Концертмейстер хора в ДШИ

Батюта Елена Алексеевна

В работе освещается исполнительская деятельность концертмейстера вообще и концертмейстера хора в частности;рассматриваются необходимые для его работы навыки, умения и качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeyster_hora_v_dshi.docx27.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мунцципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Сафоновская ДШИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ХОРА В ДШИ»

Подготовила преподаватель

отделения «Фортепиано» -

БАТЮТА Е.А.

 

Г. Сафоново, Смоленская обл.

Содержание: 

          Введение

  1. Исполнительская деятельность концертмейстера
  2. Навыки, умения и качества пианиста-концертмейстера
  3. Особенности работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами

          Заключение

          Список литературы


Введение

       Кто такой «концертмейстер»? Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах».     Ежегодно тысячи пианистов – выпускников консерваторий и музыкальных училищ приступают к практической деятельности концертмейстера. Эта профессия в сфере музыки очень распространена, т.к. концертмейстер нужен в ДШИ и ДМШ в классах по всем специальностям – и на концертной сцене, и в хореографическом классе, и в хоровом коллективе, и в классе камерного ансамбля или аккомпанемента. Концертмейстер необходим в классе вокала. Без него не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, эстетические центры, дома творчества, музыкальные и педагогические училища, вузы, эстрадные площадки, театры.

Функции, выполняемые концертмейстером – очень разнообразны. Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т. п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом классе музыкальной школы далеко не ограничиваются. Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает хормейстеру в формировании репертуара. Чаще всего занятия хора в музыкальной школе проводятся в сопровождении фортепиано.

  1. Исполнительская деятельность концертмейстера

Профессия эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она требует определенной суммы знаний и умений, навыков, а также постоянного самосовершенствования на протяжении всей своей педагогической деятельности. Поэтому, рано или поздно, у любого концертмейстера, и прежде всего начинающего, встанет вопрос о необходимости хорошего знания специфики своего дела.

Исполнительская деятельность концертмейстера очень многообразна. Она включает в себя различные формы исполнительской практики: занятия и репетиции, выступление в концертах, участие в конкурсах. Все это говорит о том, насколько широк круг профессиональных знаний, стоящих перед пианистом-концертмейстером.

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

Любое хоровое занятие начинается с распевания, направленного на формирование вокально-хоровых навыков, правильной певческой позиции. Концертмейстер на данном этапе работы является полноправным соратником дирижера, задает нужный темп работы, украшает простые упражнения богатой музыкальной фактурой, настраивает партии хора по гармоническому и мелодическому звучанию. Нередко концертмейстеру приходится самостоятельно распевать хористов; при этом важно владеть методикой вокала, учитывать возрастные особенности коллектива, обладать навыком правильной певческой позиции, используемой для показа упражнений, а также, обладать навыком «слепой игры», так как все внимание приходится на хор, а не на клавиатуру инструмента.

     Концертмейстер хорового коллектива должен стать надежным помощником дирижеру и руководителю хора, его единомышленником и соратником. Для хористов же он должен быть авторитетным музыкантом, знающим «тонкости» вокала каждого из хористов и умеющим настроить на позитив, зарядить творческим вдохновением,  поддержать в трудную минуту и найти выход из любой сложной ситуации на сцене.

  1. Навыки, умения и качества пианиста-концертмейстера:

Концертмейстеру необходимо иметь ряд  профессиональных навыков:

1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, знать историю его создания, особенности эпохи, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию.

2. Транспонировать нотный  текст  в  пределах кварты (если это необходимо).

3. Владеть навыками игры в ансамбле.

4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.

5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.

6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, а так же  темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию хору(при это выпуская из сопровождения менее важное в партии правой руки).

7. Уметь на «слух» подобрать  мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.

8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.

9. Должен овладеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами.

10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.

Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений.

Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.

  1. Особенности работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

Существует ряд специфических черт в работе концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами. В распоряжение ансамбля мелодия и поэтический текст, в ведении концертмейстера – гармонический план. В поле зрения пианиста находится нотная строка с записью вокальной мелодии и поэтического текста и фортепианная партия. При работе с вокалистами необходима координация мелодии с остальной фактурой.

Чтобы чувствовать себя уверенно, необходим автоматизм, а для этого перед началом работы с коллективом нужно детально проработать музыкальный текст, справиться с техническими трудностями, если они существуют в партитуре, научиться играть без зрительного контакта с клавиатурой. Одной из главных задач исполнителя является донесение до слушателя смысла поэтического текста произведения.

«По-видимому, не один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…» - пишет Е.М. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе», которая до сих пор является лучшей книгой каждого концертмейстера.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа, как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:

·         достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;

·         пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

·         правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;

·         в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.

Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.

Для совместного успешного творчества с хоровым дирижером концертмейстеру очень важно знать основы вокально-хоровых навыков, особенно таких, как певческое звучание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы звукоизвлечения (легато, стаккато), мягкая атака звука. Концертмейстер должен обладать особым многоплоскостным вниманием: оно распределяется на свои руки и на партнеров (хор и дирижер), которые являются главными действующими лицами. Он обращает внимание на свои мышечные действия, на педаль, а слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением в вокальной партии.

В процессе регулярных репетиций вырабатывается чувство партнерства, а свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой для исполнителей и дирижера. Концертмейстер, кроме того, используя свои знания в области хоровой музыки, может помочь хормейстеру в выборе репертуара.

Умение слушать – очень важная деталь профессионального мастерства пианиста. Поскольку работа с хором – это совместное исполнение, необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять его намерения и принять; испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание, что отнюдь не одно и то же. Если между партнерами есть непрерывный контакт, взаимопонимание и согласие, то результат будет всегда положительный.

Заключение:

Подводя итог, можно обозначить те основные навыки, которые необходимы концертмейстеру для его успешной профессиональной деятельности:

  • умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, воплощая смысл заложенных в нотах звуков;
  • знание основных дирижерских жестов и приемов;
  • знание основ обучения пению, постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;
  • владение навыками игры в ансамбле;
  • иметь хорошую реакцию, интуицию и чувство самообладания на сцене;
  • иметь глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, анализ форм, полифония;
  • быть активным союзником и помощником хормейстера, создавать плодотворную творческую атмосферу занятий;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и концертмейстера, обогащать имеющиеся знания, исполнять накопленный репертуар, учиться у коллег.

Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и  музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных умений, навыков и качеств.

Список литературы:

  1. А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента».
  2. Е.М. Шендерович «Об искусстве аккомпанемента».
  3. Н.А. Крючков «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».
  4. А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента».
  5. Е. Кубанцева «Концертмейстерство и музыкально-творческая деятельность».
  6. А.С. Осипова «О специфике работы концертмейстера в классе хорового дирижирования».
  7. Е.И. Кубанцева «Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера».
  8. Корчинская К.Е. и Бажанова А.Г. «Метод рекомендации по развитию навыков аккомпанемента и чтение с листа».
  9. Е. М. Шендерович  «В концертмейстерском классе».
  10. Е.М. Шендерович «О роли концертмейстера в классе хорового дирижера».