Эффект Моцарта
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное Бюджетное Образовательное Учреждение
Дополнительного Образования «Мантуровская детская школа искусств»
2019г.
Природа всегда полна звуков – шелест листьев на ветру, щебетание птиц, журчание ручья, завывание вьюги. Пытаясь подражать природе, человек придумал музыкальные инструменты, сначала очень простые. Но даже они пробуждали в нем творческое начало, настраивали на определенное эмоциональное мировосприятие. Музыка стала общепонятным универсальным языком современного мира. Сегодня люди тратят гораздо больше денег, времени и энергии на музыку, чем на книги, кино и спорт. Колоссально положительное воздействие музыки на развитие творческих способностей, способностей к учебе, на оздоровление и исцеление.
О благотворном влиянии классической музыки говорят уже дано. Существует много исследований, которые подтверждают это. Возникло даже направление – музыкотерапия. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления.
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Музыкальный гений Моцарта проявился уже в раннем детстве, Он написал свою первую симфонию, когда ему еще не было 10 лет, а первую успешную оперу - к 12 годам. За короткую жизнь (Моцарт умер в возрасте 35 лет) композитор создал 40 симфоний, 22 оперы и еще более пятисот произведений в других жанрах. 10 из 35 лет жизни он провел, путешествуя более чем по 200 городам Европы.
За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал сотни сольных и оркестровых музыкальных произведений, вдохновивших Бетховена, Вагнера и других композиторов.
"Моцарт - это что-то непостижимое в музыке, - сказал Гете своему другу Иоганну-Петеру Эккерману, - это - образ, который воплощает демона: настолько манящий, что каждый стремится к нему, и настолько великий, что никто не может его достичь".
Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.
Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.
Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.
С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 – 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.
Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:
1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.
Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги
1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.
Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.
Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.
Прочитав об этих удивительных результатах исследований мне захотелось испытать на себе «Эффект Моцарта», и узнать, правда это, или очередная «утка». Я решилась на эксперимент и приступила к слушанию музыки. Большой любви к классической музыке вообще, и музыке Моцарта в частности я не испытывала, просто немного нравились отдельные произведения. Вот, эксперимент начался!
Музыкальные произведения Моцарта, которые я слушала во время эксперимента:
Концерты для фортепиано с оркестром, Симфония № 40, Фантазия ре минор, Рондо в турецком стиле, сонаты для фортепиано.
Время эксперимента можно условно разделить на 5 этапов:
I этап – 30 сентября – 19 октября;
II этап – 20 октября - 2 ноября;
III этап – 3 ноября – 19 ноября;
IV этап – 20 ноября – 3 декабря;
V этап - 4 декабря – 17 декабря.
I этап - никаких значительных изменений, слегка прошла раздражительность.
II этап - начинаю задумываться о смысле жизни, ее значимости, перестала срываться на людей.
III этап – большое стремление научиться говорить красиво, стала желать людям добра и относиться к ним положительно.
IV этап – появилось чувство вины, начала осознавать, что нужно любить людей и относиться к ним так, как хотелось бы, чтобы относились ко мне. Стали легче поддаваться сложные логические задания, увеличился лексический запас, перестала срываться по мелочам, раздражаться, спорить, стала уважать ближних и их выбор.
V этап – научилась разговаривать правильно, почти без «слов-паразитов», появилась тяга к искусству, к Богу, к своей культуре. Очень сильно стала задумываться о смысле жизни, о том, что в какой-то момент этой жизни не будет, и я, возможно, никогда не буду больше знать, что я вообще жила, что у меня была семья, родители, друзья, любимый человек, дети, внуки, карьера, образование, любимая работа. Хочется прожить достойно, помогая людям, чтобы оставить хоть какую-то частичку после себя, что-то значимое в этом мире.
Я сделала вывод, что «Эффект Моцарта» работает. И музыка великого гения действует не только на интеллектуальные способности, но и на психологические. Хочется отметить, что логические задания решались легче сразу после прослушивания музыки, либо непосредственно во время звучания музыки. Прослушивание музыки Моцарта стимулирует творческие области мозга, улучшает пространственное восприятие, оказывает успокаивающее действие.
В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.
Литература:
http://www.global-project.ru/mozart/
http://siellon.com/effekt-motsarta-muzyika-povyishayushhaya-intellekt/
http://advice18.com/samosovershenstvovanie/effekt-motsarta
http://onpridumal.ru/новости/slushaya-motsarta
МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
2013-2014 г.