класса ДМШна предмет преодоления затруднений в работе и восприятии текста в произведениях технического плана. Материал может быть полезен молодым преподавателям по специальности «Фортепиано» ДМШ, ДШИ, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Предмет: "Фортепиано"
Класс: 3
Тип занятия: урок — Облегчение восприятия нотного текста в игровой форме на базе ассоциативного мышления, отработка технических навыков в произведениях технического плана (Этюды)
Форма урока: индивидуальная
Цель урока. Обучение ученицы самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана, и проблемы восприятия нотного текста
Задачи урока:
- познакомить обучающуюся с техническими приёмами и отработать их в конкретном произведении;
- воспитывать в обучающейся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
- расширить музыкальный кругозор обучающегося;
- искать рациональные приемы игры на фортепиано;
- учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
- развивать образное мышление;
- развивать игровые навыки;
- совершенствовать навык игры по нотам;
- развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
- развивать чувство ритма;
- развивать инициативу в творчестве;
- развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, произведению и инструменту;
- воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
- воспитывать ответственность за результаты своего труда;
- воспитывать культуру поведения за инструментом.
Оборудование : инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Карл Черни, Этюд №29 D -dur (Гермер);
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей и сложностей восприятия нотного текста.
План урока
- Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи — 1 mиh.
- Основная часть урока — 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса — 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания — 5 мин.
в) Игра гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальным произведением — 20 мин.
- Закрепление материала — 5 мин.
- Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание — 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке :
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Ход урока
- Организационный этап
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Основная часть урока
Гшлнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя) Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Приём работы: объяснительно — показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
- показ обучающимся гаммы С - dur: темп и все условия сохраняются, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды уверенные, сочные, звучные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы :
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за моменты достойного исполнения этюда.
Игра гамм
- При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца : правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и
корпус.
Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности например :
а) в каждом такте соотношение 32 длительностей и шестнадцатых, причина — непонимание учащейся длины временного звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой штрихом стакатто, причина
— слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;
в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работы по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома, то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, чтобы добиться более высоких результатов исполнения.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы:
- метод контроля за исполнением,
предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке
- инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
- Этюд. Отработать гаммы, пассажи, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность работы рук при попадании в сильную долю в конце этюда, проработать вторую часть этюда.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок. Что ,на взгляд ученицы, стало восприниматься в тексте легче и увереннее.
Методическая литература
- Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991 Нотная литература
- Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
- Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
- Мне нравится (1)