Методическая разработка на тему: «Педагогические новшества при обучении детей игре на инструменте»
В данной работе рассматриваются:
- Основные критерии успешной педагогики
- Главные принципы сохранения положительной мотивации в обучении ученика на начальном этапе
- Особенности психологии обучающихся младшего школьного возраста
- Роль семьи и мотивации обучения
- Методические рекомендации формирования положительной мотивации на начальном этапе обучения игре на фортепиано
- Особенности начального этапа обучения игре на фортепиано
- Различные формы и методы работы по сохранению устойчивой мотивации на начальном этапе обучения игре на фортепиано ( из опыта работы)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г. ЯРЦЕВО
Методическая разработка
На тему: «Педагогические новшества при обучении детей игре на инструменте»
Преподаватель:
Марченкова Елена Анатольевна
Ярцево, 2022г.
Содержание:
Введение
Глава I.Основные критерии успешной педагогики
1.1. Главные принципы сохранения положительной мотивации в обучении ученика на начальном этапе
1.2. Особенности психологии обучающихся младшего школьного возраста
1.3. Роль семьи и мотивации обучения
Глава II. Методические рекомендации формирования положительной мотивации на начальном этапе обучения игре на фортепиано
2.1. Особенности начального этапа обучения игре на фортепиано
2.2 Различные формы и методы работы по сохранению устойчивой мотивации на начальном этапе обучения игре на фортепиано ( из опыта работы)
Заключение
Список литературы
Введение
Для чего ребенку необходимо заниматься музыкой? Музыка обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей - способности к овладению языком и речью и логическому мышлению. Она эмоционально облагораживает, расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает мужские качества: уверенность в себе, решительность. Основная задача педагога состоит в том, чтобы сделать обучение своих учащихся интересным, захватывающим, увлекательным, доставляющим радость и ученику и учителю, заложить хорошую основу для музицирования и общения с Музыкой - с великим уважением и с большой буквы!- после окончания школы. И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать музыку, я тосковал».
Посещая музыкальную школу, ребенок попадает в увлекательный, сказочный мир музыкального волшебства, который необходимо поддерживать и развивать в соответствии его музыкальных навыков и интеллектуального роста. Ребенок, переступая порог музыкальной школы, переполнен впечатлениями, новыми эмоциями и невероятными ожиданиями и желаниями. Здесь юный музыкант начинает свой непростой путь к вершинам искусства.
Начальный этап обучения игре на инструменте — самый трудный, ответственный и значимый для ребенка. Он требует определённых усилий при изучении нотной грамоты, музыкального языка. Современным детям хочется мгновенного результата своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте. А это приводит нередко, к потере интереса к занятиям на музыкальном инструменте после первых уроков. Посещение двух школ одновременно ( общеобразовательной и музыкальной) с одинаковой ответственностью требуют огромных психологических, физических и умственных нагрузок. Когда ребенок сталкивается с большим объемом информации, он начинает понимать, что обучение игре на инструменте - это ежедневный труд, который требует от него большого терпения, внимания, самоотдачи. Не все дети могут приспособиться к такому режиму, поэтому у многих наступает разочарование, падение интереса к учёбе.
Основной вопрос, который должен решать педагог в данной ситуации - это, как сделать так, чтобы учеба была в радость, как оградить ребенка от отрицательных эмоций на занятиях, неудач и легко преодолевать барьеры начального периода.
В процессе работы с начинающими музыкантами нет определенных стандартов в обучении и воспитании. Решающим фактором в творческом процессе является формирование у ребенка положительных мотивов на занятиях. Здесь важны методы для активизации процесса обучения, сохранения и повышения интереса к игре на инструменте.
Применение новых форм и методов работы, использование современных технологий могут оказать весомую помощь в воспитании и обучении юных музыкантов. Это, в свою очередь, стимулирует когнитивную деятельность мозга, повышает уровень мотивации, интереса к музыкальным занятиям.
Цель данной работы осветить основные направления деятельности педагога, которые способствуют сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте.
Задачи
1.Рассмотреть роль педагога в сохранении положительной мотивации ученика на начальном этапе обучения
2. Осветить психологические особенности учащихся младшего школьного возраста
3. Отметить взаимосвязь семьи и мотивации обучения
4. Охарактеризовать особенности начального этапа обучения игре на фортепиано
5.Рассмотреть некоторые формы и методы работы по сохранению устойчивой мотивации на начальном этапе обучения игре на фортепиано
I.Основные критерии успешной педагогики
1.1. Главные принципы сохранения положительной мотивации в обучении ученика на начальном этапе
Для успешного развития начинающего музыканта педагогу необходимо приложить все свое мастерство, профессионализм, умение грамотно, доходчиво и увлекательно объяснять новый материал, владеть методикой индивидуального подхода, помогать ученику добиваться первых положительных результатов.
Педагог - это тот универсальный мастер, который должен обладать определенным набором качеств, помогающих ему в нелегком труде воспитания музыкального вундеркинда.
Однако самое главное, что требуется от него, это любовь к детям. Ошибки педагога, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый ущерб ученику. Педагогу необходимо опираться на всестороннее знание детской психологии, понимать особенности детского возраста. Он должен очень чутко чувствовать душевное состояние ребенка. Преподаватель должен уметь налаживать психологический контакт с любым учеником в начале каждого урока. Важно уметь определить настроение ребенка, уловить его душевное состояние.
Необходимо найти правильную линию общения – с одним можно разговаривать только тихо и ласково, с другим необходимо использовать эмоционально богатую речь. Но самое главное в общении между преподавателем и учеником должно быть взаимопонимание, уважение и доброта.
1.2. Особенности психологии обучающихся младшего школьного возраста
Преподавателю, который занимается с детьми 6-8 лет необходимо быть большим знатоком детской психологии. В данный возрастной период происходит интенсивное развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). У детей в данный период очень высокая подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают. Это является характерной особенностью младших школьников. Из этого следует повышенная эмоциональная возбудимость, непоседливость.
При поступлении ребенка в школу создаются новые условия для личностного развития ребенка.
Этот возраст отличается многими специфическими характерными чертами:
- дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. На уроке ученика надо увлекать и вести за собой, чтобы интерес не ослабевал.
- огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. Дети очень чувствительно воспринимают окружающий мир.
- ребенок легко воспринимает новое, но так же легко забывает изученное на уроке. Необходимо закреплять пройденный материал.
-мышление в конкретных образах. На уроке необходимо представлять образно изучаемое музыкальное произведение.
младших школьников имеет
Правильная организация и совершенствование познавательной деятельности младших школьников имеют большое значение для умственного развития.
Однако восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, созерцательной любознательностью. Преподавателю крайне важно и необходимо подбирать дидактический материал небольшой по объёму и яркий по содержанию. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не перегружался информацией и не переутомлялся. Именно поэтому целесообразно на уроке использовать разные формы работы, чтобы переключать внимание ребенка, избегать быстрой утомляемости.
Ученик и его возрастные особенности диктуют применение конкретных методических приемов в обучении. Методика работы с обучающимися младшего школьного возраста определяется, прежде всего, образностью мышления шести - восьмилетних детей. Поэтому для обучения с начинающими необходимо применять методику эмоционального воспитания детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений.
Все теоретические сведения, правила, формулировки, должны даваться в игровой форме и на доступном для ребенка языке, в тесной связи с непосредственным музицированием в классе специального инструмента.
Для успешного проведения уроков необходимо применять элементы игры и занимательности. Дидактическая игра является основным методом обучения в этот период. Этот метод способствует поддержанию высокого уровня внимания у детей.
Он характеризуется доступностью, конкретностью, яркой образностью изучаемого материала. Дидактическая игра строится на свойственной детям склонности к подражанию и воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития ребёнка. Огромное значение игровая деятельность имеет в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться.
Во время дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная задача - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Игровая деятельность включает в себя: пение, музыкально-ритмическое движение, игру на музыкальных инструментах и др.
В основу обучающей методики должна быть положена система развивающего обучения, дидактический принцип доступности – от простого к сложному. Ежеурочное обновление заданий, отказ от непомерно длительных сроков работы над произведением, развитие инициативы и самостоятельности учащегося. Каждый урок служит маленьким звеном большой цепочки знаний, требует от педагога довольно объемной подготовительной работы. Все эти усилия дают свои положительные результаты. Через некоторое время мы получаем ученика, со сформировавшейся мотивацией обучения, который приходит на урок с большим желанием.
1.3. Роль семьи и мотивации обучения
Музыка – это многогранный и увлекательный вид искусства, возможность саморазвития, культурного воспитания, духовно-нравственного и интеллектуального развития, активизации мышления, всех видов памяти и творческого самовыражения, воспитание силы воли и расширение кругозора, воспитание организации собственного времени и ответственности. К сожалению, многие родители недооценивают роль музыкального воспитания и развития детей и его огромную социальную значимость для общества. Музыка, в первую очередь – это культурное воспитание и интеллектуальное развитие человека. Нередко педагогу приходится разъяснять значимость музыкального исполнительства не только учащимся, но и родителям.
Роль семьи в мотивации детей к музыкальному воспитанию, к успешному обучению играет немаловажное значение. Родители должны любить музыку. Это один из самых важных принципов, поскольку раннее музыкальное воспитание, впрочем, как и всякое другое, закладывается не столько какими-то нравоучениями или какими-то педагогическими приемами, сколько личным примером, который во все времена остается главным воспитательным средством. Здесь действует закон строгий и, практически, не знающий исключений: если родители к музыке равнодушны, то и их попытки организовать музыкальное воспитание ребенка в семье обречены на провал. Другое дело, что полюбить музыку никогда не поздно.
Педагогу следует с первых шагов обучения поддерживать тесный контакт с родителями, поддерживая с ними доверительные отношения. Необходимо чтобы родители помогали организовать рабочее место ребенка для домашних занятий, создавали комфортные условия, приобретали сразу инструмент. Участвуя или интересуясь процессом становления музыканта, родители одобряют и поддерживают обучение своих детей, побуждают юного музыканта заниматься усерднее.
«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых», - говорит А.Д. Артоболевская. Успех начального этапа обучения невозможен без участия родителей. Но это требует определенных усилий.
В семье должна создаваться атмосфера трепетности, интереса к музыкальным занятиям ребенка. Преподаватель может использовать следующие доводы для родителей в пользу музыкального обучения в ДШИ:
Музыка – сфера духовного. Именно искусство музыки развивает ребенка эмоционально (искусство чувств и переживаний);
·Развивается координация движений;
·Накапливаются тактильные ощущения (напряжение мышц при игре различных штрихов, прикосновение к клавиатуре);
Воспитывается концентрация внимания, собранность;
·Развитие когнитивных способностей;
Развитие музыкальной памяти;
Обучение преподавателя с учащимися - неоспоримый факт музыкального образования;
Преимущества фортепиано от других инструментов: его музыкально-выразительные возможности, удивительная конструкция наличием педалей;
· На инструменте можно исполнять музыку различных стилей и жанров;
Музыка вырабатывает дисциплинированный характер ребенка.
Родителям необходимо понимать и доносить до своего ребенка, что музыкальные занятия развивают трудолюбие и удовлетворение от собственного творчества. Чтобы с пониманием двигаться к цели,детям всегда нужна поддержка взрослых.
II. Методические рекомендации формирования положительной мотивации на начальном этапе обучения игре на фортепиано
2.1. Особенности начального этапа обучения игре на фортепиано
Начальный период обучения должен проходить в игровой форме, чтобы у ребенка от занятий оставались только положительные эмоции. Малышей пугает и отталкивает все монотонное, скучное. Для маленького музыканта наверняка имеет значение занимательный характер урока. Необходимо строить урок на игровых ситуациях, поскольку игра - насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. Надо стараться придумывать игру к каждому учебному действию, и все получится. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. На уроках можно использовать куклу. Для учеников младших классов она является живым существом. Кукла может быть учеником, слушателем, учителем. Ребенок сам может учить куклу и учиться у нее. Кроме того, кукла вносит в первые занятия оживление, юмор. Активно используйте на первых занятиях на начальном периоде обучения кукол. Важно задействовать художественное восприятие ученика, расширить его ассоциативный ряд представлений, пробудить эмоционально.
Начинаем с упражнений в игровой форме.
Объясните ребенку, где пишутся ноты «до», «ре», «ми» (на первой добавочной линейке, под первой добавочной линейкой, на первой линейке). Пусть лист с отчетливо написанными нотами лежит на видном месте. Покажите где играются эти нотки на пианино. Теперь приступаем к игре. Отчетливо напишите на нотных линейках ноту «до» и попросите ребенка сыграть ее. Если он сделал это правильно, то получает одно очко и ваши аплодисменты, если неправильно - то очко получаете вы. Игра до трех-пяти очков. Не забывайте, что ребенок, особенно в первое время должен чаще выигрывать, чем проигрывать.
Постепенно количество нот можно расширить. Ученик получит особое удовольствие, если постепенно будет играть не набор нот, а известную ему песенку.
Вначале мы практикуем игру 3-м пальцем, описывая при этом радугу-дугу на инструменте тяжелой, расслабленной рукой из первой октавы в третью (правая рука) погружаясь в самое дно клавиши. Тоже делаем и на левую руку. Можно предложить ребенку нарисовать радугу на листе бумаги. Важная задача на этом этапе – постоянная мотивация ребенка к занятиям музыкой. Благоприятно и с интересом дети реагируют на метро-ритмические задания (правая рука играет музыкальную дорожку «Вот идем мы вверх», а левая стучит ритмический рисунок по коленке).
Первые маленькие успехи, установление доверительных отношений с преподавателем, раскрепощение ребенка, придание ему веры в свои возможности, станут хорошей поддержкой в музыкальном развитии.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, их музыкальных данных, возможностей развития, приобретенных знаний. На уроках необходимо применять технологию индивидуального подхода.
2.2 Различные формы и методы работы по сохранению устойчивой мотивации на начальном этапе обучения игре на фортепиано ( из опыта работы)
В современной педагогике детской школы искусств ценится инновационный подход, активно внедряется ТРИЗ - техника решения изобретательских задач. Все это возможно и необходимо и на уроках музыки, объединяющих задачи рационального изучения музыкального языка с творческим внедрением в художественный мир музыкального произведения. Композитор, исполнитель, слушатель - три необходимых звена в воспитании начинающего музыканта - совмещаются преподавателем предлагаемых разнообразных нетрадиционных формах деятельности. Они способны разбудить воображение, а значит, - воспитать современную творческую личность с креативным мышлением. Творческому обучению игре на фортепиано педагоги школ уделяют постоянное внимание. Чаще всего в своей практике данное обучение проходит в направлении жанрового и стилевого расширения программы и введения в педагогический репертуар ярких произведений, интересных ученику. Преподаватели стараются разнообразить формы работы, занимаясь также подбором мелодий или сопровождения «на слух», что приближает обучение к традициям бытового музицирования. Наряду с этим, в современной музыкальной инноватике вводятся новые формы работы ученика с педагогическим репертуаром, связанные не с точным воспроизведением, а с активным преобразованием авторского текста. Например, известная пьеса из школьного репертуара может стать основой вариаций, если сыграть ее несколько раз по-разному, применяя прием дублировки: а) в октаву; б) в терцию; в) в сексту. Можно сыграть произведение в ансамбле с учеником, разделив его таким образом: верхняя строчка ученик, нижняя строчка преподаватель. Также можно предложить ученику перенести мелодию в другую октаву, т.е поменять регистр. В ролевых играх и представлениях можно предложить ученику сделать сравнительный анализ, например сравнить музыкальную пьесу, картинку и стихи про данного персонажа. Отсюда сделать вывод и обратить внимание на художественные возможности темпа. Ученик в роли Ежика сыграет ритм непрерывного шага героя ( на октаву выше) одновременно с исполнением основного текста пьесы учителем. Ритм шага не виден в нотной записи, но он хорошо ощущается в метре пьесы. Далее можно предлагать исполнять пьесу в разных темпах: медленно ( ежик заблудился), быстро ( ежик испугался и побежал).
Активное участие в концертной жизни школы, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. Ансамбль всегда производит яркое впечатление на концертах и приносит большую радость и участникам, и слушателям. Для обеспечения готовности к концерту материал для занятий подбирается соответственно уровню подготовленности учеников. В результате – уже к концу декабря нарабатывается первый концертный репертуар, который ученики с успехом демонстрируют на родительском собрании.
В работе с маленькими учениками часто возникает проблема, связанная с воспитанием навыка самостоятельной работы. Детям, испытывающим потребность в движении и новых впечатлениях, очень сложно организовать домашние занятия, предполагающие многократное повторение и «отработку» определённых элементов и фрагментов. При создании игровой ситуации на уроках с учащимися младших классов нами были использованы игрушки. Ребёнок, озвучивая каждого из «учеников», с интересом многократно повторял необходимый фрагмент, чего в обычных условиях добиться достаточно трудно.
При неудачном исполнении желание ребёнка заниматься не уменьшалось, его активность на уроке так же не снижалась. Поскольку плохо сыграл не ребёнок, а персонаж, которого сам ребёнок определил (наименее привлекательная для него игрушка), при удачном же исполнении указывалась любимая игрушка. Давая им характеристики и объясняя оценку, ребёнок осознаёт конкретную задачу, демонстрирует уровень самокритики и рефлексии.
Таким образом, данный игровой метод позволяет повысить интерес к занятиям, влиять на организацию самостоятельных занятий.
Заключение
Таким образом, в условиях живой и увлекательной организации учебного процесса происходит сохранение и приумножение положительной мотивации
Способ эффективного музыкального развития учащихся - это правильное руководство процессом обучения преподавателем взаимосвязь его с индивидуальными особенностями личности ребенка.
Знание детской психологии, особенностей ребенка и типологических особенностей темперамента требуются для индивидуального планирования музыкального развития.
Невозможно переоценить роль педагога в формировании музыкальных ценностей, мышлении, в развитии и мастерстве ученика. Необходимо только найти правильный индивидуальный подход и отклик со стороны последнего, увлечь его духом творчества и проявлением инициативы. На развитие личностных качеств учащихся большое влияние оказывает высокий уровень мотивации к обучению.
Использование современных образовательных технологий в классе фортепиано создает ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их развитию. На начальном этапе обучения особое внимание уделяем игровым технологиям, коллективному (ансамблевому) музицированию, участию в концертах, поддерживаем участие семьи в музыкальном воспитании учащихся.
В музыкальном обучении очень важная составляющая эмоционального компонента - это мотивация обучения. Она заключается в том, чтобы педагог в классе создал атмосферу эмоционального комфорта, в процессе обучения выстроил доверительные взаимоотношения с учащимися (также с его родителями) создавая, тем самым, ситуацию сотворчества и успеха. Положительные эмоции, полученные на уроках, побуждают ребенка с интересом заниматься музыкой.
Список литературы
1. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. трудов. Выпуск VI / отв. ред.: канд. пед. наук, доц. И. А. Королева. – Саратов: Наука, 2013. – 279 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Обучение, оценка, отметка/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Знание, 2000.
3.Горлинский, В.О. О педагогическом консерватизме, узкой специализации и некоторых других проблемах современной музыкальной педагогики / В.О. Горлинский// Искусство и образование. – 2003. – № 2. – С. 43–52.
4.Креативное обучение в Детской музыкальной школе. Научно-Методический Вестник Лаборатории музыкальной семантики. 2010 с. 14-21.
5. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Лихачев, Ю. Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке изд. Композитор- СПБ. 2012
7. Фейгин, М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975 г.
8.Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен - СП.: Питер, 2003г.
9.Цыпин, Г.М. Музыкальное-исполнительское искусство: теория и практика. – СПб.: Алатейя, 2001.