Методическая разработка занятия "Работа над Дикцией и артикуляцией на занятиях"
Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи:
Образовательные
- обучение правильному певческому дыханию
- обучение правильному произношению скороговорок
- обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию.
Развивающие
- развитие музыкальных и творческих способностей обучающегося
- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя
- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата
Воспитательные
- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей
- формирование творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2022.docx | 25.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум», Петродворцового района, г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка открытого занятия
на тему:
«Работа над дикцией и артикуляцией на занятиях»
Автор: Назарова Елена Александровна
педагог дополнительного образования
декабрь 2022 год
Тема: «Работа над дикцией и артикуляцией»
Место в образовательной программе: соответствует 1 году обучения
Психологические условия на учебном занятии: утверждение атмосферы радости и доброжелательности.
Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.
Форма организации работы. Индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.
Оборудование и материалы.
- учебный кабинет
- фортепиано
- микрофоны, стойки под микрофоны
- ноутбук
-мультимедийная установка
Структура учебного занятия (этапы).
Организационный момент.
Вводная часть.
Приветствие. Введение в тему.
Основной этап.
Теория. Практика. Учебно-тренировочные упражнения. Физкульт - минутка.
Заключительный этап.
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Содержательные блоки учебного занятия.
1. Введение в тему: «Работа над дикцией и артикуляцией».
Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.
2. Основной этап:
- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой
- Артикуляционная гимнастика.
- Вокальные упражнения
- Работа с терминами
- Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных произведениях
3. Заключительный этап
- Подведение итогов
- Задача: вспомнить содержание учебного занятия, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.
Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания обучащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность обучащющихся.
Планируемый результат занятия
Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.
Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнять вокальные композиции.
Методы обучения.
Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический
(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, повторение и исполнение песен).
Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи:
Образовательные
- обучение правильному певческому дыханию
- обучение правильному произношению скороговорок
- обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию.
Развивающие
- развитие музыкальных и творческих способностей обучающегося
- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя
- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата
Воспитательные
- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей
- формирование творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.
- Организационный момент
П: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по вокалу.
Проверка готовности к занятию:
П: Сегодня вам предстоит петь песни, распеваться, вспомнить музыкальные термины, работать над дыханием и многое другое, а для того чтобы нам приступить к работе вам необходимо ответить на несколько вопросов.
- Мы готовы к работе на занятии?
- У нас хорошее настроение?
- Мы будем стараться? (краткая беседа с обучающимися об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).
- Вводная часть. Введение в тему.
(П – преподаватель, О – обучающиеся)
П: Ребята, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?
О: Предполагаемый ответ: голос – это наш инструмент. (слайд №2)
П: А чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?
О: Настроить его, разогреть голосовой аппарат, а значит – распеться.
П: Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Ребята, а как вы думаете, что является наиболее важным в пении?
О: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование.
П: Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?
О: Без чёткой дикции и слов.
- Основной этап. Сообщение темы, постановка цели.
П: Совершенно верно!
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.
Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией и артикуляцией.
Тема нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией и артикуляцией». (слайд №3)
Итак, начнем. Я предлагаю начать наше занятие с дыхательной гимнастики. Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. (слайд №4)
П: А от чего она зависит? (слайд №5)(органы артикуляции)
О: (Ответы детей)
П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?
О: (Ответы детей) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.
П: Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
(слайд №6) (строение артикуляционного аппарата)
Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.
Попробуйте (без участия губ или языка) произнести «Бык-тупогуп, тупогубенький бычок» (обучающиеся пробуют).
Видите, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?
П: Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно.
Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. (слайд №7)
Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива. Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:
Упражнения на артикуляцию (слайд №8)
На слайде подробная артикуляционная гимнастика, которую проводят дети по очереди.
П: А последнее упражнение проведу я сама. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.
Очень хороши для тренировки скороговорки.
П: Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем про темп и дикцию.
Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения. (слайд №9)
Водовоз вез воду
Из - под водопровода.
От топота копыт пыль по полю летит
Три сороки тараторки тараторили на горке
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
П: Для более активной работы нашего речевого аппарата мы сомкнем передние зубы, делая тем самым преграду для произношения слов, произносим скороговорку ещё раз. В данном случае все органы речевого аппарата начинают работать более активно.
П: Молодцы. У вас хорошо получилается, вы все справились с артикуляционной гимнастикой.
Теперь приступим к вокальным упражнениям.
П: Ребята, а как вы думаете, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись? Ведь мы с вами правильно подышали, сделали артикуляционную гимнастику, проговорили скороговорки и т.д.
О: Нельзя… мы должны разогреть наши связки…
П: Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть. Необходимо подготовить голосовой аппарат к правильному пению.
Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Вокальные упражнения.
1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»
2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.
3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).
П: Молодцы. После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над музыкальными произведениями и закрепим ранее изученный материал, а именно песни «Детство это я и ты», «Родина моя – Россия», «Кружится планета», «Россия, Русь» и «Мир на планете».
П: Ребята мы с вами уже изучили все вокальные, дикционные, артикуляционные моменты в этих песнях. Сегодня я хочу, чтобы вы сами проговорили все трудные места в песнях и поставили перед собой задачи, которые необходимо выполнить при пении музыкальных произведений.
О: Обучающиеся ставят перед выступлением задачи, для правильного воспроизведения певческого материала. Дети приглашаются группами к микрофонам для исполнения песен.
После исполнения необходимо провести анализ и самоанализ проделанной работы. Каждая группа оценивает выступление своих коллег.
- Заключительный этап
Подведение итогов
П: Подведём итоги нашего занятия. Ребята, как вы думаете, удалось ли вам справиться с заданиями на нашем занятии? Давайте вспомним тему нашего занятия и задачи, которые стояли перед нами.
О: (обучающиеся анализирует свою работу на занятии).
П: Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.
Что же такое дикция в целом? Что такое артикуляция?
Домашнее задание
1. Чтение скороговорок.
2. Выполнение упражнений на дыхание.
3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.
Спасибо за работу на занятии. До встречи на следующем занятии!
Методическое обеспечение.
Литература:
- Бархатова И. Б. « Постановка голоса эстрадного вокалиста». Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ. 2013 г.
- Уникальная система постановки дыхания и голоса. О.Ю. Ермолаев-Томин, ЗАО»Центрполиграф», Курск 2008г.
- Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.
- Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.
- Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг».Спб.1996 г.
- Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.
- Мне нравится (1)