Статья «Особенности исполнения музыки барокко современных исполнителей-вокалистов»вып.-Кошелева О.Н., Николаева Л.О., Егиазарян С.С.
Речь пойдет об Особенностях исполнения музыки барокко
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Дворец детского творчества Московского района Санкт-Петербурга
Музыкальный отдел
Статья
«Особенности исполнения музыки барокко современных исполнителей-вокалистов»
Составители:
Кошелева Ольга Николаевна
концертмейстер, Николаева Людмила Олеговна концертмейстер, Егиазарян Сусанна Степановна концертмейстер, педагог-организатор.
Санкт-Петербург
Декабрь
2022
Особенности исполнения музыки барокко современных исполнителей-вокалистов.
Введение
В современной музыкальной культуре из года в год возрастает интерес к музыке эпохи барокко. Заметно увеличивается число исполнительских коллективов, ориентированных на старинную музыку. Она занимает все более значительное место в репертуаре современных исполнителей-вокалистов. Тем более что постоянно расширяются репертуарные возможности. Активно и увлеченно ведется поиск незаслуженно забытых, а то и вовсе ранее не исполнявшихся произведений – мотетов, сольных кантат, отдельных арий, и, наконец, целых опер. Поэтому не случайно, что музыка старых мастеров становится сегодня неотъемлемой частью образовательных программ.
В истории вокального искусства эпоха барокко характеризуется расцветом исполнительских школ и, прежде всего, итальянской школы пения bel canto – «эталона для профессионального академического пения – на все времена и для всех стран» и соответствующего стиля исполнения вокальной музыки.
Вокально-технические особенности этой музыки на первый взгляд могут показаться довольно простыми: небольшой диапазон, невысокая тесситура и т. д. Однако это лишь внешний, «видимый» пласт. Исполнение вокальной музыки XVII–XVIII веков требует от певца эластичности и гибкости всего голосового аппарата, большого разнообразия дыхания, выявления тембрального богатства голоса, смягчающего резкие металлические обертоны – одним словом, хорошо настроенного голоса. Так что арии старых мастеров оказываются своего рода алфавитом вокально-технического мастерства, освоив который певец подготовит базу для последующего совершенствования своей вокальной школы.
Особенности исполнения музыки барокко.
Перед современными вокалистами, исполняющими музыку барокко, возникает ряд проблем, связанных с передачей ее стилистических особенностей, а также исторически верным воспроизведением манеры ее исполнения.
Современная отечественная практика исполнения сочинений XVII–XVIII веков требует от певцов, согласно историческим знаниям, традициям и навыкам, обладание чистым, ровным, наполненным мягким тембром звуком в стиле игры флейтистов, скрипачей-гамбистов и чембалистов.
Считается, что критерием эстетической оценки верного звучания голоса для педагогов того времени выступал музыкальный слух, ориентированный на искусство игры на струнных и духовых инструментах, отличающееся ровностью голосоведения, подвижностью, гибкостью и полной свободой.
Таким образом, звучание голоса в барочной музыке имело инструментальный характер исполнения. Такое мнение сохранилось до настоящего времени. Иногда наблюдается тенденция к искусственному приспосабливанию голоса, ориентированию на инструмент. При этом пение совершенно лишается вибрато, звук становится «белым» и прямым, вследствие чего теряется его теплота. Сравнивая собственный звук с инструментальным, вокалисты, обладающие тембристыми, «раскатистыми» большими голосами, невольно снимают голос с опоры дыхания. Целесообразно рекомендовать учащимся петь ровно, мягко, кристально чисто, тянуть и вести звуковую линию.
Вместе с тем существенной проблемой является не только техническая, но и художественно-выразительная сторона исполнения старинной музыки. Как правило, ее интерпретация вокалистами поверхностна и не выразительна, что противоречит эстетике того времени. Певцов эпохи барокко прежде всего интересовали вопросы творческие, т. е. как и почему надо исполнить так, а не иначе. Этому идеально способствовали сочинения XVII–XVIII веков, которые предоставляли исполнителям большую творческую свободу. Нотная запись была условной и тем самым давала прекрасную возможность яркого художественного проявления творческого дарования исполнителя. Певцы самостоятельно раскрашивали разнообразными видами украшений и типами динамики основную канву нотного текста, и не было никакой необходимости в детальном изложении указаний, касающихся динамики, темпа и артикуляции.
Первостепенную роль в барочном исполнительстве играла передача смысла и прежде всего «аффекта», свойственного данному сочинению. В свою очередь, выражение в музыке аффекта напрямую зависело от речевой интонации. Владение искусством риторики было весьма распространенным явлением и создавало прекрасную возможность находить выразительные приемы музыкального интонирования. Согласно правилу, принятому еще в XVII столетии, на основе риторических принципов, аффекты необходимо было передавать различными интонациями голоса. Следовательно, именно от конкретного аффекта зависели различные динамические, темповые, артикуляционные и орнаментальные детали исполнения.
Основой выражения аффектов является динамика. Вот некоторые основные принципы правильного распределения динамических оттенков в музыке барокко. Во-первых, к ним относится противопоставления forte и piano, ввиду отсутствия crescendo и diminuendo.
Во-вторых, – принцип так называемой «ритмической динамики», когда медленному движению музыкального произведения чаще всего соответствует динамический нюанс piano и напротив быстрому – forte.
В-третьих, эффект «эха», применяемый при повторении музыкального материала с целью изображения контраста звукового пространства.
Важным требованием, предъявляемым педагогами старинной школы bel canto была гибкость звука. Так, к примеру, известный педагог XVIII столетия Манштейн сравнивал вокальный голос с «хорошим тестом», и далее добавлял: «Нужно, чтобы голос можно было уменьшить в объеме, делать из него, как из теста, тонкие нити и большие массы, подчинять его всевозможным формам».
Особую важность в вопросе барочной вокальной стилистики приобретает извечный вопрос о вибрато.
Некоторые современные певцы считают необходимым петь музыку барокко прямым «белым» звуком. Это заблуждение. Вибрато в голосе, как и любом инструменте, существует от природы. Вопрос заключается в его амплитуде, от величины размаха которой в свою очередь напрямую зависит сила певческого звука.
Список использованных источников
Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo) / Дисс. … канд. иск. – М., 1997
Россини Дж. Избранные письма, высказывания, воспоминания. – Л., 1981
Шестаков В. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. – М., 1966
Луцкер П. , Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Т. 1. Под знаком Аркадии. – М., 1998
Булычева А. Стиль и жанр опер Жана-Батиста Люлли / Дисс. … канд. иск. – СПб, 1999
Копчевский Н. Книга А Бейшлага и современная наука об орнаментике // Бейшлаг А.
Орнаментика в музыке. – М., 1978
Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1. – М., 1929
Назаренко И. Искусство пения. – М., 1968
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 1996
Друскин М. Клавирная музыка. – Л., 1960
Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. – М., 1978
Мазурин К. Методология пения. Т. 1. – М., 1902
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978
Назаренко И. Искусство пения. – М., 1968