Педализация как средство музыкально-художественного воспитания.

Пешкова Ирина Юрьевна

Основная задача данной работы заключается в важности использования педали в формировании музыкальных вкусов и отношение к исполняемым произведениям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педализация как средство музыкально-художественного воспитания.

 «Писать о педали, не прибегая всё время к живому показу на фортепиано – вещь почти невозможная…» - пишет в своей книге выдающийся педагог и пианист Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». Фортепиано, как никакой другой музыкальный инструмент, обладает специфическим богатством звучания, которое придают ему педали. Со времен творчества Л. Бетховена фортепианная литература стала мыслиться исключительно как педальная. Общепризнано, что педализация на фортепиано – одно из важнейших средств музыкальной выразительности, неотъемлемый компонент создания художественного образа музыкального произведения; умение педализировать – один из элементов профессионального мышления пианиста.

Система фортепианных педалей  является наиболее специфичным среди средств выразительности, которыми обладает пианист. Педали – рычаги, которые приводятся в действие с помощью нажатия ног.

 Правая - демпферная, управляет демпферами (демпфером на фортепиано называется мягкая подушечка, прикреплённая к каждой клавише, которая глушит струны). Когда нажимается правая педаль, поднимаются все демпферы, вызывая звучание всех струн. Назначение правой педали - удлинять, подчёркивать звук или плавно связывать один с другим, увеличивать громкость звучания инструмента. По-другому правую педаль называют «Форте» (с итал. forte — «громко»). Момент взятия правой педали в нотах указывают букву «Р» или «Реd». Момент, когда ее нужно снимать, помечают звездочкой.

Левая - сдвигающая. Под ее воздействием молоточки смещаются вправо и звук становится тише и мягче, приобретает другой тембр. Другое название левой педали – «Пиано» (с итал. «piano» - «тихо»). В нотах левая педаль имеет обозначение в момент нажатия как «una corda». А когда педаль пора снимать, вы увидите – «tre corde» или «tutte le corde».

 Средняя - задерживающая (sostenuto). Создаёт разные звуковые эффекты. Она избирательно поднимает демпферы, и они работают пока педаль нажата. Часто среднюю педаль применяют для задержки басовых нот, подобно органной педали.

Основная функция всех педалей – влиять на звучание инструмента, менять тембр звука, его продолжительность и динамику.

 Исполнительское искусство выдающихся мастеров всегда отличалось высоким уровнем качества педализации. Например, величайший русский пианист и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн называл педаль «душой рояля» и утверждал: «Хорошая педализация - три четверти хорошей игры на фортепиано».  Вопрос о том, как надо педализировать, Антон Рубинштейн считал труднейшей задачей высшей ступени обучения игре на фортепиано. Надежда Иосифовна Голубовская писала: «Педаль - это жизненная влага фортепианного звучания, его дыхание, его душа». Очень поэтично высказывался о педали Ф.Бузони: «Рояль имеет нечто, ему одному присущее, неподражаемое средство, фотографию неба, луч лунного сияния - педаль». Умение педализировать – один из компонентов художественного мышления исполнителя. В педализации проявляется творческое воображение, глубина понимания музыки и чувства стиля, богатства звуковой палитры. Научить педализации – значит, прежде всего, научить слушать, улавливать оттенки звучания и вслушиваться в них, воспитывать музыкальный вкус.

Как показывает практика, употребление педали не поддается абсолютно точной фиксации в нотах, а диктуется и контролируется слухом. Обусловленная объективными закономерностями, связанными с ее акустическими свойствами и с особенностями самого музыкального материала, педализация в то же время является неотъемлемой частью индивидуальной исполнительской трактовки произведения. По выражению К. Мартинсена, искусство педализации – это «самое индивидуальное за роялем проявление звукотворческой воли».

Список использованной литературы:

1.Голубовская Н.И. Искусство педализации. – Л., 1985

2.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.  – М.,1987

3.Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано.  – М ., 2002