Вокал для начинающих

Петренко Гульназ Флуровна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokal_dlya_nachinayushchih.doc204.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 9» городского округа Самара

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ         ПОСОБИЕ        

 

«Вокал для начинающих»

 

 

 

Составитель: Петренко Г.Ф.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДШИ № 9» г.о. Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Самара, 2022 г.

Содержание

Введение

  1. Упражнения на уроке вокала. Их разновидности.
  2. Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
  3. Психологические упражнения для развития голоса.
  4. Первая часть вокальных упражнений.
  5. Вторая часть вокальных упражнений.
  6. Третья часть вокальных упражнений.

Заключение

Список литературы

Приложение №1 Не вокальные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении многих веков искусство вокала развивалось и совершенствовалось.

Посредством занятий по вокалу можно передать целую гамму чувств  и настроений. Пение способно выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, оно обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, а также оказывает  положительное влияние на нравственное воспитание детей.

Данное методическое пособие разработано для преподавателей сольного пения. Приведенные в пособии упражнения предназначены для работы с начинающими вокалистами.  

Причиной создания данного пособия послужило изучение множества методик преподавания вокала и различные статьи педагогов, в которых были приведены множество упражнений для развития голоса, дикции, дыхания и т.д. Такое количество методов требовало классификации, так как в работе с одним учеником нередко приходится использовать несколько методик, и было бы удобно выбирать упражнения, подходящие для решения различных проблем с вокальной техникой, не перечитывая заново всю литературу, посвященную этому.

Существующие сборники упражнений для работы с хором не могут удовлетворить требования преподавателей, работающих с солистами. А те сборники, которые составлены для солиста, опираются на какую-либо одну методику обучения.

В данном методическом пособии подобраны упражнения из популярных и уже подтвердивших свою результативность методик, а так же из новейших методик преподавания вокала опробованных на уроках с учениками.

Целью создания данного методического пособия составление сборника упражнений для начинающих вокалистов из различных методик преподавания, их классификация по принципу преодоления различных вокальных трудностей.

Основной задачей сборника упражнений стало классификация вокальных упражнений из различных методик по принципу объединения упражнений для решения определенной учебной задачи. А также более узкое подразделение упражнений по степени трудности (от простого - к сложному).

 1. Упражнения на уроке вокала. Их разновидности.

  Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

Первые упражнения-распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения.  Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Иногда педагогами используются Распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Также в некоторых методиках используются Упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.

Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаром.

 

 2. Упражнения для развития правильного речевого дыхания

        1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

         Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa

аaaaaooooooo

аaaaaуууууу

4. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).

5.  Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.    Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

 Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

6. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Сказка «Репка»

        Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

        Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

        Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут!

        Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

        Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

        Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

        Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут – вытянули репку!

         Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

3. Психологические упражнения для развития голоса

          Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.

  1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

         Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты – «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук «у».

         2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом.

        

 Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз – громче и в третий раз – как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

        Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

роль, руль, ринг ,рубль, ритм, рис,

ковер, повар, забор, сыр, товар, трава,

крыло, сирень, мороз и т.п.

Упражнение на звук «Р»

        Представим что заводим машину. Заводится мотор. А после усиливаем звук за счёт того, что образно делаем петлю в воздухе (вверх – вниз). Или же представим как машина поднимается в гору.

«Упражнение Тарзана»

         Помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.

        Теперь проделайте это же упражнение со звуками:

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

 

        По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

 

4. Первая часть вокальных упражнений

Разминка

В разминку, помимо вокальных упражнений, входят не вокальные, такие как:

  • Упражнения для развития мимики;
  • Легкая гимнастика для мышц шеи;
  • Упражнения для развития подвижности языка, губ;
  • Упражнения для развития дыхания.

(подробности в приложении №1)

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

Методика Емельянова наиболее подходящая для разогрева голосового

аппарата

  1. Упражнение, направленное на естественную фонацию (по методике Емельянова)

Штром-бас с последующим «вываливанием» звука с открытым ртом и расслабленным языком.  На 2-3 звука в примарной зоне.

  1. Упражнение на озвучивание грудных резонаторов

Резонирование губами на звук «тпру» на 2-3 звука в примарной зоне.  

  1. Упражнение на поднятие небной занавески

«тпры-ы-ы» с широко открытым ртом (можно подставить ко рту сжатый кулак для ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на примарных тонах

  1. Упражнение на озвучивание головных резонаторов

«Тпру» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на квинту и обратно. Начинать упражнение следует от фа 1 октавы и продолжать по полутонам вверх до предела «свистковым» приемом.

 

Следующие упражнения встречаются в различных методиках и

направлены на установку верного звукообразования.

  1. Настройка на звукообразование в фальцетном режиме:

Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед гласной звук Й. 

Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление».

Варианты гласных: о, а

Динамика: p, mp 

 

 

 

 

  1. Упражнение, направленное на головное резонирование:

Упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение точное попадание на звук без «подъезда» и  аккуратная атака звука.

 

Для точного попадания на ноту можно предложить визуализацию: «капля, падающая сверху».

При слишком твердой атаке можно привести пример: «словно погладить котенка».

5. Вторая часть вокальных упражнений

В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.

  1. Упражнение         на         развитие         головного         резонирования         и

выравнивание гласных при смене высоты тона.

При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной И, избавляться от «уплощения» этой гласной.

 

Следует продвигаться по полутонам вверх до появления характерного «прижатого звука» и так же спускаться вниз до зоны грудного резонирования.

  1. Упражнение, направленное на сглаживание регистров.

Выполняя упражнения на сглаживание регистров, следует особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков гортани и сохранять высокую позицию звука в головных резонаторах.

 

Звук И формируется округло с мягкой аккуратной атакой звука.

 

Практика показывает, что при движении вниз наиболее сложно сохранить высокую позицию звука и его объем, поэтому данные упражнения следует выполнять только сверху вниз.

  1. Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных.

В данном упражнении следует обратить внимание не только на округлое формирование всех гласных и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой доли. 

 

  1. Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при

формировании гласных.

Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания.

 

                     У------------- О-------------А-------------Э---------------И------------

 

Для начинающих вокалистов рекомендуется подставлять сонорную согласную  М, с требованием произносить её быстро, не закрывая рта. Также обращать особое внимание на равномерный выдох без толчков.

 

 

 

  1. Упражнения, формирующие звукообразование в грудном режиме.

 

При исполнении этих упражнений многие педагоги рекомендуют «погудеть», «опереть на грудь». Особое внимание следует обратить на постановку корпуса при пении, чтобы вокалист не опускал голову при пении.

  1. Упражнения на развитие  дыхания, дикции, артикуляции.

Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди…., зи…, ви….и т.п.

Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.

 

Еще один вариант этого упражнения: с расширенным диапазоном и исполнения на слоги гаммы до мажор. Усложненное упражнение исполняется для решения проблемы быстрой смены слога при предельно единообразном формировании гласных.

 

 

 

  1. Упражнение на развитие дикции и артикуляции.

При выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов.

Упражнение секвенцируется по полутонам вверх и вниз в пределах квинты.

 

Усложненный вариант упражнения.

 

 

6. Третья часть вокальных упражнений.

Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность голоса. Для этого используются упражнения с использованием широких скачков, техники стаккато, арпеджирование и т.п.

  1. Для младшего возраста наиболее часто используется упражнение, в основе которого лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней.  

Поётся распевка с такими словами:

" Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной. А кто ско-рей?"  

На последнюю фразу: «а кто скорей?» исполняется квинтовый интервал от V до I ступени.

  1. Пение интервалов.

Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.

 Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп.  

В основе упражнения также лежит одно октавная мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах:

на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).  

3. Упражнения для выработки певческого вибрато.

 Одна из сложных в освоении характеристика для певческих голосов, вибрато, вырабатывается при помощи следующего упражнения.

 Суть его такова: исполняется восходящий отрезок мажорной гаммы из 5ти первых ступеней. Пятая ступень повторяется пять раз, после чего следует нисходящая гамма, возвращающая нас к начальному звуку.  

Для выработки вибрато необходимой частоты упражнение нужно выполнять в строго определённом темпе.  

1-е важное указание к исполнению данного упражнения. Желательно, чтобы эта пятая, повторяющаяся 5 раз, нота не звучала отрывисто. Вместо коротких пауз между звуками пятой ступени, у тебя должно быть понижение громкости. Таким образом, будут звучать не 5 коротких отдельных нот одной высоты, а одна длинная, с плавным волновым изменением громкости, где есть 5 пиков, соответствующих исходной громкости, и 4 впадины между ними. Главное добиться равномерности: чтобы расстояния между пиками были одинаковы по времени, а также, чтобы и пики между собой, и, соответственно, впадины между собой были одинаковой громкости.

При понижении громкости будет происходить и некоторое понижение высоты исполняемой ноты. Поначалу, возможно, это понижение будет не очень слышно. Впоследствии, когда упражнение  будет  хорошо отработано в отношении громкости, нужно продолжать добиваться, чтобы при волновом понижении громкости одновременно следовало бы и понижение звука на полтона.

2-е важное указание. Необходимо чтобы данное упражнение выполнялось на опоре дыхания. Брюшной пресс должен быть всё время упруго напряжён.

Данное упражнение, на самом деле, достаточно выматывающее. Не следует выполнять его слишком долго. Оно требует недюжинной силы воли. На выработку правильного певческого вибрато уходит от нескольких месяцев до нескольких лет.  

  1. Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания. 

Упражнение заключается в исполнении восходяще-нисходящей мажорной гаммы, каждый звук которой повторяется 6 раз на стаккато. Кроме выработки навыков отрывистого пения, тренировки диафрагмы и постановки опоры дыхания данное упражнение также может быть использовано в качестве развития певческого вибрато, если его регулярно пропевать в определённом темпе.

  1. Упражнение на развитие верхнего регистра и умения петь «через

порог». 

Начинается упражнение с исполнения ноты нижнего регистра, расположенной вблизи переходных нот на достаточно громком звуке. Дальше идёт плавное скольжение звука на октаву вверх. Где-то на этом скольжении срабатывает «переход», и вокалист начинает петь звуки верхним регистром голоса (фальцетом). Этот «переход» не должен смущать, главное - постараться спеть конечный звук так же громко и, по возможности так же насыщенно, как и первый звук. Затем исполняется первая нота, и звук опускается на ступень вниз (нисходящая мажорная гамма). Где-то в середине упражнения «перехода» в другой регистр уже нет. Здесь начинается тренировка умения «скользить» по нотам через октаву. 

  1. Упражнение, развивающее подвижность голоса.

Исполняется на любой слог, на стаккато, секвенцируя по полутонам вверх и вниз.

 

Усложненный вариант этого упражнения.

 

 

  1. Упражнение на выравнивание диапазона и выработки

единообразного формирования гласных звуков.

Данное упражнение относится к «сложным» и требует длительной подготовки.

Упражнение исполняется с названием нот – «сольфеджио» и требует внимательного отношения к четкости произношения согласных, а также следить за единообразной манерой пения гласных.

 

              До    ре   ми фа  соль ля си до     ре до  си  ля    соль фа ми ре     до

Усложнённый вариант упражнения для выработки длительного выдоха

 

               До ре ми фа  соль ля си до   ре до си ля соль фа ми ре   до    ми   соль   до     соль  ми     до

 

  1. Упражнение для развития подвижности голоса.

Упражнение исполняется с названием нот или сочетанием слогов. В зависимости от поставленной задачи.

Например:

 

                 Зи   ма    зи  ма  зи   ма  зи   ма       зи   ма  зи  ма   зи  ма   зи   ма     зи

 

 

Заключение

Упражнения на уроках не только могут способствовать развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивать в учащихся выносливость, силу воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом.  

Данное пособие содержит основные виды вокальных упражнений, может послужить помощью для педагогов-вокалистов в индивидуальном подборе упражнений для учащихся с учетом их возможностей и трудностей.

В Приложении №1 содержатся не вокальные упражнения, способствующие устранению различных зажимов и развитию свободной артикуляции.  

Упражнения составлены по принципу «от простого - к сложному», с четко прописанными рекомендациями к исполнению.

У преподавателя остается возможность подобрать наиболее подходящее для данной проблемы упражнения, возможно, дополнить его или усложнить для более узкого или обширного воздействия.

 

 

 

Список литературы

  1. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983
  2. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
  3. В.Ф. Иванников Методика поточного пения, Москва, 2005 год
  4. Варламов А.Е.  «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.
  5. Вербов А.М.  «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г
  6. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
  7. Емельянов В.В.  Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
  8. Емельянов В.В. Развитие голоса . Спб., 1997
  9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка

1977

  1. Малахов.  Современные дыхательные методики._ Донецк.2003
  2. Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966
  3. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. -- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 27 с.
  4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению,

Москва, изд. «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1992год

  1. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва.ФИС,2000
  2. http://www.uroki-vocala.com.ua 
  3. http://orpheusmusic.ru 
  4. http://academy-vocal.front.ru 
  5. http://www.knyazhinskaya.ru 
  6. http://www.knyazhinskaya.ru 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Не вокальные упражнения.

 

Дыхательные упражнения.[1] 

 

  1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
  2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).

Своеобразный “массаж” связок.

  1. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
  2. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).
  3. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).
  4. Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через «губытрубочку». Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.
  5. Беззвучно сказать “ы”. Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.
  6. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.
  7. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.
  8. “Мычание” на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, “на зубах”, чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед “мычанием” открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе.
  9. После “мычания” потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:

М____________________ З____________________ Н____________________ В____________________

  1. Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.

ма-м`а на-н`а ва-в`а ма-м`о на-н`о ва-в`о ма-м`у на-н`у ва-в`у ма-м`э на-н`э ва-в`э ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы

Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.

  1. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: “ох, ах”. Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.
  2. Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев носа вверх до переносицы и в стороны по подбровьям. Хорошо, если после массажа появится желание зевнуть. Целитель из Омска Васильева И.А. считает, что горло здорово тогда, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови, а подпитка обеспечивается мышечной активностью.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.[2] 

  1. “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
  2. “Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
  3. “Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
  4. “Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
  5. “Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
  6. “Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем – до подбородка. Повторить 6-8 раз.
  7. “Смех”. Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы или просто произносите “ха-ха-ха”. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Упражнения для устранения мышечных зажимов.[3] 

Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх – это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упражнение №1

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упражнение №2

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упражнение №3

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упражнение №4

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Е. М. Пекерская     Вокальный букварь     Москва 1996 

[2] Е. М. Пекерская     Вокальный букварь     Москва 1996

[3] http://www.uroki‐vocala.com.ua