Методическая разработка "Разнообразие методов и форм работы в детском хоровом коллективе

Хоровое пение в школе — один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей. Чтобы школьный хор,

мог выполнять свое назначение, качество его исполнительского мастерства должно соответствовать определенным требованиям к уровню вокально-хоровой работы.

       Что же такое «вокально-хоровая работа»? Это не только способы разучивания песен или реализация задачи обучения всех учащихся правильному звуковысотному интонированию. Это, прежде всего, постановка и развитие голоса певцов в условиях хора, т. е. в коллективных условиях. Что значит «поставить голос»? Поставить голос учеников — значит научить их петь, используя определенную технологию, основанную на знаниях, умениях и навыках.

     С самого начала работы с хором у педагога возникает необходимость научить их основам голосообразования, то есть работать над постановкой голоса. Такая работа должна проводиться последовательно и регулярно: сначала в упражнениях, а затем в процессе исполнения вокального репертуара. Если начинать разучивание песен, когда голоса детей еще не поставлены, то будут формироваться и закрепляться только неправильные навыки, которые в последующей работе придется устранять. А переучивать, как известно, всегда труднее, чем научить заново. Поэтому в процессе работы с певческим коллективом должно соблюдаться правило: с самого начала на уроке нельзя допускать ни одного неправильно сформированного звука.

     Чтобы учить кого-либо петь, необходимо четко представлять себе технологию певческого процесса и овладеть методикой обучения пению. Что же необходимо учителю для правильной организации вокально-хоровой работы с детьми?

  • формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;
  • формирование и развитие певческого дыхания;
  • формирование и развитие навыков ясной дикции;
  • формирование и развитие навыков певческой интонации;
  • работа над разучиванием песни.

х

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Мантуровская детская школа искусств»

Методическая разработка

Разнообразие методов и форм работы

в детском хоровом коллективе

Подготовила

Преподаватель хоровых дисциплин

Бобнева Дарья  Сергеевна

2022

Хоровое пение в школе — один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей. Чтобы школьный хор,

мог выполнять свое назначение, качество его исполнительского мастерства должно соответствовать определенным требованиям к уровню вокально-хоровой работы.

       Что же такое «вокально-хоровая работа»? Это не только способы разучивания песен или реализация задачи обучения всех учащихся правильному звуковысотному интонированию. Это, прежде всего, постановка и развитие голоса певцов в условиях хора, т. е. в коллективных условиях. Что значит «поставить голос»? Поставить голос учеников — значит научить их петь, используя определенную технологию, основанную на знаниях, умениях и навыках.

     С самого начала работы с хором у педагога возникает необходимость научить их основам голосообразования, то есть работать над постановкой голоса. Такая работа должна проводиться последовательно и регулярно: сначала в упражнениях, а затем в процессе исполнения вокального репертуара. Если начинать разучивание песен, когда голоса детей еще не поставлены, то будут формироваться и закрепляться только неправильные навыки, которые в последующей работе придется устранять. А переучивать, как известно, всегда труднее, чем научить заново. Поэтому в процессе работы с певческим коллективом должно соблюдаться правило: с самого начала на уроке нельзя допускать ни одного неправильно сформированного звука.

     Чтобы учить кого-либо петь, необходимо четко представлять себе технологию певческого процесса и овладеть методикой обучения пению. Что же необходимо учителю для правильной организации вокально-хоровой работы с детьми?

  • формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;
  • формирование и развитие певческого дыхания;
  • формирование и развитие навыков ясной дикции;
  • формирование и развитие навыков певческой интонации;
  • работа над разучиванием песни.

     Занятия с хором, как правило, начинаются с распевания, которое обычно выполняет несколько функций:

1) разогревание голосового аппарата;

2) настройка на правильно координированное его функционирование;

 3) развитие вокально-хоровых навыков для достижения качественного и красивого звучания голоса при исполнении произведений;

 4) создание эмоционального настроя и включение голосового аппарата в работу с постепенно увеличивающейся нагрузкой (фонация на одном звуке, затем расширение звуковысотного и динамического диапазона, достижение четкости артикуляции, постепенное обогащение тембра);

5) тренировка выносливости голосового аппарата певцов с целью повышения их работоспособности и охраны детского голоса.

      Комплексы упражнений для распевания должны быть хорошо продуманы и повторяться систематически. Для формирования навыков дыхания, атаки звука, звуковедения и дикции при распевании руководителю хора нужно давать различные упражнения. Однако эти упражнения не следует менять на каждом уроке. Дети должны хорошо понимать цель упражнения и тогда с каждым занятием качество их исполнения будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с задачами освоения песенного материала. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще всего это трудные для исполнения фрагменты из учебного репертуара. В любом случае тренировочные упражнения не должны рассматриваться как самоцель в хоровой работе, так как они являются ещё и средством овладения вокально-хоровыми навыками.

     ОСНОВНЫЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ  НАВЫКИ:

  • Певческая установка
  • Дыхание
  • Звукообразование
  • Дикция и артикуляция
  • Строй, ансамбль

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении от которого  в большей степени зависит качество звука и дыхание

Упражнения на формирования навыка певческого дыхания:

«Мыльные пузыри»

Учимся «пускать мыльные пузыри»: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

«Хомячок» Пошмыгать носом с закрытым ртом.

«Вертушка». Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево, вправо, либо движение с головы вверх-вниз.

«Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.

     Дикция (греч.) — произношение. Одно из основных условий достижения хорошей дикции в хоре — это, прежде всего, глубокое проникновение певцов в содержание слов исполняемого произведения, что и делает возможным достижение осмысленности их произношения. Формирование хорошей дикции во многом зависит от правильного произношения гласных и согласных в пении. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные.

Очень важно также обращать внимание на правильное формирование и гласных в пении. С самого начала занятий следует учить певцов хора фонетически определенному их произношению. Специфика произношения гласных в пении заключается, в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения ровности тембрового звучания голосов и достижения унисона в хоровых партиях.

Упражнения  для развития дикции и артикуляции:

«Улыбочка» - постараться изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.

«Заборчик» - сохраняя положение  «улыбочка» , открыть рот, чтобы видны были зубы (губы по-прежнему натянуты)

«Трубочка» - губы должны тянуться вперед  (как при произношении звука «У»)

«Бублик» -  из положения «трубочка» постепенно открывать рот, как при произношении звука  «О».

«Рупор» - открыть рот максимально широко, как при произношении звука «А»

РАБОТА НАД ЧИСТЫМ ИНТОНИРОВАНИЕМ МЕЛОДИИ:

В теории и практике музыкального воспитания и образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.

Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не является единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей.

Согласно данным исследованиям Б. М. Теплова, «основными музыкальными способностями являются:

  1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения…
  2. Способность к слуховому «представлению» (термин Б. М. Теплова), т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение…
  3. Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний…».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений,  игровых упражнений, а так же:

1) Пение a’capella.

2) Пение в сопровождении металлофона или флейты.

3) Пропевание интонационно сложных элементов    мелодии песни на звук «У».

4) Пение с солистами.

Игра «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

Чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал «прима»).

Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.

Интервал «прима»

Этот очень важный интервал помогает освоить упражнение

«Поймай голосок» (автор С.А. Арефьева). Учитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!» Потом нарочно поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет!) А сейчас?.. А сейчас?.. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии. Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:

– распевки, построенные на тоническом трезвучии;

– распевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.

       Все большие интервалы осваиваются по принципу «Музыкальное эхо» М. Андреевой: учитель поёт интервал, используя любое подходящее слово, а дети его повторяют. Пропевать их нужно обязательно в медленном темпе, чтобы дети успели подстроиться, «почувствовать», «посидеть» на каждом звуке и как можно точнее спеть его.

Для развития звуковысотного слуха подбираются песенки-упражнения с поступенным движением мелодии вверх и вниз, такие как «Капельки» и др.

Учитель начинает петь первые два такта, настраивая детей на чистое пропевание первой ступени. Дети продолжают: «Кап, кап, кап». В русской народной песенке «У кота» эти же ступени пропеваются и вверх, и вниз. И, таким образом, необходимый навык закрепляется.

Чтобы научить детей чисто пропевать поступенное движение мелодии вниз от IV к I ступени, можно использовать упражнение Е. В. Демиденковой «К нам коза пришла». Эти же ступени в упражнении Н. Васильевой «Марш игрушечных солдатиков» пропеваются и вверх, и вниз. Расширять диапазон попевок позволяют «песенки-лесенки»: «Лесенка», «Цирковые собачки», муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова (I-V ст.), а также пропевание гаммы до-мажор с названием нот под аккомпанемент фортепиано (I-VIII ст). 

Методические приемы используемые в работе с младшими школьниками:

  • Пение в слух, про себя
  • Эхо
  • Цепочка
  • Пение закрытым ртом «м…», «м…» с переходом на «а…»
  • Пение «по секрету»
  • Пение по сигналу
  • Вокализация мелодии «а…»
  • Пение piano
  • Хор и дирижер
  • Показ карточек с положением губ
  • Пение с транспонированием мелодии
  • Музыкальная лесенка
  • Пение a’capella
  • Сольное и ансамблевое пение
  • Пение дуэтом

Музыкальный слух – главное орудие музыканта. Это сложное явление, состоящее из взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, главными из которых являются мелодический слух и   гармонический слух.

Основу мелодического слуха составляют:               

-звуковысотный слух;                                                                                   - чувство лада;                                                                                  

  - чувство метроритма.

Основа  гармонического  слуха это:

 - ощущение фонической краски аккордов;

 - восприятие множества звуков как единого целого;

 - чувство строя, ансамбля,

 - понимание функциональных звуковых связей.

Нельзя исключать и другие не менее важные слуховые  стороны: тембровый слух, архитектонический слух (чувство формы), динамический слух (ощущение сравнительной громкости), полифонический слух (способность вычленить отдельные голоса в многоголосии).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА ДЕТЕЙ:

Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-

слуховых представлений:

  • слуховое сосредоточение и вслушивание в показ с целью последующего анализа услышанного;
  • сравнение различных вариантов исполнения с

     целью выбора лучшего;

  • пение по «цепочке»;
  •  моделирование высоты звука движениями руки;
  • выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами и вокализацией;
  • настройка на тональность перед началом пения;
  • в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для
  • детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
  •  пение после вступления.

Приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию,

выразительности исполнения:

  • произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  •  беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
  •  проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса;
  • вокализация певческого материала легким звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук;
  • вокализация песен на слог «ЛЮ» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.

При подборе песенного репертуара педагог должен следовать основным дидактическим требованиям:

  • Доступность
  • Систематичность
  • Последовательность
  • Сознательность
  • Активность

    И в заключении  несколько рекомендаций по обучению пению и охране детского голоса:

  • Занятия с детьми проводить в хорошо проветриваемом помещении
  • Выбор песенного репертуара осуществлять с учетом диапазона голоса детей младшего школьного возраста
  • Количество песен подбирать с учетом возрастных особенностей
  • Следить, чтобы дети пели без напряжения
  • Удерживать детей от длительного громкого пения. Пение должно быть естественным, не форсированным
  • Учить брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посредине слова
  • Недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых
  • Не петь на улице при низких температурах воздуха
  • Не использовать фонограмму при разучивании песни

Список рекомендуемой литературы:

«Учимся петь и танцевать, играя».  А. Евтодьева.

«Вокальные игры с детьми». А.Демченко.

«Фонопедический метод развития голоса». В. Емельянов.

«Логопедические распевки» Т.Овчинникова.

Стулова Г. П. С 88 Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»;