Рабочая программа на 2022-2023 уч.год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Музыкальная радуга» (3-ой год обучения)
Данная рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Музыкальная радуга» , разработанной в 2020 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
004_muz.raduga-3_god-1-2_gr.-rabochaya_programma.docx | 86.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования, молодёжной политики, спорта и туризма
администрации Каменского муниципального района Воронежской области
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района Воронежской области
Рекомендовано решением Утверждаю
методического совета МКУДО "ЦРТДиЮ" Директор МКУДО "ЦРТДиЮ"
Протокол №___ от____.____.2022 __________Цымбал Д.А.
Приказ №____ от _____. _____ .2022 г.
Рабочая программа на 2022-2023 уч.год
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Музыкальная радуга»
Форма реализации программы - очная
Год обучения - третий
Номер группы-1-2
Возраст обучающихся - 7-15 лет
Составитель:
Касьянов Игорь Владимирович
педагог дополнительного образования
МКУДО "ЦРТДиЮ"
Ф.И.О. автора дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы: Касьянов Игорь Владимирович
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Касьянов Игорь Владимирович
Председатель методического совета: Мелашенко Людмила Васильевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Музыкальная радуга» , разработанной в 2020 году.
Направленность – Художественная.
Вид – Модифицированная.
Уровень дополнительной образовательной общеразвивающей программы – базовый
Цели и задачи программы
Цель. Формирование музыкальной культуры ребенка, воспитание устойчивого интереса и чувства любви к музыке.
Задачи.
Образовательные:
-формировать и развивать технику сценического мастерства.
-приобщить детей к концертной деятельности.
Развивающие:
-развить умение планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
-научить детей выкладывать самостоятельный творческий маршрут общения с вокальным искусством, участвовать в жизни микро- и макросоциума;
-развивать творческое самовыражение личности, самооценки и самоанализа собственных возможностей;
-формировать эстетический вкус и эстетический кругозор;
-формировать мотивацию познавательной деятельности в сфере искусства.
Воспитательные:
-воспитать интерес и любовь к национальной музыке, привить художественный вкус;
-воспитать умение реализовывать свои творческие возможности музыкально одаренным детям на основе коллективного и сольного вокального музицирования;
-расширить музыкальный кругозор обучающихся.
Особенности обучения в 2022-2023 учебном году по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы «Музыкальная радуга»:
Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальная радуга» дает возможность детям раскрывать свои вокальные возможности, направляет их на поиск своего собственного звука, стиля исполнения и предлагает им свободу выбора музыкального произведения из предложенного репертуара параллельно формируя вокальные навыки с исполнительским мастерством.
Данная программа, рассчитана не только для детей с музыкальными способностями, но и для детей, обладающих скромными вокальными данными.
Программа направлена на то, чтобы научить детей петь не столько в статичном положении, совершенствуя при этом свои вокальные навыки, сколько петь в движении, эмоционально, тем самым более полно раскрывая образ песни.
Приоритетом программы выступает и развитие профессионального голоса, и воспитание личности ребёнка, развитие его творческих и артистических способностей, уверенности в себе через раскрытие индивидуальности голоса и обучение эстрадному вокалу.
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации:
-Мониторинг исходного состояния учебных, базовых, ключевых и общих компетенций обучающихся 3 года обучения.
-Текущий мониторинг
-Промежуточная аттестация (уровень освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования и личностный рост) проводится в декабре и в мае первого года обучения
Предполагаемые результаты и способы их проверки
Диагностический инструментарий
Диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей детей.
Предлагаемые методические рекомендации диагностики вокальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Практические диагностические тесты:
- Диагностика чувства темпа и метроритма. Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант".
- Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки"
3. Диагностика чувства тембра. Тест - игра "Тембровые прятки".
4. Диагностика динамического чувства.
Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо"
5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тест "Музыкальная палитра"
Формы контроля.
- групповой;
- индивидуальный;
- фронтальный;
- аттестация обучающихся.
Приёмы контроля
-Педагогические наблюдения.
-Открытые занятия с последующим обсуждением.
-Итоговые занятия.
-Концертные выступления.
-Конкурсы, фестивали, смотры.
- Игровые задания.
-Тестирование
К концу 3-го года обучения обучающиеся
должны знать:
- основы музыкальной грамоты;
-основы певческих навыков;
-основы самоконтроля и самооценки
-что такое "Хореография" и её основные элементы
должны уметь:
-петь в ансамбле: держать темп, соразмерять силу звучания своего голоса с интенсивностью звучания других голосов;
-развить координации голосовых связок и слухового аппарата;
- чисто интонировать в исполнении мелодий;
-двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
-стремиться передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
-исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Особенности организации образовательной деятельности:
Количество учебных часов: 144 часа ( по 4 часа в неделю согласно расписанию)
Занятия проводятся:
3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа; (час академический)
Формы проведения занятий:
- общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
- групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
- по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
- индивидуальные (ведется работа с солистами);
- сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).
Типы планируемых занятий:
- - изучение нового материала;
- - формирование умений и навыков;
- -закрепления ранее приобретённых знаний умений и навыков;
- - практическая работа;
- - самостоятельная работа;
- - комбинированное занятие;
- - повторно-обобщающее занятие;
- - вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
- Каждое занятие строится по схеме:
- – дыхательная гимнастика;
- – речевые упражнения;
- – распевание;
- – работа над произведением;
- - концертная постановка номера;
- – анализ занятия;
- – задание на дом.
Календарно – тематический план на 2022-2023 учебный год, объединение «Музыкальная радуга»
3 год обучения 1-2 группа
3 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Введение. | 2 | 2 | - | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения. | 2 | 2 | - | |
II. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | 24 | 4 | 20 | |
2.1 | Сценическое движение и художественного образа песни. | 4 | 1 | 3 | |
2.2 | Виды, типы сценического движения | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Соотношение движения и пения. | 6 | 1 | 5 | |
2.4 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 12 | 1 | 11 | |
Ш. | Совершенствование вокальных навыков. | 34 | 2 | 32 | |
3.1 | Вокальные упражнения. | 28 | 1 | 27 | |
3.2 | Речевые игры и упражнения. | 6 | 1 | 5 | |
IV. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 34 | 8 | 26 | |
4.1 | Народная песня. | 10 | 2 | 8 | |
4.2 | Произведения композиторов - классиков. | 8 | 2 | 6 | |
4.3 | Произведения современных отечественных композиторов. | 8 | 2 | 6 | |
4.4 | Произведения западноевропейских композиторов-классиков, и современности. | 8 | 2 | 6 | |
V. | Элементы хореографии. | 8 | - | 8 | |
VI. | Актерское мастерство. | 16 | 2 | 14 | |
VII. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | 14 | 6 | 8 | |
7.1 | Основы теории музыки. | 8 | 4 | 4 | |
7.2 | Путь к успеху. | 4 | 2 | 2 | |
7.3 | Посещение концертов, мастер классов. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. | 2 | - | 2 | |
VIII. | Концертно-исполнительская деятельность. | 8 | 8 | ||
8.1 | Выступления, концерты. | 8 | 8 | ||
IX | Аттестация | 4 | 4 | ||
Итого: | 144 | 24 | 120 |
№ | Дата 1 группа | Дата 2 группа | Тема занятия | теория | практика | Форма занятия | Средства контроля |
Введение. Собеседование с обучающимися. Соблюдение техники безопасности. | 2 | - | Лекция- беседа | Наблюдение педагога | |||
Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. (24 часа) | |||||||
Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды. | 1 | 1 | Лекция- беседа. Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Специальные упражнения и этюды. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Понятие типы и виды сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения. Отработка сценических движений, жестов в разучиваемых песнях. | 1 | 1 | Лекция- беседа. Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений. Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. | 1 | 1 | Лекция- беседа. Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Повторение названий упражнений и действий их выполнения. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». | 1 | 1 | Лекция- беседа. Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». | 2 | Беседа-лекция. Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Совершенствование вокальных навыков. (34 часа: теория-2 часа, практика-32 часа) | |||||||
Разновидности вокальных упражнений и их значении в применении. Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | 1 | 1 | Беседа-лекция. Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Речевые игры и упражнения. Упражнения по принципу педагогической концепции Карла Орфа. Упражнения на чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. | 1 | 1 | Беседа-лекция. Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа над певческим репертуаром. (34 часа) | |||||||
Выразительные особенности народной песни. Способы звуковедения, звукоизвлечения. | 2 | - | Лекция-беседа. | Наблюдение педагога | |||
Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента, под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента, под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Промежуточная аттестация | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента, под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента, под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Произведения композиторов - классиков. Знакомство с композиторами – классиками, их произведениями. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. | |||||||
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Произведения современных композиторов. Знакомство с композиторами – классиками, их биографией, портретами, произведениями. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||
Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Произведения западноевропейских композиторов-классиков.Знакомство с западноевропейскими композиторами – классиками, их биографией, портретами, произведениями. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||
Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Элементы хореографии. (8 часов-практика) | |||||||
Разучивание движений для передачи образа песни, элементы хореографии, музыкально-теоретическая подготовка, теоретико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Разучивание движений для передачи образа песни, элементы хореографии, музыкально-теоретическая подготовка, теоретико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Разучивание движений для передачи образа песни, элементы хореографии, музыкально-теоретическая подготовка, теоретико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Разучивание движений для передачи образа песни, элементы хореографии, музыкально-теоретическая подготовка, теоретико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Актерское мастерство. (16 часов: теория-2 часа, практика-14 часов) | |||||||
Что такое актёрское мастерство и для чего оно необходимо вокалисту. Атрибутика внешнего вида: костюм, макияж, причёска. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Упражнения на развитие воображения, памяти, творческих способностей, устранение страха и зажима, развитие сценического движение и речи, приобретение уверенности в себе, открытости, умения не бояться публики. Специальные упражнения по актерскому мастерству: мимические, «пение в маску», по сценической пластике. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. (14 часов: теория-6 часов, пактика-8 часов) | |||||||
Основы теории музыки. Закрепляется пройденный материал и продолжается работа по изучению музыкальной грамоты, нотному письму. Дети изучают басовый ключ, ноты басового ключа. Изучают знаки альтерации, динамические оттенки. Изучают систему ручных знаков Г. Струве. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||
Основы теории музыки. Закрепляется пройденный материал и продолжается работа по изучению музыкальной грамоты, нотному письму. Дети изучают басовый ключ, ноты басового ключа. Изучают знаки альтерации, динамические оттенки. Изучают систему ручных знаков Г. Струве. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||
Основы теории музыки. Учатся их находить на фортепиано и записывать на нотном стане. Поют песенный репертуар с использованием ручной техники, учатся сольмизировать, петь по нотам. Продолжается ладово – интонационная работа: опевание устойчивых и неустойчивых звуков лада, пение мажорных и минорных гамм, простых двухголосных мелодий. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Основы теории музыки. Учатся их находить на фортепиано и записывать на нотном стане. Поют песенный репертуар с использованием ручной техники, учатся сольмизировать, петь по нотам. Продолжается ладово – интонационная работа: опевание устойчивых и неустойчивых звуков лада, пение мажорных и минорных гамм, простых двухголосных мелодий. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Обучающиеся продолжают знакомиться с видеозаписями с концертных выступлений лучших детских коллективов. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||
Перенимается опыт в концертной деятельности, в поездках на конкурсы. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Посещение концертов, мастер классов. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Продолжается обмен творческим опытом. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Концертно-исполнительская деятельность. (8 часов) | |||||||
Выступление на всех мероприятиях , участие в праздничных концертах, конкурсах различных уровней. Результат, по которому оценивают работу учащихся, концертные и конкурсные выступления имеют большое значение. Они активизируют работу, позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Выступление на всех мероприятиях , участие в праздничных концертах, конкурсах различных уровней. Результат, по которому оценивают работу учащихся, концертные и конкурсные выступления имеют большое значение. Они активизируют работу, позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Итоговая аттестация | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Выступление на всех мероприятиях , участие в праздничных концертах, конкурсах различных уровней. Результат, по которому оценивают работу учащихся, концертные и конкурсные выступления имеют большое значение. Они активизируют работу, позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Выступление на всех мероприятиях , участие в праздничных концертах, конкурсах различных уровней. Результат, по которому оценивают работу учащихся, концертные и конкурсные выступления имеют большое значение. Они активизируют работу, позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Итого: 144 часа | 24 | 120 |
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УМК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Музыкальная радуга». Программно-методический материал к общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Музыкальная радуга» представлен в виде учебно-методического комплекса: : методическая и учебная литература для педагога и обучающихся, аудиозаписи, видеотека, учебные пособия, методические разработки (разработки игр, бесед, творческих заданий, карточек, тестов).
Приемы и методы используемые на занятиях вального пения:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, показ образца исполнения, показ способов выполнения вокальных упражнений и др.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения;
– дают возможность развития слуха, формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу исполнения музыкальных произведений;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы требуется следующее:
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер, принтер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Список нормативных документов:
1.Концепция развития дополнительного образования детей- (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
2.Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. № Пр. – 827).
3.Методические рекомендации по проектированию ДООП, письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242.
4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196).
5.Постановление администрации Каменского муниципального района №63 от 15.02.2019 г. "Об утверждении положения о персонифицированном финансировании в системе дополнительного образования детей в Каменском муниципальном районе".
6. Постановление администрации Каменского муниципального района №83 от 06.03.2019 г. "Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области".
7.Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №349 "О внесении изменений в постановление администрации Каменского муниципального района от 06.03.2019 г. №83 "Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области.
8.Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №350 "Об утверждении нормативной стоимости дополнительных общеразвивающих программ на 1 обучающегося (по направлениям) в рамках программы персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей на территории Каменского муниципального района Воронежской области.
9.Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016).
10.Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказ.
11.Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 № 41).
12.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в- РФ» п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3ст 34.
Список литературы, используемой педагогом:
1.Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
2.Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
3.Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
4.«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
5.Далецкий О. Н. «О пении»
6.Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
7.Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
8.Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
9.Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
10.Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
11.Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
12.Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
13.Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
14.Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.
15.М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
16.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
17.Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
18.Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
19.Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
21.Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
22.Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
23.Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
24.Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
25.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
26.Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
27.Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
28.Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
29.Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
30.Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.
31.Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.
32.Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
33.Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
34.Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе Вып. 13 / Сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1978 – С. 28 – 37
35.Никольская-Береговская К. Особенности мутационного и постмутационного периодов // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 9 / Сост. Апраксина О.А. М.: Музыка, 1974 – С. 12 – 14
36.Овчиннникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990 – С. 135 – 138
37.Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников. // Работа с детским хором. М.: Музыка, 1990 – С. 138 – 142
38.Огородов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. // Из истории музыкального воспитания // Сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990 – 207 с
39.Орлова Н. О певческом рабочем диапазоне школьников. // Музыкальное воспитание в школе. Вып 10 / Сост. Апраксина О.А. М.: музыка, 1975 – С. 91 – 95
40.Попов В.С. О некоторых вопросах подготовки детских хоровых коллективов к исполнению современной музыки // Музыкальное воспитание в школе Вып. 6 / Сост. О.А. Апраксина, М.: Музыка, 1970 – С. 49 – 64
41.Пономарев А.С. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991 – С. 103 – 113
42.Струве Г.А. Школьный хор, М.: Просвещение, 1981 – 140 с
43.Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004г.
44.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.
45.Емельянов В. Фонопедические упражнения для голосового аппарата, профилактики и устранения расстройства певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков. Методическая разработка. – М., 1987.
46.Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос.
47.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.
48.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.
49.Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007.
50.Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007.
51.Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.
52.Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987.
53.Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-
М., «Классика», 2002.
54.Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.
55.Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
56.Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
57.Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
58.Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988.
59.Менабени. «Методика обучения сольному пению».
60.Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.
61.Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.
62.Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.
63.Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.
64.Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.
65.Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm
66.Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm
67.Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Матюрина Т.М. психология одаренности детей и подростков.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
68.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М., 1991.
4.Комарова А.В. психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников.-Мн.: Красико-принт, 2008.
69.Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
70.Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. Миллер А Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.:
71.Академический проект, 2001.
72.Мухина В. С. Детская психология. М.: Апрель-пресс, 2000. Одаренные дети. М., Прогресс, 1991.
73.Психология одаренности детей и подростков//Под ред. Н. С. Лей-теса, М., 1997.
74.Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М., 2001.
75.Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив — Ярославль: Академия развития, 2002.
76.Шадриков В. Д. Духовные способности. М., 1996.
77.Штернберг Р. Отточите свой интеллект. Минск: ООО Попури,1998.
78.Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.
2.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
3.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
4.Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
5.Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
6.Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.
7.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
8.Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
9.Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.
10.Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
11.Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.
12.Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/
13.Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
14.Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М., 1989.
15.Николаенко Н.Н. Психология творчества СПб.: Речь, 2005
Репертуарные сборники
1.«Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.
2.«Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.
3.«Детям нужен мир». М. 1982г.
4.«Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5.Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6.«За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
7.«Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8.«Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
9.«Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10.«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
11.Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12.Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13.Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14.Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
15.Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной /
сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16.Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
17.Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
18.Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19.Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Сов. композитор, 1986.–68
20.Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21.Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22.Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М.
23.Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
24.Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25.Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26.Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86
Современные нотные пособия.
1.«Жили – были Трали - Вали» М.Е.Полякова Челябинск «Урал LTD» 1997г.
2.«Песни для дошкольников и млад. школьников! Москва «Айрис Пресс» 2007г.
3.«Необычные песенки для дошкольного и младшего школьного возраста» С.В.Крупа-Шушарина Ростов - на -Дону «Феникс» 2006г.
4.«Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников» Н.Н.Алпарова В.А.Николаев Ростов – на – Дону «Феликс» 2009г.
5.«Мы играли в паповоз» Ярославль Академия развития «Холдинг» 2003г.
6.«Ладушки». Программа музыкального воспитания для дошк. мл. школьного возраста изд. «Композитор» Санкт-Петербург. 2012г.
7.«Зимушка-Зима» Песни, пьесы и танцы для дошк. мл .школ. изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2012г.
8.«Три мюзикла для детей» Муз. В.Бровко. изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2012г.
9. «Крошка Ру.» Мюзиклы для детей. Учебно- методическое пособие. Изд. «Композитор» Санкт –Петербург 2009г.
10.«Музыкальные праздники для дош . мл. шк.» Учебно –методическое пособие» И.А.Кутузова А.А.Кудрявцева изд. «Просвещение» Москва 2005г.
11.Миловская «Распевание на уроках пения» изд. «Музыка»1977г.
12.«На родимой стороне» популярные народные песни Ярославль2004г.
13.«Танцы ,игры, упр. для красивого движения» Ярославль 2004г.
14.« Музыкальная грамота в картинках» Г.П.Шалаева изд. «Эксмо» Москва 2006г.
15.«Лучшие попевки и песенки для муз. развития малышей» Е.В.Горбина Ярославль 2007г.
16.«Как у наших у ворот» И.Каплунова, И.Новоскольцова пособие для муз. руководителей изд. «Композитор» Санкт –Петербург 2003г.
17.«Развивающие музыкальные игры» И.Асамова М.Давыдова Москва 2007г.
18.«Эстрадное пение» Экспресс курс Москва 2006г.
19.«В лунном сиянье». Романсы изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2011г.
20.«Песни, игры, танцы, шутки для моей малютки» изд. «Современный композитор» 1990г
21.«Музыкальный букварь» Ветлугина изд. «Музыка» Москва 1986г.
22.«Забавное сольфеджио! Л. Абелян. Москва 1985г
Интернет - ресурсы:
http://notes.tarakanov.net – нотная библиотека Б. Тараканова;
http://notonly.ru – нотный архив;
http://propianino.ru/katalog-not - каталог нот;
http://www.notomania.ru – нотный архив;
http://www.melodyforever.ru – ноты современных песен для фортепиано;
http://sheets-piano.ru – нотный архив;
http://x-minus.org – сайт минусовых аранжировок песен;
http://vkmonline.com/minusovki - сайт минусовых аранжировок песен;
http://minusovki.mytracklist.com - сайт минусовых аранжировок песен;
http://mp3ostrov.me – сайт минусовых аранжировок песен;
http://tourkids.ru – информация о фестивалях детской эстрадной песни;
http://www.det-fond.ru – сайт о фестивалях детского творчества;
http://xn--80adimcr2bip.xn--p1ai – Фестивали РФ;
http://rus-festival.ru – фонд развития творчества детей и молодёжи «Улыбка»
http://kasiv.ru/ - сайт педагога дополнительного образования МКУДО "ЦРТДиЮ" Касьянова Игоря Владимировича