Развитие креативности у детей в процессе подготовки и проведения вокально-юмористического вечера «День кота!" (приёмы и методы)
В данной статье рассматриваются некоторые подходы в развитии креативности учащихся класса сольного пения на примере подготовки и участия в тематическом мероприятии "День кота!", который был организован и представлен 1 марта 2016 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnogo_myshleniya.docx | 18.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие креативности у детей в процессе подготовки и проведения вокально-юмористического вечера «День кота!» (приёмы и методы)
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Развитие эмоциональной сферы ребёнка играет решающую роль в становлении и гармонизации его личности, интеллекта, поведения и психики. Процесс музыкального познания может быть выражен в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Целью которых является пробудить в ребёнке творческую активность, стимулировать его воображение, будить фантазию, воспитывать музыкальный вкус и способность эстетического мировосприятия. Развитие креативных качеств личности также является неотъемлемой частью музыкального образования.
В данном случае мы рассмотрим некоторые подходы в развитии креативности учащихся класса сольного пения на примере подготовки и участия в тематическом мероприятии «День кота!», которое включает в себя:
- Участие в сочинении литературно-музыкального сценария, связанного с темой живой природы, любви к животным.
- Подготовку небольшого рассказа о своём домашнем любимце, наблюдений за его повадками и привычками, рекомендации по уходу. Как вариант – стихотворение собственного сочинения
- Организация выставки «Без кота и жизнь не та»
- Подготовка и исполнение тематических музыкальных произведений. Создание музыкально-драматического образа
- Постановка и исполнение отрывка оперы Ц. Кюи «Кот в сапогах»
- Участие в творческих конкурсах, выполнение творческих заданий
- Побывать в роли ведущего
- Привлечение родителей учащихся к организации и участию в мероприятии, создании дружеской непринуждённой атмосферы.
- Подведение итогов. Шуточные призы
Цель: организация образовательной среды, способствующей развитию креативности обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся сольным академическим пением.
Задачи:
Обучающие:
- поддерживать оригинальные решения в воплощении творческого замысла и выбора средств; - научить использовать в творческом процессе музыкальный и жизненный опыт;
Развивающие:
- развивать инициативу и самостоятельность творческого поиска при выполнении заданий; - развивать эмоциональность, музыкальность, воображение;
Воспитательные:
- способствовать формированию нравственных ориентиров обучающихся; - создать на вечере весёлую, непринуждённую, доброжелательную обстановку, способствующую включению творческой мысли, импровизации и фантазии участников; - вовлечение семьи ребёнка в творческое сотрудничество
Игровой метод. Игра в жизни ребёнка является наиболее естественным способом его развития и познания окружающего мира. В данном мероприятии игра определяет характер учебного процесса и специально подобранного для этой цели музыкально-игрового материала, который открывает возможность применения разнообразных форм организации творческой деятельности, обеспечивает более активную включенность участников в процесс, даёт возможность создания проблемных ситуаций, импровизации. Таким образом занятие превращается в творческое музицирование. Педагог также является частью игрового процесса: он может быть ведущим музыкально-игрового вечера либо помогать ведущему-ребёнку проводить конкурсы. В данном случае он выступает на равных с детьми как участник, координатор и соавтор. Успех его действий также зависит от умения и готовности в любой момент быть спонтанным в своих реакциях. В целом игра и чувство юмора создают атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. И это очень важно, потому что в таких условиях наиболее раскрываются творческие возможности детей.
Метод творческих заданий. В данном мероприятии представлен как в виде дидактических игр: объяснить значение пословиц и поговорок, завершить начало пословицы, придумать любимые кошачьи лакомства на каждую букву слова «КОРМ», вспомнить «крылатые выражения» любимых героев книг и мультфильмов; музыкальных заданий: конкурс «Угадай МЯлодию» и, собственно, творческих заданий: подготовка небольшого рассказа о своём домашнем любимце, сочинение стихотворения, художественный конкурс, самостоятельная разработка оригинального костюма для выступления, организация выставки «Без кота и жизнь не та». Выполнение сиюминутных творческих заданий способствует развитию активности, быстроты реакции обучающегося, развитию гибкости мышления, умению подключать свой жизненный и музыкальный опыт. За быстрый и правильный ответ на вопрос предусмотрено вознаграждение в виде импровизированного кошачьего корма (конфеты «морские камушки»), которые участники-киски складывают в свои миски. В конце вечера производится подсчёт и награждение победителей.
В таком синтетическом жанре как постановка отрывка из оперы Ц. Кюи «Кот в сапогах» можно использовать сразу несколько методов развития креативного мышления:
Метод художественного контекста. Изучение музыкального произведения во взаимосвязи с другими видами искусства: театр, живопись, литература, хореография объединённых общими признаками, составляющих единую художественную среду и требующих создания определённой атмосферы и соблюдения стилистических особенностей при воплощении. Причём отрывок из оперы можно рассматривать и с точки зрения стиля русской музыки 19 в. музыкального стиля композитора Ц. Кюи, так и сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»
Представление музыкально-драматургического образа. Исполнение оперного отрывка по ролям. К обычному исполнению вокального произведения добавляются дополнительные задачи, такие как: «вживание» в образ, сценическое движение и пластика, взаимодействие с партнёрами. Включение движения в исполнительский процесс чрезвычайно полезно для ребёнка, так как даёт возможность раскрепостить тело, устранить существующие «зажимы», выразить своё понимание музыки и эмоции через жестикуляцию. Движения эти должны быть естественными и исходить от самого исполнителя, являясь следствием «погружения» в образ того или иного персонажа. Поэтому очень важным является давать ребёнку свободу действий, учиться импровизировать.
Одним из необходимых условий развития креативного мышления у детей является способность находить и принимать собственные, порой нестандартные решения. Этому хорошо способствует применение Проблемного метода, например, в работе над образом. Ребёнок должен уметь объяснить мотивы поступков своего персонажа и постараться их выразить. Педагог очень мягко направляет ход его мысли, помогает сформулировать собственную точку зрения, поощряет оригинальные идеи. Также свою смекалку дети могут проявить в придумывании сценического костюма, поисков реквизита и декораций. На этом этапе в учебно-творческий процесс как правило подключаются и родители.
Способность генерировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач, самостоятельно думать, принимать решения - основные черты творческого поведения. Без них и не может быть творческой личности. Здесь очень важна внутренняя мотивация, внутренний побудительный мотив, познавательный интерес. Если ребёнку не интересно, его невозможно заставить быть активным и не о какой креативности не может идти речи.
Вокально-юмористический вечер «День кота!» был представлен в День кота 1 марта 2016 года в концертном зале Центра творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском». Дети с большим удовольствием подхватили идею такого нестандартного концерта и с энтузиазмом включились в подготовку и исполнение. По многочисленным просьбам большинства из родителей и ребят, обучающихся в классе сольного пения в следующем учебном году идея получила продолжение в подобном же тематическом концерте «Человек собаке друг»