«Функции педали и освоение навыков педализации на начальном этапе».

Сухорукова Галина

В материале отражаются предпосылки появления, история, функции и возможности педали. Педагогические принципы освоения педали на начальном этапе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Функции педали

и освоение навыков педализации на начальном этапе».

 

    Педаль – это ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано, «самобытное и прекрасное свойство инструмента и сильнейшее средство воздействия в руках мастера». Фортепианная методика не может обойти вопросы педализации, ведь педаль открывает невероятные возможности для исполнителя. 

    Появление педали у фортепино сыграло большую роль в развитии инструмента, внесло новые красочные и технические возможности не только для исполнителя, но и всей фортепианной музыки: это и стремление продлить звук, добавить красочность, изменить тембр, имитировать пение «bellcanto», или слитность голосов хора, оркестра. Появляется дополнительная возможность  преодолеть ударную природу фортепиано, соединять звуки в мелодии, окрашивать гармонию и добавлять динамические  краски. Повлияли на это в том числе и процессы востребованности инструмента, увеличение концертных залов, большее число слушателей в помещениях и другие обстоятельства. История появления педали в механике фортепиано включает разные устройства, например, такие как ручные и коленные рычаги у Hammerklavier, педаль для басовой части клавиатуры и др., в современных же фортепиано присутствует две или три педали: правая (демпферная), левая (сдвигающая, Una corda) и педаль–sostenuto, позволяющая выборочно задерживать отдельные звуки и созвучия. У некоторых фортепиано средняя педаль выполняет функцию «пиано» - глушитель для домашнего музицирования. В данном случае речь пойдет о возможностях и функциях правой педали.

Обозначение педали в нотах: 

  • «прямая педаль»:  Ped *;
  • «запаздывающая педаль»: * Ped.

В некоторых редакциях и современных изданиях педаль обозначена квадратной скобкой.

 

Основные художественные функции педали:

  • темброво-колористическая – обогащающая звучность яркими акустическими красками;
  • динамическая - усиливающая звучание звука, аккорда, доли, фразы, кульминации;
  • гармоническая - объединяющая звуки одной гармонии в единый комплекс;
  • метроритмическая - подчеркивающая сильные доли, кадансы, синкопы в  танцевальных пьесах, сонатах, токкатах;
  • артикуляционная - подчеркивающая ярко выраженные хореические мотивы и акценты в ямбических структурах;
  • связующая - для связи мелодических скачков, аккордов, басов.

Педализация разделяется по технологии исполнения на:

  • прямую педаль - одновременно со взятием звука;
  • запаздывающую педаль - сразу после взятия звука;
  • предварительную - перед взятием звука;
  • «полупедаль» - неполное нажатие педали, или быстрая смена педали,                    при которой демпферы успевают заглушить звуки верхнего регистра, а колебание басовой струны не прекращается.

Педализация на начальном этапе обучения используется строго в ограниченном диапазоне, выписывается педагогом в нотах и тщательно отрабатывается с левой и правой рукой отдельно.Первоначальную важность имеет развить у ребенка безупречность в игре различных штрихов, особенно legato, путем осознанного слухового анализа. Поэтому не стоит торопиться скорее применить педаль, целесообразнее к этому стоит преступать после 1 года обучения.

В подготовительном периоде необходимо уделить внимание специальным упражнениям для ног и координации ноги с рукой при тщательном слуховом контроле. Важно следить за слитностью ноги с лапкой, за бесшумностью снятия и взятия педали. Начинать упражнения в медленных темпах:   

  1. *    Ped       *    Ped  

Раз – два,   раз - два  

(нажать педаль на 2-ую четверть, считать вслух обязательно);    

  1. *   Ped               *   Ped

(нажать педаль на 2-ую ноту,  держать на протяжении трех четвертных нот, вслушиваться в богатое звучание обертонов в медленном темпе);  

  1. Ped     *   Ped            

(сыграть трезвучие на педали, обеспечив связывание звуков без помощи пальцев);

  1. так же попробовать соединить несколько аккордов одной функции.

Способы проработки запаздывающей педали Ped * Ped * :

  1. Ped * Ped *  (нажать клавишу, затем педаль, в эту педаль нажать клавишу и сразу отпустить и взять снова педаль);
  2. применить педаль при соединении нескольких аккордов, сочетание которых дает диссонанс, например аккордов C-dur и d-moll. Здесь важен слуховой контроль, при смене педали второй аккорд должен звучать чисто, без призвуков и «грязи». Начинать с медленного темпа, чтобы координация работала осознанно.
  3.  Взаимоотношения паузы с педалью – извечный вопрос. Снимать или не снимать? Отвечу вопросом на вопрос: скажите, пожалуйста, разговаривая, вы в паузе оставляете рот открытым или закрываете его?» 

 

Педагог расставляет педаль в нотах ученика (лучше это сделать заранее, тогда это вызовет его любопытство и интерес), объясняя значение её художественной функции и образный звуковой эффект. Важно до использования педали открыть крышку рояля и внимательно рассмотреть всю механику инструмента, а также заметить влияние взятия/снятия педали. 

В работе над произведением важно возвращаться к беспедальной игре для контроля артикуляционных и интонационных моментов. Более старшим ученикам полезно давать задание самостоятельно расставить педаль в лёгких этюдах, пьесах, объясняя ее значение и звуковой эффект за инструментом.

 

«Научить педализации - значит, прежде всего, научить слушать, улавливать оттенки звучания и вслушиваться в них; воспитывать вкус к педальным краскам, к изменениям звукового колорита, научить подчинять педаль (ногу) требованиям слуха».



Предварительный просмотр:

«Функции педали

и освоение навыков педализации на начальном этапе».

 

    Педаль – это ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано, «самобытное и прекрасное свойство инструмента и сильнейшее средство воздействия в руках мастера». Фортепианная методика не может обойти вопросы педализации, ведь педаль открывает невероятные возможности для исполнителя. 

    Появление педали у фортепино сыграло большую роль в развитии инструмента, внесло новые красочные и технические возможности не только для исполнителя, но и всей фортепианной музыки: это и стремление продлить звук, добавить красочность, изменить тембр, имитировать пение «bellcanto», или слитность голосов хора, оркестра. Появляется дополнительная возможность  преодолеть ударную природу фортепиано, соединять звуки в мелодии, окрашивать гармонию и добавлять динамические  краски. Повлияли на это в том числе и процессы востребованности инструмента, увеличение концертных залов, большее число слушателей в помещениях и другие обстоятельства. История появления педали в механике фортепиано включает разные устройства, например, такие как ручные и коленные рычаги у Hammerklavier, педаль для басовой части клавиатуры и др., в современных же фортепиано присутствует две или три педали: правая (демпферная), левая (сдвигающая, Una corda) и педаль–sostenuto, позволяющая выборочно задерживать отдельные звуки и созвучия. У некоторых фортепиано средняя педаль выполняет функцию «пиано» - глушитель для домашнего музицирования. В данном случае речь пойдет о возможностях и функциях правой педали.

Обозначение педали в нотах: 

  • «прямая педаль»:  Ped *;
  • «запаздывающая педаль»: * Ped.

В некоторых редакциях и современных изданиях педаль обозначена квадратной скобкой.

 

Основные художественные функции педали:

  • темброво-колористическая – обогащающая звучность яркими акустическими красками;
  • динамическая - усиливающая звучание звука, аккорда, доли, фразы, кульминации;
  • гармоническая - объединяющая звуки одной гармонии в единый комплекс;
  • метроритмическая - подчеркивающая сильные доли, кадансы, синкопы в  танцевальных пьесах, сонатах, токкатах;
  • артикуляционная - подчеркивающая ярко выраженные хореические мотивы и акценты в ямбических структурах;
  • связующая - для связи мелодических скачков, аккордов, басов.

Педализация разделяется по технологии исполнения на:

  • прямую педаль - одновременно со взятием звука;
  • запаздывающую педаль - сразу после взятия звука;
  • предварительную - перед взятием звука;
  • «полупедаль» - неполное нажатие педали, или быстрая смена педали,                    при которой демпферы успевают заглушить звуки верхнего регистра, а колебание басовой струны не прекращается.

Педализация на начальном этапе обучения используется строго в ограниченном диапазоне, выписывается педагогом в нотах и тщательно отрабатывается с левой и правой рукой отдельно.Первоначальную важность имеет развить у ребенка безупречность в игре различных штрихов, особенно legato, путем осознанного слухового анализа. Поэтому не стоит торопиться скорее применить педаль, целесообразнее к этому стоит преступать после 1 года обучения.

В подготовительном периоде необходимо уделить внимание специальным упражнениям для ног и координации ноги с рукой при тщательном слуховом контроле. Важно следить за слитностью ноги с лапкой, за бесшумностью снятия и взятия педали. Начинать упражнения в медленных темпах:   

  1. *    Ped       *    Ped  

Раз – два,   раз - два  

(нажать педаль на 2-ую четверть, считать вслух обязательно);    

  1. *   Ped               *   Ped

(нажать педаль на 2-ую ноту,  держать на протяжении трех четвертных нот, вслушиваться в богатое звучание обертонов в медленном темпе);  

  1. Ped     *   Ped            

(сыграть трезвучие на педали, обеспечив связывание звуков без помощи пальцев);

  1. так же попробовать соединить несколько аккордов одной функции.

Способы проработки запаздывающей педали Ped * Ped * :

  1. Ped * Ped *  (нажать клавишу, затем педаль, в эту педаль нажать клавишу и сразу отпустить и взять снова педаль);
  2. применить педаль при соединении нескольких аккордов, сочетание которых дает диссонанс, например аккордов C-dur и d-moll. Здесь важен слуховой контроль, при смене педали второй аккорд должен звучать чисто, без призвуков и «грязи». Начинать с медленного темпа, чтобы координация работала осознанно.
  3.  Взаимоотношения паузы с педалью – извечный вопрос. Снимать или не снимать? Отвечу вопросом на вопрос: скажите, пожалуйста, разговаривая, вы в паузе оставляете рот открытым или закрываете его?» 

 

Педагог расставляет педаль в нотах ученика (лучше это сделать заранее, тогда это вызовет его любопытство и интерес), объясняя значение её художественной функции и образный звуковой эффект. Важно до использования педали открыть крышку рояля и внимательно рассмотреть всю механику инструмента, а также заметить влияние взятия/снятия педали. 

В работе над произведением важно возвращаться к беспедальной игре для контроля артикуляционных и интонационных моментов. Более старшим ученикам полезно давать задание самостоятельно расставить педаль в лёгких этюдах, пьесах, объясняя ее значение и звуковой эффект за инструментом.

 

«Научить педализации - значит, прежде всего, научить слушать, улавливать оттенки звучания и вслушиваться в них; воспитывать вкус к педальным краскам, к изменениям звукового колорита, научить подчинять педаль (ногу) требованиям слуха».