Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей ансамбля русской песни "КОРОБЕЙНИКИ" «Народные песни»
Методическая разработка раздела образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotkakorobeyniki_komarova.doc | 412.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Центр развития творчества детей и юношества
Приокского района "Созвездие"
Методическая разработка раздела
образовательной программы
дополнительного образования детей
ансамбля русской песни
"КОРОБЕЙНИКИ"
«Народные песни»
Автор:
Комарова Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2022
- Пояснительная записка
Ансамбль русской песни «Коробейники» музыкальной студии МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» на протяжении более 35 лет является центром духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества. Образовательная программа ансамбля русской песни «Коробейники» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Обращение к русской народной песне сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Создаваясь на протяжении столетий, именно народная песня объединяет всю многомиллионную Россию. Именно через народную песню можно почувствовать всю ширь и щедрость русской души.
На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных национальных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни, потешки, народные традиции, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
Образовательная программа ансамбля русской песни «Коробейники» предполагает обучение народному вокалу, народной хореографии и игре на народных музыкальных инструментах и позволяет в доступной, увлекательной форме детям школьного возраста получить полноценные знания по народному творчеству, включая их в творческую художественную деятельность.
Место раздела в образовательной программе
Учебно – тематический план подготовительной ступени вокальной группы
№ п\п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Музыкальная грамота: теория музыки слуховой анализ ритмические упражнения образная и жанровая трансформация народных песен | 3 7 | 3 - | - 7 |
2 | Певческая установка. Работа над унисоном. Одноголосное пение без сопровождения Двухголосное пение с сопровождением | 2 7 6 | 2 - - | - 7 6 |
3 | Вокальный тренинг. Пение учебно-тренировочного материала | 3 | - | 3 |
4 | Изучение произведений песенного репертуара
| 18 14 | - - | 18 14 |
5 | Работа над элементами народной хореографии | 5 | - | 5 |
6 | История музыкального народного творчества | 2 | 2 | - |
7 | Контроль результативности | 5 | - | 5 |
8 | Работа с солистами | 72 | - | 72 |
Итого: | 144 | 7 | 137 |
Учебно – тематический план средней ступени вокальной группы
№ п\п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Певческая установка. Многоголосное пение | 2 9 | 2 - | - 9 |
2 | Вокальный тренинг. Пение учебно-тренировочного материала | 7 3 | 2 - | 5 3 |
3 | Изучение произведений песенного репертуара
| 18 15 | - - | 18 15 |
4 | Работа над элементами народной хореографии | 5 | - | 5 |
5 | История музыкального народного творчества, связь музыки с народным творчеством, история русского национального костюма | 3 | 3 | - |
6 | Контроль результативности | 10 | - | 10 |
7 | Работа с солистами | 72 | - | 72 |
Всего: | 144 | 7 | 137 |
Учебно – тематический план старшей ступени вокальной группы
№ п\п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Певческая установка. Многоголосное пение | 10 | 3 | 7 |
2 | Вокальный тренинг. Пение учебно-тренировочного материала | 4 | - | 4 |
3 | Изучение произведений песенного репертуара
| 24 19 | - - | 24 19 |
4 | Работа над элементами народной хореографии | 3 | - | 3 |
5 | История музыкального народного творчества, связь музыки с народным творчеством, история русского национального костюма | 2 | 2 | - |
6 | Контроль результативности | 10 | - | 10 |
7 | Работа с солистами | 72 | - | 72 |
Итого: | 144 | 5 | 139 |
- Цели и задачи раздела. Изучение произведений песенного репертуара. Народные песни
Цель:
Развитие творческих музыкальных способностей у детей, привлечение детей к творчеству посредством изучения русской народной песни.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитать уважительное и бережное отношение к русской песне, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы.
- Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
- Воспитать творчески-активную личность.
Образовательные:
- Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
- Обучать основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
- Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
- Дать представление о традиционном национальном костюме своего региона.
Развивающие:
- Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное исполнение в манере своего народа.
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- Развивать активное восприятие музыки посредством изучения песенного репертуара.
- Формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на традициях и обычаях русского народа.
3. Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания.
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).
У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Поэтому первоочередной задачей педагога является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом. Учитывая возрастные особенности, процесс обучения в ансамбле делится на три возрастные ступени.
Подготовительная ступень (6-10 лет). У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции бережного развития голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию преимущественно головное, звучание. Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит легко и естественно.
Для младшего возраста детей предлагается следующий репертуар:
1. Русская народная песня «Ходила Дуняша»
2. Русская народная песня «На горе-то калина»
3. Русская народная песня «Лёли-полёли»
4 Русская народная песня «Через Волгу»
5. Русская народная песня «Молодая-молода»
6. Русская народная песня «Выходили красны девицы»
7. Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»
8. «Россия»
Средняя ступень (11-13 лет). Голоса детей становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
Песенный репертуар для детей среднего школьного возраста:
1. Русская народная песня «Тимоня»
2. Русская народная песня «Волга»
3. Русская народная песня «Как Ивановы дочки»
4. Русская народная песня «Субботея»
5. Русская народная песня «Балалайка»
6. Русская народная песня «Чибатуха»
7. Русская народная песня «4 двора»
8. Русская народная песня «Как за нашим двором»
9. Русская народная песня «Расти, моя калинушка»
10 Русская народная песня «Как у наших у ворот»
11 Русская народная песня «Купола Ивана Купалы»
12. Русская народная песня «Снежки»
13 Русская народная песня. «Как по речке»
14 «Россия»
Старшая ступень (13-16 лет). Следующий период развития детского голоса — мутация. Учащиеся этого периода требуют особенно бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования.
Предлагаемый репертуар для старшего школьного возраста:
1. «Россия»
2. Русская народная песня «Как по речке»
3. Русская народная песня «Лебядин»
4 Русская народная песня «Как за Доном»
5 Русская народная песня «Разбросала косы русые берёза»
6. Русская народная песня «Хонька»
7. Русская народная песня «Снежки»
8. Русская народная песня «Деревня»
9. Русская народная песня «Выходы»
10. «Казаки в Берлине»
11 Русская народная песня «Соловейко»
12 Русская народная песня «Утушка»
13. Русская народная песня «Россия-матушка»
14 «Как воспеть эту землю»
15. «Люблю, когда грохочут громы»
16. «Облака»
17. Русская народная песня «Из-под горки»
18. Русская народная песня «Как у наших у ворот»
- Ожидаемые результаты освоения раздела программы
К окончанию обучения по программе в рамках раздела обучаемые должны знать:
- содержание народной музыки на традициях и обычаях русского народа;
- о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте; о традиционном национальном костюме своего региона;
- иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра народной песня, приёмов стилизации;
- знать приёмы работы над песней.
должны уметь:
- владеть голосовым аппаратом;
- чисто интонировать;
- петь сольно и в ансамбле;
- использовать исполнительские знания, умения и навыки;
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
- уважительно и бережно относиться к русской песне, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы.
- Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
В качестве главных методов программы избраны методы стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения, а также педагогические технологии личностно-ориентированного развивающего обучения и индивидуализации обучения.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения сочетает обучение и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Каждый ребенок это неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Метод стилевого подхода. Широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод. Используется как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и ученика - исполнителя проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход. Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения. Это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Создание «Ситуации успеха». Успех рождает успех. Создание такой ситуации для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
Все используемые в программе педагогические технологии и методы обучения отвечают принципу целесообразности, то есть в наибольшей степени соответствуют естественным механизмам усвоения опыта и знаний учащимися, а также интенсивности, то есть позволяют быстро и на высоком уровне решать дидактические задачи.
- Система знаний и система деятельности
Система знаний, предполагаемая в разделе, включает в себя, как общенаучные знания о времени, человеческих отношениях, пространстве, так и знания конкретной гуманитарной области – мировой художественной культуры, а также знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся, ориентирование их на выбор будущей профессии, связанной с творческой деятельностью.
Система деятельности, заложенная в разделе, многообразна и интересна.
При составлении содержания раздела учитывались 4 основные компонента формирования основ песенного народного творчества в музыкальной деятельности детей:
- эмоциональный, обусловленный спецификой народного песенного искусства: его яркостью, эмоциональной заразительностью, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи;
- познавательный, связанный с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом материале, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию детей школьного возраста, с развитием на основе получаемой информации познавательной активности детей, личностных предпочтений, связанных с восприятием тех или иных музыкальных произведений;
- деятельностный, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие - слушание, пение, музыкально - ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет свое самостоятельное значение, свою самоценность;
- социально-личностный, предполагающий развитие у детей интереса к народной песне, желание ее слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, танцы, игры, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Обучающийся может себя самореализовывать в процессе музыкальной деятельности на занятиях, предлагаемых народных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в социуме
- Учебно-тематическое планирование по разделу
Изучение произведений песенного репертуара - народные песни
Учебно – тематическое планирование подготовительной ступени вокальной группы
№ | Содержание занятия |
1 | Развитие голосовых данных. Знакомство с мелодией и словами песни. |
2 | Проверка усвоения текста песни. Дыхание. Работа над развитием артикуляционного аппарата. |
3 | Ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни; Разучивание песни. |
4 | Работа по закреплению мелодической основы песни Интонирование и пение a capella. |
5 | Атака звука Работа над унисоном. Разучивание песни. |
6 | Закрепление материала в изучаемой песне Работа над выразительными возможностями унисона. |
7 | Проверка усвоения песни и мелодии в целом. Разучивание песни. |
8 | Слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам. |
9 | Календарно - обрядовый праздник. |
10 | Исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком. Разучивание песни. |
11 | Работа над дикцией и артикуляцией. Выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков. |
12 | Работа над характером звучания голоса. Определение темпа, динамических оттенков. Разучивание песни. |
13 | Исполнение песни с учетом усвоенного материала Пение двухголосных канонов. Разучивание песни. |
14 | Воссоздание сценического образа песни. Одноголосное пение без сопровождения. |
15 | Умение эмоционально и выразительно исполнять изучаемый репертуар. |
16 | Работа над репертуаром. |
17 | Подготовка к отчётному концерту. |
18 | Отчётный концерт. |
Учебно – тематическое планирование средней ступени вокальной группы
№ | Содержание занятия |
1 | Развитие голосовых данных. Знакомство с мелодией и словами песни. |
2 | Проверка усвоения текста песни. Дыхание. Работа над развитием артикуляционного аппарата. |
3 | Ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни; Разучивание песни. |
4 | Работа по закреплению мелодической основы песни. Интонирование и пение a capella. Разучивание песни. |
5 | Атака звука Работа над унисоном. Разучивание песни. |
6 | Закрепление материала в изучаемой песне Работа над выразительными возможностями двухголосия. Разучивание песни. |
7 | Проверка усвоения песни и мелодии в целом. |
8 | Слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам. Работа над манерой пения. |
9 | Календарно- обрядовый праздник. |
10 | Исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком. Разучивание песни. |
11 | Работа над дикцией и артикуляцией. Выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков. |
12 | Работа над характером звучания голоса. Определение темпа, динамических оттенков. Разучивание песни. |
13 | Исполнение песни с учетом усвоенного материала Пение двухголосных канонов. Разучивание песни. |
14 | Воссоздание сценического образа песни. Двухголосное пение без сопровождения. |
15 | Умение эмоционально и выразительно исполнять изучаемый репертуар. |
16 | Работа над репертуаром. |
17 | Подготовка к отчётному концерту. |
18 | Отчётный концерт. |
Учебно – тематическое планирование старшей ступени вокальной группы
№ | Содержание занятия |
1 | Развитие голосовых данных. Знакомство с мелодией и словами песни. |
2 | Проверка усвоения текста песни. Дыхание. Работа над развитием артикуляционного аппарата. |
3 | Ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни. Разучивание песни. |
4 | Работа по закреплению мелодической основы песни. Интонирование и пение a capella. Разучивание песни. |
5 | Атака звука. Закрепление материала в изучаемой песне. Разучивание песни |
6 | Работа над выразительными возможностями многоголосия. |
7 | Слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам. |
8 | Работа над манерой пения. Разучивание песни. |
9 | Исполнение песни с учетом усвоенного материала. |
10 | Календарно- обрядовый праздник. |
11 | Исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком. Разучивание песни. |
12 | Выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков. Разучивание песни. |
13 | Календарно- обрядовый праздник. |
14 | Исполнение песни с учетом усвоенного материала. Разучивание песни. |
15 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
16 | Работа над характером звучания голоса. |
17 | Определение темпа, динамических оттенков. Разучивание песни |
18 | Исполнение песни с учетом усвоенного материала. |
19 | Воссоздание сценического образа песни. |
20 | Многоголосное пение без сопровождения. Разучивание песни. |
21 | Умение эмоционально и выразительно исполнять изучаемый репертуар. |
22 | Работа над репертуаром. |
23 | Подготовка к отчётному концерту. |
24 | Отчётный концерт. |
Календарно-тематический план вокальной группы ансамбля «Коробейники»
Старшая группа
Содержание урока | |
1 | Вокальный тренинг. Чистота интонации. Работа над унисоном. Инструктаж по ТБ |
2 | Формирование навыков многоголосия. |
3 | Певческое дыхание. |
4 | Опора звука. |
5 | Фразировка. |
6 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
7 | Работа над ансамблем. |
8 | Работа по развитию диапазона голоса. |
9 | Работа над штрихами. |
10 | Навык цепного дыхания. |
11 | Работа над дыханием. |
12 | Работа над ритмом. |
13 | Работа над интонацией. |
14 | Пение канонов. |
15 | Работа над строем. |
16 | Работа над тембровым ансамблем. |
17 | Повторение пройденного. Подведение итогов 1 четверти. |
18 | Работа над звукоизвлечением. |
19 | Работа над строем. |
20 | Формирование навыков многоголосия. |
21 | Повторение разученного репертуара. |
22 | Работа над унисоном. |
23 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
24 | Работа над художественным образом. |
25 | Работа над репертуаром. |
26 | Работа над чистотой интонации. |
27 | Работа над фразировкой. |
28 | Работа над дыханием. |
29 | Полифония в музыке европейских композиторов 17-18 вв. |
30 | Закрепление навыков полифонического пения. |
31 | Выразительность, непринужденность звуковедения. |
32 | Работа над репертуаром. |
33 | Промежуточная аттестация обучающихся. |
34 | Подведение итогов 2 четверти. Подготовка к концертам. |
35 | Новогодний концерт. |
36 | «Святки» - концерт для родителей. |
37 | Анализ концертного выступления. |
38 | Пение двух и трехголосных канонов. |
39 | Работа над развитым многоголосием в сложной 3-х голосной фактуре. |
40 | Эстрадная музыка в переложении для ансамбля. |
41 | Работа над легкостью и непринужденностью исполнения. |
42 | Работа над расширением диапазона голоса. |
43 | Повторение разученного репертуара. |
44 | Развитие навыков пения на иностранных языках, работа над сценическим произношением текста. |
45 | Работа над легкостью и непринужденностью исполнения. |
46 | Национальное своеобразие и характерные черты исполнительского стиля национальной музыки. |
47 | Работа над стилем через штрихи и особенности дикции родного языка. |
48 | Особенности исполнения национальной музыки. |
49 | Работа над унисоном. |
50 | Работа над расширением диапазона голоса. |
51 | Повторение разученного. Работа над репертуаром. |
52 | «Масленица» - концерт для родителей. |
53 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
54 | Работа над дыханием |
55 | Работа над многоголосием. |
56 | Работа над манерой пения. |
57 | Повторение пройденного. Подведение итогов 3 четверти. |
58 | Тембр и вибрато. |
59 | Работа над тембровым ансамблем. |
60 | Работа над тембровым ансамблем. |
61 | Образность и характерность исполнения, эмоциональная открытость. |
62 | Русская народная песня. Эмоциональное переживание р.н.п. Стилевые особенности русского народного пения. |
63 | Ритмический ансамбль в сложных ритмических рисунках. |
64 | Ритмический ансамбль в сложных ритмических рисунках. |
65 | Роль дыхания в развитии фразы. |
66 | Работа над штрихами. |
67 | Работа над манерой пения. |
68 | Работа над репертуаром. |
69 | Сценические репетиции. Подготовка к концерту. Настроение и настрой. |
70 | Итоговая аттестация обучающихся. |
71 | Сценические репетиции. Подготовка к концерту. Концертная выдержка. |
72 | Отчетный концерт для родителей. Подведение итогов. |
Календарно-тематическое планирование кандидатской ступени вокальной группы (4ч в неделю)
Содержание урока | |
1 | Вокальный тренинг. Чистота интонации. Работа над унисоном. Инструктаж по ТБ |
2 | Развитие голосовых данных. Знакомство с мелодией и словами песни. |
3 | Работа над развитием артикуляционного аппарата. |
4 | Ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни. Разучивание песни. |
5 | Работа по закреплению мелодической основы песни. Интонирование и пение a capella. |
6 | Атака звука Работа над унисоном. Разучивание песни. |
7 | Закрепление материала в изучаемой песне. Работа над выразительными возможностями унисона. |
8 | Проверка усвоения песни и мелодии в целом. Разучивание песни. |
9 | Слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам. |
10 | Работа по расширению диапазона. |
11 | Работа над дыханием. |
12 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
13 | Работа над интонацией. |
14 | Работа над ритмом. |
15 | Работа над ансамблем. |
16 | Работа над репертуаром. |
17 | Повторение пройденного. Подведение итогов 1 четверти. |
18 | Исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком. Разучивание песни. |
19 | Работа над дикцией и артикуляцией. Выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков. |
20 | Работа над характером звучания голоса. Определение темпа, динамических оттенков. Разучивание песни. |
21 | Исполнение песен с учетом усвоенного материала. Пение двухголосных канонов. Разучивание песни. |
22 | Воссоздание сценического образа песни. Одноголосное пение без сопровождения. |
23 | Работа над умением эмоционально и выразительно исполнять изучаемый репертуар. |
24 | Работа над художественным образом произведения. |
25 | Пение канонов. |
26 | Формирование навыков многоголосия. |
27 | Работа над фразировкой. |
28 | Работа над дыханием. |
29 | Работа над чистотой интонации. |
30 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
31 | Работы над выразительностью исполнения. |
32 | Работа над репертуаром. |
33 | Промежуточная аттестация обучающихся. |
34 | Подведение итогов 2 четверти. Подготовка к концертам. |
35 | Новогодний концерт |
36 | «Святки» - концерт для родителей. |
37 | Атака звука Работа над унисоном. Разучивание песни. |
38 | Закрепление материала в изучаемой песне Работа над выразительными возможностями двухголосия. Разучивание песни. |
39 | Пение двухголосных канонов. |
40 | Работа над штрихами. |
41 | Работа над строем. |
42 | Работа по расширению диапазона голоса. |
43 | Работа над унисоном. |
43 | Работа над трехголосием. |
44 | Работа над художественным образом. |
45 | Работа над дыханием. |
46 | Работа над звукоизвлечением. |
47 | Работа над ритмом. |
48 | Работа над легкостью и непринужденностью исполнения. |
49 | Работа над штрихами. |
50 | Работа над репертуаром. |
52 | «Масленница» - концерт для родителей. |
53 | Р.Н.П. Особенности ее исполнения. |
54 | Особенности исполнения национальной музыки. |
55 | Работа над репертуаром. Работа с микрофонами. |
56 | Повторение пройденного. |
57 | Повторение пройденного. Подведение итогов 3 четверти. |
58 | Работа над дыханием. |
59 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
60 | Работа над расширением диапазона голоса. |
61 | Работа над манерой пения. |
62 | Работа над тембровым ансамблем. |
63 | Образность и характерность исполнения, эмоциональная открытость. |
64 | Русская народная песня. Эмоциональное переживание р.н.п. Стилевые особенности русского народного пения. |
65 | Работа над сложным ритмом. |
66 | Работа над штрихами. |
67 | Работа над манерой пения. |
68 | Работа над произведениями концертного репертуара. |
69 | Сценические репетиции. Подготовка к концерту. Настроение и настрой. |
70 | Итоговая аттестация обучающихся. |
71 | Сценические репетиции. Подготовка к концерту. Концертная выдержка. |
72 | Отчетный концерт для родителей. Подведение итогов. |
Календарно-тематическое планирование кандидатской ступени вокальной группы (2ч в неделю)
Содержание урока | |
1 | Вокальный тренинг. Чистота интонации. Работа над унисоном. Инструктаж по ТБ |
2 | Развитие голосовых данных. Знакомство с мелодией и словами песни. |
3 | Работа над развитием артикуляционного аппарата. |
4 | Ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни. Разучивание песни. |
5 | Работа по закреплению мелодической основы песни. Интонирование и пение a capella. |
6 | Атака звука Работа над унисоном. Разучивание песни. |
7 | Закрепление материала в изучаемой песне. Работа над выразительными возможностями унисона. |
8 | Проверка усвоения песни и мелодии в целом. Подведение итогов 1 четверти. |
9 | Слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам. |
10 | Работа по расширению диапазона. |
11 | Работа над дыханием. |
12 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
13 | Работа над интонацией. |
14 | Работа над ритмом. |
15 | Работа над ансамблем. |
16 | Промежуточная аттестация обучающихся. |
17 | Повторение пройденного. Подведение итогов 2 четверти. |
18 | Исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком. Разучивание песни. |
19 | Работа над дикцией и артикуляцией. Выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков. |
20 | Работа над характером звучания голоса. Определение темпа, динамических оттенков. Разучивание песни. |
21 | Исполнение песен с учетом усвоенного материала. Пение двухголосных канонов. Разучивание песни. |
22 | Воссоздание сценического образа песни. Одноголосное пение без сопровождения. |
23 | Работа над умением эмоционально и выразительно исполнять изучаемый репертуар. |
24 | Работа над художественным образом произведения. |
25 | Пение канонов. |
26 | Формирование навыков многоголосия. |
27 | Работа над фразировкой. |
28 | Подведение итогов 3 четверти. Повторение пройденного. |
29 | Работа над чистотой интонации. |
30 | Работа над дикцией и артикуляцией. |
31 | Работа над выразительностью исполнения. |
32 | Атака звука. Работа над унисоном. Разучивание песни. |
33 | Закрепление материала в изучаемой песне Работа над выразительными возможностями двухголосия. Разучивание песни. |
34 | Пение двухголосных канонов. |
35 | Итоговая аттестация обучающихся. |
36 | Отчетный концерт для родителей. Подведение итогов. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Приокского района «Созвездие»
Разработка занятия по теме:
«Русская песня - как источник народной мудрости, красоты и жизненной силы»
Автор-составитель:
Комарова Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2017
Содержание
- Введение.
- Диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся.
- План урока с хронометражем.
- Конспект занятия.
- Самоанализ.
- Список литературы.
- Введение
Вокал - искусство управления голосом, преимущественно применяющимся для пения. "Преимущественно" потому, что вокалом занимаются не только профессиональные певцы, но и просто любители попеть. Более того, многие занимаются вокальной постановкой голоса для использования приобретенных навыков в речи или "просто для себя" - чтобы стать увереннее в себе, найти способ творческой реализации и пр. Вокал бывает разный. Три основных стиля, подразумевающие разную постановку голоса, - это академическое, эстрадно-джазовое и народное пение. Каждый из этих стилей имеет свою специфику, свой арсенал приемов, свои методы постановки голоса, свое применение. Так, академический и народный вокал имеют довольно строгие каноны, отклонения от которых не приняты, эстрадный вокал более свободен, поскольку предполагает поиск индивидуальной манеры у каждого певца. Народное пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Русское народное пение характеризуется теплотой грудного тембра, открытыми гласными, которые придают яркость и пронзительность звучанию, но при этом (в сравнении с академической манерой), «прямым звуком» (т.е. отсутствием вибрации в голосе) и меньшим резонансом, чем тот, который есть в голосах оперных певцов. Сегодня «певческая установка» - это одно из упражнений физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый « столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать. Если школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Тип урока: комбинированное занятие
Цель урока: Формирование вокально-хоровых навыков на примере русских народных песен.
Задачи урока:
Образовательные:
- певческая установка;
- певческое дыхание;
- артикуляция, дикция;
- интонация, строй;
- ансамбль;
- формирование навыков многоголосного пения;
- расширение музыкально-художественного кругозора детей.
Развивающие:
- развитие звукового, динамического диапазонов,
- работа над подвижностью голоса;
- развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.
Воспитательные:
- умение работать в коллективе,
- способствовать воспитанию художественного вкуса,
- уважительного отношения к русской народной песнею
- Диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся
Диагностика проводилась на основе результатов оценки умений учащихся по итогам 2016-2017 учебного года и первого полугодия и 2017-2018 учебного года.
В основу диагностики положена контрольно – оценочная часть программы музыкальной студии.
Оценка велась по пятибалльной системе:
3 - удовлетворительно
4 - хорошо
5 - отлично
Результаты диагностики отражены в таблице
№ | Ф.И. | Результаты на конец 2016-2017 учебного года | Результаты первого полугодия 2017-2018 учебного года | ||||||
Сольное пение | Ритм | Память | Ансамбль | Сольное пение | Ритм | Память | Ансамбль | ||
1 | Анисимова Алена | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Анкудович Даша | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
3 | Земскова Аня | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Крошкина Алина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
5 | Крошкин Артем | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Колденкова Надя | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
7 | Масленникова Лена | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
8 | Свечихина Оля | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Свечихина Маша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
10 | Галкина Катя | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||
11 | Клокова Настя | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||
12 | Хуторянская Аня | 4 | 4 | 4 | 4 |
Результаты диагностики показали, что обучающиеся в основном справляются с программным материалом. По психологическим и природным особенностям не все дети могут исполнять соло, недостаточно хорошо развиты чувство ритма и музыкальная память.
- План урока с хронометражем
Организационный момент | 1 мин. |
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1). 2.Распевание. Использование упражнений: - интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов); - упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию | 5 мин. 7 мин. |
Работа над исполнением русской народной песни «Ходила Дуняша» Рефлексия | 5 мин. |
Работа над исполнением русской народной песни «Как по речке» Рефлексия | 5 мин. |
Работа над исполнением русской народной песни «Лёли, полёли…» Рефлексия | 5 мин. |
Работа над исполнением русской народной песни «Выходы» Рефлексия | 5 мин. |
Разучивание русской народной песни «Снежки» Рефлексия | 5мин. |
Разучивание песни «Россия» Рефлексия | 5мин |
Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить). | 2 минут |
Итого: | 45 минут |
- Конспект занятия
№ | Методы и приёмы, задания | Обоснование применения задания, методов и приёмов |
1 | Организационный момент | Комментарии, объяснения, беседа; |
2 | Все упражнения вплетаются в музыкальную историю-сказку. Мы показываем принципы вокальной работы с детьми школьного возраста. Дети не любят распеваться, профессиональные упражнения скучные. Мы начинаем занятие с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос». А теперь наш учебный класс превращается в луг. Две веселые подружки, две подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. Их внимание привлек странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («тр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле). Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-V-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ежик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям V-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает («и-а» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение I-V-I)! Девочки решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - V-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы). А потом девочки стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д. Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. К сочинению таких историй можно привлечь детей, давая им задания уже с определенными персонажами. Возможно, они придумывают их сами, а на уроке будут «рассказчиками – руководителями» процесса распевания. Остальные дети будут озвучивать эту историю. | Наглядно - иллюстративный, показ; упражнения, практические задания. Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования. Настройка дыхательного аппарата на правильное певческое дыхание, развитие мышц, участвующих в голосообразовании, развитие звонкости голоса, его выносливости.
Развитие мимических мышц, активности артикуляционного аппарата Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления на примере скороговорки. Развивающие цели. Помимо развития определенных вокальных навыков, будут развиваться и воображение, мышление, память ребенка. |
3 | Работа над исполнением русской народной песни «Ходила Дуняша» | Исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления. Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения, спокойным взятием «правильного» дыхания |
4 | Работа над исполнением русской народной песни «Как по речке» | При работе над текстом, над активной подачей слова - утрированное произнесение текста; как подготовительный этап работы по активизации артикуляционного аппарата – артикуляционную гимнастику, мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая дыхательную мускулатуру. |
5 | Работа над исполнением русской народной песни «Лёли, полёли…» | Активная подача слова в подвижном темпе. Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, методы показа и подражания, сравнительного анализа объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода. |
6 | Работа над исполнением русской народной песни «Выходы» | Работа над характером произведением и художественным образом. |
7 | Разучивание русской народной песни «Снежки» | Работа над трёхголосием. |
8 | Разучивание песни «Россия» | Работа над артикуляцией, трёхголосием. |
9 | Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить). | Формирование навыков осознанной самостоятельной работы |
- Самоанализ
Данное занятие является уроком, на котором показан материал, усвоенный учениками за годы обучения по образовательной программе ансамбля русской песни «Коробейники» В ходе занятия поставленные цели и задачи были выполнены.
Образовательные задачи заключались в обобщении и закреплении вокальных знаний, полученных ранее на уроках народного вокала. Практическая работа учащихся была направлена на реализацию развивающих задач: на формирование осознанных, эмоциональных ощущений певческого процесса, активности артикуляционного аппарата, правильного дыхания. На занятии решались и воспитательные задачи сознательного подхода к обучению, повышения уровня самооценки; стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Занятие способствовало воспитанию воли, чувства локтя, чувства ответственности. Структура занятия является традиционной для ансамбля. Составные части занятия не являются изолированными, а связаны между собой логически в соответствии с целями урока.
Положительные результаты занятия обеспечили:
- оптимально подобранный репертуар, опирающийся на музыкально – технические возможности учащихся;
- партнерские отношения педагог – ученики;
- смена видов деятельности.
Методы и приёмы ведения занятия способствовали продуктивной деятельности обучающихся, поддерживали интерес к народной песне. В процессе занятия ученики поощрялись за хорошую работу.
- Список литературы
- Картавцева М.П. Школа русского фольклора. М.1994.
- Народная песня для оркестра русских народных инструментов. В. 4. М., 1964.
- Русские народные песни, частушки, страдания, припевки. М., 1988.
- Русские народные песни. М., 1992.
- Багадуров В. Начальные приемы развития детского голоса. М., 1964.
- Глушакова Т. Некоторые особенности вокального воспитания. М.,1979.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1984.
- Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,1967.
- Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982.
- Румер М. А. Начальное обучение пению. – М., 1982.
- Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974
- Лобкова Г.В. Специфика и содержание работы фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории. Фольклор и молодежь. - Москва, 2000.
Приложение №1
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Приложение №2
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова
«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.
«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
«Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.
«Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
«Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открытием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.