Методическая разработка на тему: "Обучение игре по слуху учащихся ДШИ посредством развития творческой активности в классе фортепиано".

Елена Анатольевна Марченкова

В данной работе рассматриваются: 

1. основные  теоретические принципы  обучения игре по слуху

2. психологические аспекты игры по слуху

3. развитие  последовательностей слухо - двигательных представлений     

4. методы обучения игре по слуху в классе фортепиано

5. обучение игре по слуху на начальном этапе на основе  применения  практических рекомендаций

 
Раскрывается:

1. сущность  методических  основ обучения игре по слуху

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ДЕТСКАЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ г. Ярцево»

 

 

 

 

Методическая разработка

 

На тему:  Обучение игре  по слуху учащихся ДШИ посредством   развития творческой активности в классе фортепиано.

 

 

 

 

 

                                   

                                           

                                            Преподаватель:    

                                                                            Марченкова Елена  Анатольевна

 

 

 

 

г. Ярцево 2020г.

 

Содержание

 

Введение

Глава I.  Основные  теоретические принципы  обучения игре по слуху

1.1.Психологические аспекты игры по слуху

1.2.Развитие  последовательностей слухо - двигательных представлений    

Глава II. Сущность  методических  основ обучения игре по слуху

  2.1. Методы обучения игре по слуху в классе фортепиано

  2.2.    Обучение игре по слуху на начальном этапе на основе  применения  практических рекомендаций

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                 

                                                              Введение

     Музыкант, который тонко чувствует красоту изысканной гармонии, великолепно владеющий различными фактурными приемами, блестяще играющий по слуху оригинальные произведения, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие таких творческих способностей чаще всего объясняют отсутствием таланта. Однако причина неумения играть по слуху кроется, прежде всего, в сложившейся  системе музыкального образования, которая ориентирована в основном на развитие чисто исполнительских навыков.  

   Чаще всего музыкальные произведения усваиваются с  готового нотного  изображения, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуковысотностью, каковым является  фортепиано. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо,  поэтому ученик  не умеет подбирать по слуху, у него не долговременная музыкальная память, нет привязанности  к нотному тексту, существует боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.

  Комплексное разностороннее музыкальное воспитание детей в музыкальной школе, которое  традиционно включает  в себя обучение игре на одном из инструментов, развитие вокально-интонационных и слуховых навыков, освоение музыкальной грамоты и основ элементарной теории музыки, а также изучение музыкальной литературы, очевидно, подразумевает и практическое знакомство с элементами гармонии. Без этого невозможно ни полноценное воспитание внутреннего слуха вообще, ни развитие собственно гармонического слуха и связанного с ним навыка в подборе гармонического сопровождения к мелодии, ни осознанное в музыкально-теоретическом отношении исполнение или изучение музыкальных произведений.

В системе   дополнительного образования при структуризации учебно-воспитательной работы, необходимо отметить важную развивающую функцию и одновременно привлекательность для учащихся видов и форм работы, выступающих под обобщенным названием - творческое музицирование. Подбор мелодии по слуху, чтение с листа, транспонирование, импровизация - все эти виды и разновидности музыкальной деятельности, будучи, умело использованными, могут решить значительную часть задач, стоящих перед педагогом и учеником.    Многие педагоги,психологи и практики занимались проблемой творческого развития детей в музыкальной деятельности. В своих работах они указывали на значимость развития в детях творческого начала и непосредственного творческого самовыражения через приобщение к музыкальной деятельности, творческому музицированию: подборе мелодий по слуху, чтению с листа, транспонированию, импровизации.

 Мы убеждены, что последовательное обучение игре по слуху является прямым путем к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов.

Цель данной  методической разработки: проанализировать  взаимосвязь систематизированных механизмов  работы по развитию творческой активности учащихся в классе фортепиано.

    Задачи:  

1.  Изучить психологический  механизм игры по слуху.

2. Проследить  последовательность развития слухо-двигательных представлений.

3.   Проанализировать содержание и методы обучения игре по слуху в классе фортепиано

4. Рассмотреть    практические рекомендации обучения игре по слуху в классе фортепиано

 Значимость и актуальность данной темы  методической разработки, в свете вышеизложенного представляется очевидной.

 

Глава I. Основные  теоретические принципы  обучения игре по слуху

1.1.Психологические аспекты игры                  

Исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально слуховых представлений без помощи нот, называется игрой по слуху.

Воспитываются навыки игры по слуху в процессе  подбора музыкального материала по слуху. Подбор имеет две формы: усвоение музыки в первоначальной тональности, усвоение  музыки в новой тональности, т.е. в виде транспонирования.

Подбором мы занимаемся с первых шагов обучения пианиста. Ошибкой  многих учеников является то, что они подбирают мелодию без активного участия  сознания. Поэтому чрезвычайно  важно выяснить, слышат ли дети путь мелодии. Чтобы их этому научить, следует, играя одной рукой, показывать другой направление движения мелодии и предложить ученику делать тоже. (Можно с закрытыми глазами, для концентрации внимания на внутренних слуховых представлениях.) Нужно следить, чтобы движение руки ученика соответствовало движению мелодии.

Игрой на слух мы занимаемся только в начальный период обучения, затем эта работа прекращается. Не снимая  вины с педагогов - пианистов, надо сказать, что есть тому и более глубокие причины. Дело в том, что техника овладения инструментом развивается быстрее, чем слух (слух не поспевает за техникой), и если ученик второго класса берет четырехголосные аккорды, то слух эти сложные гармонии не воспринимает. Он может свободно подобрать мелодию, а  гармонию нет, пропадает интерес, и занятия прекращаются.  

  Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слухо двигательной взаимосвязи. Занятия  по слуху полезно любому  учащемуся на самых различных этапах обучения игре на инструменте.

Щапов  рекомендует заниматься   подбором по слуху знакомых мелодий и их транспонированием   с первых шагов при обучении на инструменте.

Психологи отмечают, что у музыкантов - инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок, но и мышц пальцев. Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений  является важнейшей в современной методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны:

-слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)

-   двигательная ( умение и навыки).

Широко распространен метод, когда  направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков ( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих на темперированных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон,) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). В этом есть своя закономерность.  У скрипачей необходимость создания чистой интонации заставляет последних постоянно активизировать слух, тогда как  у  пианистов  такой необходимости нет.

Усвоение нотного текста становится "зрительно - аппликатурным", а не "зрительно - слуховым".

  Управление игровым процессом воспроизводится при ведущей роли слуха, при слуховом методе, а при  двигательном он (слух) является пассивным наблюдателем моторики.  На начальной стадии обучения игре на инструменте этот метод  представляет  особую опасность , потому что,  как только перед учащимися открывается путь наименьшего сопротивления, психический процесс обязательно стремится направиться по нему и заставить его свернуть на путь наибольшего сопротивления становится очень трудной задачей.

Именно  поэтому многие педагоги ищут такие приёмы работы с учеником, которые способствуют его активной  слуховой и умственной деятельности.  Наиболее доступными и действенными, как уже подчеркивалось, являются игра по слуху, и транспонирование. И действительно, когда, например, пианист подбирает или транспонирует музыкальную пьесу  по слуху, он производит  слуховые действия значительно более сложные и многообразные, чем просто при разборе или воспроизведении нотного текста.

 

1.2. Развитие  последовательностей слухо - двигательных представлений

«Музыкальный слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно требует проявление слуховых способностей» - пишет Л. Баренбойм.

Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и гармонический слух.

Основа мелодического слуха является ладовое чувство ( умение различать ладовые функции и тяготение к устойчивым звукам, прежде всего к тонике).

Анализируя слуховые представления мы можем  разделить их на 2 вида: ступеневые (опорные звуки лада) и интервальные (последование интервалов между последовательно воспроизведенными звуками).

Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового чувства, а это основа музыкального слуха.

Гармонический слух формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху  должна  осуществляться на ладовой основе.

Усвоение звукоряда лада:

·                   ощущение устойчивых ступеней

·                   тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и вниз

·                   первые шаги от 1-3 ступени

·                   усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени.

На раннем этапе обучения  игре по слуху мелодия  должна быть без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха следует развивать и гармонический слух.  На  начальном  этапе  слуховое восприятие аккордов не обязательно связывать с теоретическими знаниями. Разнообразие  и интересный художественный замысел  учебного материала являются необходимым  условием для  успешного развития слухо-двигательных  представлений.

Психологи утверждают: "Что особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается, и надолго удерживается в памяти". Лучшим  репертуарным учебным материалом  для подбора по слуху являются детские песенки, современные и народные песни.

 

                   Глава II. Сущность  методических  основ обучения игре по слуху

2.1. Методы обучения игре по слуху в классе фортепиано

Многие представители музыкальной педагогики и психологии (Теплов, Щапов) рекомендуют начинать обучение на "инструменте не с нот, а с формирования слуховых представлений. Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений - пение. Поэтому первые шаги в развитии внутреннего слуха учащихся следует начинать  именно с него. Малыши - музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности,  о которых мы даже не подозреваем, и очень сильно обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации,  и нередко   дети начинают петь, используя выражение  П. Тюленева, “раньше, чем ходить”. Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. У ребенка совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция, развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная,  так и обычная).

     Следующий этап - подбор мелодий на инструменте – донотный период.

 Подбор мелодии на слух не только развивает музыкальный слух, не только доставляет ребенку удовольствие, но и является первым  важным шагом  в обучении его игре  на музыкальном инструменте.

Задачи донотного периода: дать не только необходимые теоретические сведения и привить первоначальные игровые навыки, которые надо подавать в интересной, доступной для ребенка форме, но и сформировать самое главное — увлеченность музыкой, интерес к занятиям, желание трудиться.

  Начинать надо с подбора самых простых песенок, считалочек, прибауток. Из двух-трех  и даже одной  ноты: “Тра-та-та, тра-та-та, от-во-ряй-те во-ро-та”.  Сначала спойте песенку, а потом покажите ребенку как она звучит на инструменте.  Ученики младших классов  очень любят подражать и непременно захотят подобрать мелодию сами. Похвалите ребенка. Поправьте, если он ошибся. Постепенно  мелодии и  песенки  можно усложнять. Также можно исполнять мелодию  в разных октавах без счета, а  затем со счетом, таким образом вводить постепенно  длительности  и нотную грамоту.

  После освоения этого периода необходимо переходить к простейшим мелодиям. В процессе этих занятий  педагог требует уже посадку, аппликатуру и самое важное вслушиваясь отыскивать звуковые сочетания. Усвоенная в классе мелодия подбирается от 2-х других звуков.

Работу с гаммами и упражнениями нужно начинать после донотного периода. Для того, чтобы не снижался интерес к занятиям, необходимо привлекать к работе  песни, построенные на ступенях гамм и арпеджио. Мелодии строящиеся на ступенях гамм и трезвучий позволяют осуществлять обучения позиционной игры.

  В современных энциклопедиях, применительно к клавиатуре  фортепиано,  термин «позиция» определяется как «группа нот, охватываемая на клавиатуре одним положением руки так, чтобы каждый палец в это время оставался  над одной и той же клавишей». В целом это определение верно, но оно не отражает действие (процесс), а обозначает лишь материал, который будет использован для исполнения. Поэтому важным является уточнение  музыковеда, дирижёра и педагога Н. А. Кравцова: термин «позиция» «подразумевает игровое положение пальцев и их движение в различной последовательности при не изменяющемся положении кисти» . Таким образом, позиция – это не застывшая группа нот, охватываемая одним положением руки, а это рациональные, естественные, свободные движения, необходимые для осуществления музыкально-исполнительских и художественных задач. Для чего же нужна позиция? Позиция – это первооснова, как арифметика в школе без которой не познать высшую математику. «Поэтому она является рациональным вспомогательным средством, которое в процессе начального обучения помогает учащемуся овладеть музыкальным инструментом». Без этой первоосновы в будущем у музыканта-исполнителя создается физическое неудобство, которое приводит к несобранности пальцев, а вследствие этого к плохой связи с клавиатурой, приводящей к грязной, неуверенной игре на инструменте. Иногда косвенно это отражается в не ритмичном и хаотичном исполнении. Поэтому важность применения позиции, особенно в начальный период обучения, бесспорна, так как освобождает пианиста от всего лишнего – напряжения, скованности, лишних движений исполнительского аппарата.

С первых шагов обучения игре на фортепиано ученик начинает играть подобранные по слуху простейшие попевки. Работа по принципу “пою-играю”  побуждает слух ученика  к активному вниманию, вносит в урок элемент творчества.   На первоначальном этапе  очень важно  выбрать  правильный    штрих  исполнения музыкальных попевок, лучше  начинать с   non  легато.  Свободное  движение руки позволяет погрузится в самую глубину клавиши. Очень важно восприятие ритма зафиксировать слухом, а затем осмыслить. Одновременно с подбором мелодии овладевают левой рукой, а затем и обеими. Сочетанием басов и аккордов для аккомпанемента правой руки. Незадолго до начала игры по нотам учащийся осваивает нотную запись и название клавиш.

В процессе донотного обучения учащийся приобретает все, что требуется для игры по нотам:

Зрительно - слуховое восприятие

  Элементарную теорию

       Элементарные игровые навыки

  Усвоение музыкального материала с показа - важная часть донотного обучения ( не прикован к нотному тексту):

 Педагог- пример посадки, постановка рук, учащийся определяет участок клавиатуры для нахождения заданной интонации

Отсутствие зрительного контакта заставляет искать на слух нужный звук, слухо - двигательная взаимосвязь

   Исполнение на уровне, точно ритм, ровно певуче

    Легче овладевает навыками владения 2 руками

С окончанием донотного обучения меняется структура урока, на подбор  по слуху уделяем всего 5-7 минут, но увеличиваются домашние задания.

Методика работы в младших классах ДМШ определяется образностью мышления. Теоретические формулировки  необходимо вводить последовательно, малыми объемами.  Успешность урока - элементы игры.

Необходимо уделять особое внимание к ритму, с него надо начинать подбор мелодии по слуху:

 Простукивание ритмического рисунка

 Первую фразу играет педагог, а вторую ученик

  Первую фразу стучим реально, а вторую про себя ( этим определяем размер, доли, длительности).

Упражнение на усвоение мелодии:

определить количество фраз, есть ли повторение, движение мелодии

первую фразу играет педагог, а вторую ученик

 первую фразу ученик поет вслух, а вторую про себя

 первую фразу ученик поет, а вторую отстукивает ритм и т. д.

Развитие музыкальной памяти:

1. Учащийся запоминает мелодию фразами, сосредотачивается на небольшом объеме с целью детального его схватывания слухом

2. Учащийся запоминает целыми периодами в общих чертах

В старших классах ДМШ музицирование более сознательное, опирается на теорию.  При выборе репертуара необходимо  учитывать желания, возможности и способности учащегося.

Подбор опирается на теорию и знания сольфеджио (знакомство с интервалами -  опираясь на знакомые песни, например м2, б2 -и " Во поле береза стояла", м3, б3 -"Тонкая рябина" и "Подмосковные вечера" и т. д.

Важная  роль планирования урока -  не допускать однообразие, оно ведет к утомлению. Урок  представляет   3 этапа:

объяснение нового материала

самостоятельно выполненное домашнее задание             

  контроль за качеством его выполнения

Целевые установки урока:

повторение ранее усвоенного ( по слуху и по нотам);

  усвоение нового материала ( по нотам и по слуху)

знакомство с новым материалом ( чтение, разбор, анализ)

 

2.2. Обучение игре по слуху на начальном этапе на основе  применения  практических рекомендаций

  В современной музыкальной педагогике все более широко применяются методы, которые помогают маленькому пианисту овладеть навыками самостоятельной работы на инструменте и развить его творческую инициативу. В основе широкого музыкального образования лежит тесная связь между всеми музыкальными дисциплинами (сольфеджио, хором  и фортепиано).

    Музыка представляет  собой  временной вид искусства. Первое, без чего она невозможна – это ритм, в понятие которого и входит организация звуков и тишины во времени. Внутреннюю организацию ритма называют  метром. Метр делит время на равные промежутки, образуя счетные доли и, самое главное, подразделяет эти доли на сильные и слабые.

Сильная доля с последующими слабыми группируется в  такт, который ограничивается тактовой чертой. Размер такта  показывает  метрическую организацию в музыке.  Он обозначается  двумя цифрами: верхняя определяет количество долей в такте, нижняя – ритмическое значение  доли, или, другими словами, её длительность.

Все это детям будет проще усвоить, обратясь к тому, что всем близко – к словам. Начнем с имен: Коля, Маша, Ваня. Эти имена  можно в нотах записать так:

Первая доля в такте всегда сильная, поэтому и ударный слог имени размещается вначале такта. Более сложные слова требуют другой записи.  Например:

В слове солнышко и зёрнышко  три слога, два последних из которых, как правило, произносятся быстрее, чем первый. Поэтому они и записываются по-разному. А вот что будет если ударение в слове приходиться не на начальный слог:

Имена Алексей и Тимофей записываются из-за такта, так как первые два слога безударные. Этот пример дает нам возможность объяснить  следующее понятие в музыкальной теории  - затакт. Затакт – неполный такт в начале произведения.

Упражнения для закрепления пройденного:

  1. Какие слова начинаются с первой  счетной  доли:  ветерок, птицы, улитка, дождик, сокол?

2. Соедините цветными линиями отрывки из песен и подходящий для них  ритмический рисунок.

Напишите  ритмический рисунок на следующее четверостишие:

Андрей воробей

Не гоняй голубей

Гоняй галочек

 Из- под палочек.

  Далее задание необходимо усложнить, так как кроме ритма надо определить движение мелодических звуков и воспроизвести их на инструменте. Начнем с коротких мелодических попевок.  Наверное, все знают веселую мелодию слов народной песни «По малину в сад пойдем»:         «По малину в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем ! Плясовую заведем, заведем, заведем!»

Прохлопаем  ритм к этой мелодии. Определим размер. Попробуем ритм слов уложить в такты, помня о сильных и слабых долях. Определим наиболее акцентируемые слоги слов и напишем их под сильными (первыми ) долями такта. Пропоем  сложившийся ритм со словами.

Далее попробуем схематически нарисовать движение мелодических звуков:

Найдем в мелодии повторяющиеся элементы. Следующий шаг,  не выходя из диапазона первой октавы, подберем песенку на инструменте. Начинаться песня будет с ноты ля.

Следующий этап - исполнение попевки на инструменте от разных звуков. Таким образом этот опыт подбора  по слуху становится  и первым опытом транспонирования. Транспонирование  играет большую роль  в развитии слуха  и координации движения на фортепиано, а также  вырабатывает  у ученика  навыки  исполнения песенного репертуара в удобной для его голоса тесситуре.

Подбор аккомпанемента

Готовый  аккорд -  одно из преимуществ баяна и аккордеона перед другими инструментами. Благодаря готовой системе простейший аккомпанемент освоить достаточно легко, но вначале необходимо разобраться в принципе построения левой клавиатуры.

Практически любую песню можно уложить в три аккорда, построенных на главных ступенях лада: Т –тонический аккорд, построенный на  I ступени лада,                                         S – субдоминантовый аккорд, построенный на IV ступени лада, D -  доминантовый аккорд, построенный на  V ступени лада. Чередование этих аккордов формирует гармонию аккомпанемента песен.

В каждой пьесе необходимо делать  гармонический анализ, который облегчает перенос песни в другую  тональность.  В зависимости от лада тонические и субдоминантовые аккорды могут быть мажорными и минорными. Доминантовые аккорды, как правило, всегда мажорные. Почти все популярные песни и танцы имеют типичное сочетание гармонических функций: T-D-T, T-S-T, T-S-D-T, что позволяет выявить стереотипы аккомпанемента, чтобы в дальнейшем с легкостью применять их при подборе по слуху.

Когда подобрана мелодия песни, гармония в аккомпанементе, и ученик может исполнить песню двумя руками. предложите ему пофантазировать и придумать фактурный вариант сопровождения. Необходимо учитывать жанровые и стилистические особенности каждой песни(полька, марш, вальс, колыбельная и т.д.). Возможные фактурные варианты аккомпанемента: аккордовый, бас-аккорд, арпеджированный, а также их ритмические видоизменения - синкопа, пунктир.

                                                       Заключение

    За последние десятилетия сформировались  различные системы, связанные с новым подходом к воспитанию детей в музыкальных школах. Сейчас все большее внимания уделяется развитию музыкально-творческих способностей учащихся, одна из которых умение подбирать по слуху.

Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы на любых школьных или семейных праздниках, а также в дальнейшей жизни учащихся.

При этом развиваются музыкальные способности:

- мелодический и гармонический слух;

- приобретаются навыки транспонирования;

- логическое мышление;

- улучшается ориентировка на клавиатуре.                            

Занимаясь гармонизацией мелодий, учащиеся с большим интересом подходят к разучиванию музыкальных произведений по специальности, лучше запоминают их наизусть, свободнее ориентируются в музыкальной форме, смене тональностей, что, несомненно приводит к  более плодотворному и разнообразному  процессу  музыкального воспитания учащихся.

          Когда ребёнок видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он может доставить удовольствие родным, вызывает интерес у  друзей, он проявляет свои лидерские качества в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность, у него появляется уверенность в себе.

        Итак, занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу - приблизить обучение игре на  фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни. Наша общая цель воспитывать увлеченных любителей музыки, умеющих играть на музыкальных инструментах.

Список литературы

1. Беленькая М. Г., Ильинская С. В. Музыкальная копилка. Пособие по развитию навыков игры по слуху и транспонирования, а также детский песенник. - “Союз художников”  С.- Пб. 2004.

2. Ермолаева Т. А. Воспитание творческого воображения учащихся музыкальных школ. Методический реферат для преподавателей ДМШ, ШОМО и ДШИ - Москва 1989.

3. Лихачев Ю. Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке. -”Композитор”  С.-Пб. 2012.

4.Мадорский Л., Зак А.  Музыкальное воспитание ребенка -Москва Айрис пресс 2011

5. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л. “Музыка” 1985

6. Ядова И.  Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано - “Композитор / Санкт-Петербург” 2005