Методы запоминания музыкального произведения

Игра произведений наизусть - это несомненно один из важных навыков в жизни музыканта. Если раньше игра без нот считалась дурным тоном и сравнивалась с игрой по слуху, то на сегодняшний день это является нормой и неотъемлемой частью исполнительского мастерства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого» 

Методический доклад

Методы запоминания музыкального произведения

Автор:

Преподаватель МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

Волкова Александра Александровна

Сургут

2023

Игра произведений наизусть - это несомненно один из важных навыков в жизни музыканта. Если раньше игра без нот считалась дурным тоном и сравнивалась с игрой по слуху, то на сегодняшний день это является нормой и неотъемлемой частью исполнительского мастерства.

Игра по памяти вошла в жизнь музыкантов с приходом романтизма. В произведениях усложнилась фактура, музыкальный материал требовал от исполнителя более эмоционального и выразительного исполнения. Именно поэтому, на фоне таких актуальных вопросов и произошла постепенная смена игры по нотам на игру наизусть. Однако, для того чтобы играть без нот, необходимо заниматься развитием и укреплением музыкальной памяти. К сожалению, не существует какого-то одного универсального метода заучивания нотного текста. Все дело в том, что каждый человек по-своему уникален, индивидуален, и у каждого свои особенности памяти.

Музыкальная память делится на 4 вида:

1. Слуховая

2. Зрительная

3. Тактильная

4.Мускульная

Нельзя говорить о том, что запомнить музыкальное произведение можно только с помощью одного вида памяти, так как все они между собой взаимосвязаны. Когда мы часто играем по нотам, мы развиваем зрительную память. При игре с закрытыми глазами-тактильную. Мускульная же память появляется в том случае, когда все движения становятся автоматическими. Стоит отметить, что несмотря на важность всех видов памяти, слуховая - является главной. Полученные музыкальные впечатления, умение их воспроизвести – вот та основа деятельности, к которой стремятся все музыканты. Чем более яркое впечатление производит на исполнителя произведение, тем крепче учится текст, а значит и повышаются шансы его сыграть, без опасности забывания.

Методы запоминания музыкального произведения

Самый главный метод, которую должен использовать любой музыкант это метод грамотного и осмысленного анализа музыкального текста. Он универсален для всех возрастов исполнителей. Для учащихся младших классов успешное выучивание нотного текста наизусть напрямую зависит от успешной игры по нотам. Очень часто преподаватели сталкиваются в своей работе с тем, что ученики на начальных этапах обучения быстро выучивают произведения наизусть. Это связано с тем, что музыкальный репертуар в этом возрасте достаточно прост и в большинстве случаев, учащемуся кажется, что вглядываться в ноты совсем необязательно, ведь выглядят они намного сложнее, гораздо проще положиться на игру по слуху. Однако в этом и заключается опасность того, что с расширением репертуара и растущей сложностью произведений, игра, без уверенного знания нотной грамоты уже невозможна. Поэтому, основной задачей педагога в младших классах, является научить ученика хорошо ориентироваться в нотном тексте, устанавливая прямую связь между тем что он видит в нотах, и тем, что исполняет на клавиатуре. Только после успешной игры именно по нотам, можно приступать к обучению игре наизусть.

В старших классах, зачастую, ученикам уже кажется, что выучить тот объем музыкального материала, что предлагает педагог, очень трудно, а иногда и вовсе невозможно. Это ощущение ошибочное, и преподаватель должен грамотно развеять эти сомнения. Опорой ему в данной ситуации будет совместный с учеником предварительный анализ произведения. Необходимо определить жанр, форму, поговорить о характере произведения, музыкальных образах и многом другом, что поможет создать впечатление того, что не так все и сложно. Например, поговорив о форме произведения, можно разделить его на конкретные или условные части, поискать различные повторения, секвенции и тд.

Одним из любимых методов запоминания текста можно назвать метод ассоциаций. Он универсален на всех этапах обучения и с удовольствием воспринимается детьми, формируя у них повышенный интерес к исполняемому произведению и развивая творческое мышление. Ассоциации могут быть совершенно разные, главное, чтобы они надолго сохранились в памяти ученика. Для этого педагогу необходимо найти к ребенку подход и посмотреть, какие образы ему наиболее интересны. Очень полезно знать, чем увлекается ученик и периодически вести с ним беседы не только о музыке.  Также, в дополнение вышесказанному, целесообразно добавить, что учащиеся младших классов с радостью не только представят то, что они будут играть, но и зарисуют эти образы, что при исполнении им поможет не только лучше запомнить произведение, но и сыграть его в верном характере.

Не менее полезен метод частого проигрывания произведения как в медленном темпе, так и в темпе, указанном композитором. Например, при медленной игре учащиеся успевают внимательно вчитаться не только в ноты, но и успевают распознавать ритм, динамику, аппликатуру.

Одним из результативных методов является метод напевания, основанный на слуховой памяти. Играя один голос, можно предложить ученику спеть другой, затем поменять их местами.

Более сложным методом запоминания является игра на столе, поэтому рациональнее работать с ним в старших классах. При его использовании активно работает внутренний слух, задействуется тактильная и мышечная память.  Однако, в этом случае, со стороны педагога необходим особый контроль, так как ученик действительно должен смочь пропеть и представить себе произведение, которое он играет без инструмента.

В заключении хочется сказать о том, что задачей преподавателя является ознакомление ученика со всеми доступными методами запоминания нотного текста и выявление среди них наиболее подходящих конкретному учащемуся.

Список используемой литературы:

1.   Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика - XXI, 2002.– 188 с.

2. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика – XXI, 2004.– 189 с.

3. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Классика - XXI, 2004. – 150 с.

4. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: учебное пособие. - М., 1994. – С. 41.