Методическая разработка "Разнообразие методов и форм работы в детском хоровом коллективе
Хоровое пение в школе — один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей. Чтобы школьный хор,
мог выполнять свое назначение, качество его исполнительского мастерства должно соответствовать определенным требованиям к уровню вокально-хоровой работы.
Что же такое «вокально-хоровая работа»? Это не только способы разучивания песен или реализация задачи обучения всех учащихся правильному звуковысотному интонированию. Это, прежде всего, постановка и развитие голоса певцов в условиях хора, т. е. в коллективных условиях. Что значит «поставить голос»? Поставить голос учеников — значит научить их петь, используя определенную технологию, основанную на знаниях, умениях и навыках.
С самого начала работы с хором у педагога возникает необходимость научить их основам голосообразования, то есть работать над постановкой голоса. Такая работа должна проводиться последовательно и регулярно: сначала в упражнениях, а затем в процессе исполнения вокального репертуара. Если начинать разучивание песен, когда голоса детей еще не поставлены, то будут формироваться и закрепляться только неправильные навыки, которые в последующей работе придется устранять. А переучивать, как известно, всегда труднее, чем научить заново. Поэтому в процессе работы с певческим коллективом должно соблюдаться правило: с самого начала на уроке нельзя допускать ни одного неправильно сформированного звука.
Чтобы учить кого-либо петь, необходимо четко представлять себе технологию певческого процесса и овладеть методикой обучения пению. Что же необходимо учителю для правильной организации вокально-хоровой работы с детьми?
- формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;
- формирование и развитие певческого дыхания;
- формирование и развитие навыков ясной дикции;
- формирование и развитие навыков певческой интонации;
- работа над разучиванием песни.
х
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Мантуровская детская школа искусств»
Методическая разработка
Разнообразие методов и форм работы
в детском хоровом коллективе
Подготовила
Преподаватель хоровых дисциплин
Бобнева Дарья Сергеевна
2022
Хоровое пение в школе — один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей. Чтобы школьный хор,
мог выполнять свое назначение, качество его исполнительского мастерства должно соответствовать определенным требованиям к уровню вокально-хоровой работы.
Что же такое «вокально-хоровая работа»? Это не только способы разучивания песен или реализация задачи обучения всех учащихся правильному звуковысотному интонированию. Это, прежде всего, постановка и развитие голоса певцов в условиях хора, т. е. в коллективных условиях. Что значит «поставить голос»? Поставить голос учеников — значит научить их петь, используя определенную технологию, основанную на знаниях, умениях и навыках.
С самого начала работы с хором у педагога возникает необходимость научить их основам голосообразования, то есть работать над постановкой голоса. Такая работа должна проводиться последовательно и регулярно: сначала в упражнениях, а затем в процессе исполнения вокального репертуара. Если начинать разучивание песен, когда голоса детей еще не поставлены, то будут формироваться и закрепляться только неправильные навыки, которые в последующей работе придется устранять. А переучивать, как известно, всегда труднее, чем научить заново. Поэтому в процессе работы с певческим коллективом должно соблюдаться правило: с самого начала на уроке нельзя допускать ни одного неправильно сформированного звука.
Чтобы учить кого-либо петь, необходимо четко представлять себе технологию певческого процесса и овладеть методикой обучения пению. Что же необходимо учителю для правильной организации вокально-хоровой работы с детьми?
- формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;
- формирование и развитие певческого дыхания;
- формирование и развитие навыков ясной дикции;
- формирование и развитие навыков певческой интонации;
- работа над разучиванием песни.
Занятия с хором, как правило, начинаются с распевания, которое обычно выполняет несколько функций:
1) разогревание голосового аппарата;
2) настройка на правильно координированное его функционирование;
3) развитие вокально-хоровых навыков для достижения качественного и красивого звучания голоса при исполнении произведений;
4) создание эмоционального настроя и включение голосового аппарата в работу с постепенно увеличивающейся нагрузкой (фонация на одном звуке, затем расширение звуковысотного и динамического диапазона, достижение четкости артикуляции, постепенное обогащение тембра);
5) тренировка выносливости голосового аппарата певцов с целью повышения их работоспособности и охраны детского голоса.
Комплексы упражнений для распевания должны быть хорошо продуманы и повторяться систематически. Для формирования навыков дыхания, атаки звука, звуковедения и дикции при распевании руководителю хора нужно давать различные упражнения. Однако эти упражнения не следует менять на каждом уроке. Дети должны хорошо понимать цель упражнения и тогда с каждым занятием качество их исполнения будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с задачами освоения песенного материала. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще всего это трудные для исполнения фрагменты из учебного репертуара. В любом случае тренировочные упражнения не должны рассматриваться как самоцель в хоровой работе, так как они являются ещё и средством овладения вокально-хоровыми навыками.
ОСНОВНЫЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ:
- Певческая установка
- Дыхание
- Звукообразование
- Дикция и артикуляция
- Строй, ансамбль
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание
Упражнения на формирования навыка певческого дыхания:
«Мыльные пузыри»
Учимся «пускать мыльные пузыри»: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
«Хомячок» Пошмыгать носом с закрытым ртом.
«Вертушка». Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево, вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
«Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.
Дикция (греч.) — произношение. Одно из основных условий достижения хорошей дикции в хоре — это, прежде всего, глубокое проникновение певцов в содержание слов исполняемого произведения, что и делает возможным достижение осмысленности их произношения. Формирование хорошей дикции во многом зависит от правильного произношения гласных и согласных в пении. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные.
Очень важно также обращать внимание на правильное формирование и гласных в пении. С самого начала занятий следует учить певцов хора фонетически определенному их произношению. Специфика произношения гласных в пении заключается, в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения ровности тембрового звучания голосов и достижения унисона в хоровых партиях.
Упражнения для развития дикции и артикуляции:
«Улыбочка» - постараться изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.
«Заборчик» - сохраняя положение «улыбочка» , открыть рот, чтобы видны были зубы (губы по-прежнему натянуты)
«Трубочка» - губы должны тянуться вперед (как при произношении звука «У»)
«Бублик» - из положения «трубочка» постепенно открывать рот, как при произношении звука «О».
«Рупор» - открыть рот максимально широко, как при произношении звука «А»
РАБОТА НАД ЧИСТЫМ ИНТОНИРОВАНИЕМ МЕЛОДИИ:
В теории и практике музыкального воспитания и образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.
Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не является единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей.
Согласно данным исследованиям Б. М. Теплова, «основными музыкальными способностями являются:
- Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения…
- Способность к слуховому «представлению» (термин Б. М. Теплова), т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение…
- Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний…».
Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений, игровых упражнений, а так же:
1) Пение a’capella.
2) Пение в сопровождении металлофона или флейты.
3) Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «У».
4) Пение с солистами.
Игра «Качели»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).
Чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал «прима»).
Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.
Интервал «прима»
Этот очень важный интервал помогает освоить упражнение
«Поймай голосок» (автор С.А. Арефьева). Учитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!» Потом нарочно поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет!) А сейчас?.. А сейчас?.. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии. Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.
Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.
Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:
– распевки, построенные на тоническом трезвучии;
– распевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.
Все большие интервалы осваиваются по принципу «Музыкальное эхо» М. Андреевой: учитель поёт интервал, используя любое подходящее слово, а дети его повторяют. Пропевать их нужно обязательно в медленном темпе, чтобы дети успели подстроиться, «почувствовать», «посидеть» на каждом звуке и как можно точнее спеть его.
Для развития звуковысотного слуха подбираются песенки-упражнения с поступенным движением мелодии вверх и вниз, такие как «Капельки» и др.
Учитель начинает петь первые два такта, настраивая детей на чистое пропевание первой ступени. Дети продолжают: «Кап, кап, кап». В русской народной песенке «У кота» эти же ступени пропеваются и вверх, и вниз. И, таким образом, необходимый навык закрепляется.
Чтобы научить детей чисто пропевать поступенное движение мелодии вниз от IV к I ступени, можно использовать упражнение Е. В. Демиденковой «К нам коза пришла». Эти же ступени в упражнении Н. Васильевой «Марш игрушечных солдатиков» пропеваются и вверх, и вниз. Расширять диапазон попевок позволяют «песенки-лесенки»: «Лесенка», «Цирковые собачки», муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова (I-V ст.), а также пропевание гаммы до-мажор с названием нот под аккомпанемент фортепиано (I-VIII ст).
Методические приемы используемые в работе с младшими школьниками:
- Пение в слух, про себя
- Эхо
- Цепочка
- Пение закрытым ртом «м…», «м…» с переходом на «а…»
- Пение «по секрету»
- Пение по сигналу
- Вокализация мелодии «а…»
- Пение piano
- Хор и дирижер
- Показ карточек с положением губ
- Пение с транспонированием мелодии
- Музыкальная лесенка
- Пение a’capella
- Сольное и ансамблевое пение
- Пение дуэтом
Музыкальный слух – главное орудие музыканта. Это сложное явление, состоящее из взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, главными из которых являются мелодический слух и гармонический слух.
Основу мелодического слуха составляют:
-звуковысотный слух; - чувство лада;
- чувство метроритма.
Основа гармонического слуха это:
- ощущение фонической краски аккордов;
- восприятие множества звуков как единого целого;
- чувство строя, ансамбля,
- понимание функциональных звуковых связей.
Нельзя исключать и другие не менее важные слуховые стороны: тембровый слух, архитектонический слух (чувство формы), динамический слух (ощущение сравнительной громкости), полифонический слух (способность вычленить отдельные голоса в многоголосии).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА ДЕТЕЙ:
Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-
слуховых представлений:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ с целью последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с
целью выбора лучшего;
- пение по «цепочке»;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами и вокализацией;
- настройка на тональность перед началом пения;
- в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для
- детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
- пение после вступления.
Приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию,
выразительности исполнения:
- произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
- проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса;
- вокализация певческого материала легким звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук;
- вокализация песен на слог «ЛЮ» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.
При подборе песенного репертуара педагог должен следовать основным дидактическим требованиям:
- Доступность
- Систематичность
- Последовательность
- Сознательность
- Активность
И в заключении несколько рекомендаций по обучению пению и охране детского голоса:
- Занятия с детьми проводить в хорошо проветриваемом помещении
- Выбор песенного репертуара осуществлять с учетом диапазона голоса детей младшего школьного возраста
- Количество песен подбирать с учетом возрастных особенностей
- Следить, чтобы дети пели без напряжения
- Удерживать детей от длительного громкого пения. Пение должно быть естественным, не форсированным
- Учить брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посредине слова
- Недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых
- Не петь на улице при низких температурах воздуха
- Не использовать фонограмму при разучивании песни
Список рекомендуемой литературы:
«Учимся петь и танцевать, играя». А. Евтодьева.
«Вокальные игры с детьми». А.Демченко.
«Фонопедический метод развития голоса». В. Емельянов.
«Логопедические распевки» Т.Овчинникова.
Стулова Г. П. С 88 Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»;