Энтегрированное открытое занятие " Музыка и изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны"

 Цель занятия: Показать характер изменений, произошедших в отечественной культуре в годы войны (музыка и живопись), оценить вклад деятелей культуры в победу над противником.

Задачи:

Личностные:

- формирование чувства патриотизма, социальной компетентности у учащихся.

- продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.

Предметные:

- раскрыть особенности развития музыки и изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны;

- рассмотреть основные направления развития музыки и живописи в годы войны;

- проследить преемственность патриотических традиций отечественной истории;

- развивать навыки групповой работы, публичного выступления;

Метапредметные:

-формирование познавательного интереса к предмету через использование интерактивных приемов, путем развития у учащихся исследовательских умений: анализа, сравнения, синтеза, обобщения;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

22

Цель занятия: Показать характер изменений, произошедших в отечественной культуре в годы войны (музыка и живопись), оценить вклад деятелей культуры в победу над противником.

Задачи:

Личностные: 

- формирование чувства патриотизма, социальной компетентности у учащихся.

- продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.

Предметные: 

- раскрыть особенности развития музыки и изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны;

- рассмотреть основные направления развития музыки и живописи в годы войны;

- проследить преемственность патриотических традиций отечественной истории;

- развивать навыки групповой работы, публичного выступления;

Метапредметные:

-формирование познавательного интереса к предмету через использование интерактивных приемов, путем развития у учащихся исследовательских умений: анализа, сравнения, синтеза, обобщения;

Основные понятия:

 -сражающееся искусство, песенный жанр, классическая музыка, плакаты, фронтовые агитбригады.

Тип занятия:

-открытие нового

Форма занятия: 

-интегрированное.

Методы:

- частично-поисковый,  исследовательский.

           Дидактическое обеспечение: 

 -учебник  История  России XX – начало XXI века/А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брант; 

Средства обучения: презентация, карточки-задания, дополнительный материал. 

Ход урока:

  1. Проверка знаний (слайд № 1) .

-Беседа, направленная на определение темы урока:

  1. Вы прослушали музыкальный фрагмент и увидели плакат. Давайте определим тему занятия
  2. Тема нашего занятия «Музыка и изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны» - записывается в тетради (слайд №2)

Определяются цели и задачи урока.

  1. Задание по группам. Вы сейчас посмотрите видеоклип. Ваша задача заполнить таблицу и найти дополнительный материал (раздаточный материал лежит на столе). (слайд №3-4)

Музыка

Живопись

  1. Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. 

Песня «Священная война» сл. В.И. Лебедева-Кумача, муз. А.В.Александрова.

- Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую.

Основное направление живописи в годы Великой Отечественной войны – плакаты.

- Плакат с известным произведением И. Тоидзе “Родина-мать зовет!” был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Интересна история создания плаката, которую рассказали жена и сын художника. Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг, когда страна узнала страшную новость, Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну.

Плакаты носили не только героический характер, но и сатирический.

Много ярких интересных “Окон ТАСС” были выполнены Кукрыниксами. Это творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов – 1973, Крылов – 1972, Соколов – 1973).

Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи – все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами.

Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками еще в 30-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба.

В Окнах ТАСС художники обычно работали в содружестве с С.Маршаком. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, художники сознательно преувеличивают существенные черты своих персонажей, заостряют их в них характерное.

Кукрыниксы создали серию “Окон”, направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини.

Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов. Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения.

  1. Песня «Давай закурим…» Слова : И. Френкель Музыка : М. Табачников.

Под таким названием 22 января 1942 года «Комсомольская правда» опубликовала стихотворение с небольшим рисунком и подзаголовком «Песенка Южного фронта». Но без нот. Стихи привлекли внимание многих композиторов. Известно более двух десятков мелодических вариантов этой замечательной фронтовой песни. Однако в песенную антологию Великой Отечественной войны вошел лишь один из них, сочиненный композитором-фронтовиком Модестом Табачниковым. Вместе с автором стихов этой песни, поэтом Ильей Френкелем, он воевал как раз на Южном фронте и первым сочинил музыку к этим незамысловатым строчкам, посвященным солдатской дружбе и верности долгу.  Часто эту песню исполняла Клавдия Шульженко в составе фронтовой агитбригады.

3. Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.  «Темная ночь» Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова

 Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения.  В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Изобразительное искусство. В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет: С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943). ; бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня»; художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя. 

4. Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.

А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных Михаилом Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером. За создание "Катюши" автору слов песни Михаилу Васильевичу Исаковскому была вручена "Сталинская премия", которую он передал землякам. В деревне Всходы Угранского района Смоленской области был создан Музей песни "Катюша", находящийся поблизости от родины поэта.

Песни  и картины Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.

  1. Проверка таблицы.

IV.Рефлексия (в тетради) (Слайд № 10)

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Мне было интересно…

Я понял…

В заключении занятия дети исполняют песни о Войне .

Источники:

  1. Бусыгина Екатерина "Советский плакат Великой Отечественной войны"//www.grafik.org.ru
  2. http://psv.at.ua/publ/1-1-0-155
  3. rhistory.ucoz.ru
  4. victory.rusarchives.ru
  5. www.9may.ru/posters
  6. www.plakaty.ru/
  7. http://www.rodb-v.ru/news/obyavleniya/istoriya-voennykh-pesen/