«Работа над техникой в классе баяна»
Аннотация
В работе я раскрываю наиболее приемлемые способы решения технических проблем, которые встречаются на практике при работе с учениками
Материал может быть полезен для начинающих работу преподавателей и тем, у кого уже есть опыт работы для расширения кругозора.
Цель: раскрыть важность работы над техническими формулами при игре на баяне. Понятия взаимодействия развития совокупности игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой работы исполнителя.
Актуальность: эта методическая разработка будет актуальна всегда. Работа представляет совокупность знаний, умений и навыков баяниста, при помощи которых можно добиться нужного художественного, звукового результата.
Соотношение музыкальных и технических задач в работе баяниста можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе , затем в процессе технической работы к более высокому пониманию музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
участие вцй | 153.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2» г. Тайшет
Методическая разработка
«Работа над техникой в классе баяна»
Выполнила: преподаватель
МКУ ДО «ДМШ №2»
Швецова Н.П.
2022 г. Тайшет
Содержание
I. Аннотация……………………………………………………………………..3
II. Введение………………………………………………………………………4
III. Общие принципы воспитания техники игры на баяне…………………5
1.посадка, постановка рук - важное условие успешного обучения…………6
2. ведение меха……………………………………………………………………9
3. Технические формулы……………………………………………………….10
- упражнения;
-гаммы, арпеджио, аккорды;
-этюды.
IV. Заключение……………………………………………………………… …16
V. Список литературы………………………………………………………….17
VI. Приложение………………………………………………………… ……...18
Аннотация
В работе я раскрываю наиболее приемлемые способы решения технических проблем, которые встречаются на практике при работе с учениками
Материал может быть полезен для начинающих работу преподавателей и тем, у кого уже есть опыт работы для расширения кругозора.
Цель: раскрыть важность работы над техническими формулами при игре на баяне. Понятия взаимодействия развития совокупности игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой работы исполнителя.
Актуальность: эта методическая разработка будет актуальна всегда. Работа представляет совокупность знаний, умений и навыков баяниста, при помощи которых можно добиться нужного художественного, звукового результата.
Соотношение музыкальных и технических задач в работе баяниста можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе , затем в процессе технической работы к более высокому пониманию музыки.
II. Введение.
Когда говорят о технике исполнения на инструменте, то имеют ввиду ту сумму умений, навыков, при помощи которых исполнитель добивается нужного художественного звучания.
Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости исполнения. Необходимыми свойствами техники признаются обычно так же чистота и отчетливость исполнения. Однако, техника - понятие неизмеримо более широкое. Оно включает в себя все, чем должен обладать исполнитель, стремящийся к содержательному исполнению: умение играть очень громко и очень тихо, мягко и остро, добиваться звучания легко и глубоко и т.д.
Способностью быстро двигать пальцами природа одаряет иногда и очень мало музыкальных людей. Демонстрация скорости вне достижения художественной цели никогда не доставляет слушателям подлинного эстетического удовольствия.
Таким образом, если техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, то всякой работе над техникой должна предшествовать работа над пониманием этого содержания «Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как это сделать» - говорит Генрих Густавович Нейгау.
Почему одни исполнители обладают отличной техникой, другие не достигают таких высот? Где скрываются способности к приобретению техники? Что помогает или препятствует их развитию? Ответы на эти вопросы не просты и не односложны. Кто-то говорит, что нужны большие, сильные, эластичные руки, кто - то, что нужнее упорный, многолетний, ежедневный труд. Но скорее всего движущей силой развития техники является сочетание целого ряда способностей. Среди них на первом месте - художественные потребности исполнителя, его музыкальный талант. Подчиняясь ему, человек страстно стремится сыграть разучиваемую им пьесу, этюд, или гамму наилучшим, наисовременнейшим образом. Стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе. Стремление добиться результатов заставляет размышлять. Размышление рождает изобретательность в преодолении трудностей. Из вышесказанного можно сделать вывод: в работе необходимо проявлять настойчивость, не мириться с тем, что нечто не получается, искать способы, облегчающие преодоление тех или иных трудностей. Стремление к выразительному исполнению всегда остается главной пружиной технического продвижения.
Давно известно, что при игре на инструменте нужны «крепкие» пальцы. Активные, сильные пальцы являются основой для приобретения всего многообразие техники исполнителя.
Моя работа ориентирована на развитие техники у детей, обучающихся в музыкальной школе по 5 летней программе обучения в классе готово баяна.
Работа над развитием технических навыков начинается с 1 года обучения на простейших упражнениях, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении всех лет обучения. Помимо развития технических навыков упражнения, которые будут описаны ниже, заключают в себе основные направления и формы работы, связанные с организацией игрового аппарата, ориентированием на клавиатурах, координацией игровых движений, работу над извлечением звука, развитием внутреннего слуха, музыкальной памяти. Каждое упражнение несёт в себе определённые цели и задачи, между собой они взаимосвязаны, а работа идёт от простого, к сложному.
IIi. Общие принципы воспитания техники игры на баяне.
В музыкально- исполнительском искусстве имеются особые трудности в той части техники, которая относится к игровым движениям моторика.
Желательно, чтобы обучение начиналось с раннего детства. С этого же времени становится необходимой ежедневная тренировка. Каждому педагогу приходится сталкиваться с учениками самых разнообразных музыкально – творческих и технических способностей. Проблемы у учеников могут быть самыми разнообразными – Постановка рук, Слабое внимание, слабый слуховой контроль или непонимание музыкальной графики и т.д.. Независимо от трудностей исполнительской техникой необходимо заниматься с самого начала обучения. Не нужно надеяться , что техника появится сама собой, вместе с музыкальной зрелостью.
Техника – предельная точность и быстрота пальцевых движений. Это важное средство для передачи художественного образа произведения.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения и Этюды.
1. Посадка и постановка рук
Успешное техническое развитие учащегося – баяниста зависит не только от правильного руководства и обучения, но и от многих других факторов.
С первого дня обучения игре на баяне преподаватель должен следить за правильностью посадки учащегося.
Во время игры баянист садится на 2/3 стула. Правую ногу он ставит под прямым углом, левую несколько выдвигает вперёд. Расстояние между ступнями, почти параллельно, составляет 10 – 15 см.
Надев ремни на плечи, баян следует поставить так, чтобы его нижнее ребро и низ грифа упирались в бедро правой ноги играющего. Нижним ребром с тыльной стороны инструмент упирается в сгиб корпуса баяниста и стоит на его бёдрах. Правой частью груди баянист упирается в стенку инструмента, натягивая плечевые ремни. Левая часть груди находится на некотором расстоянии от инструмента, создавая для левой руки свободу движения мехом. Свой корпус баянист наклоняет немного вперёд.
Рабочий ремень левой руки подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры.. При разжиме и сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой рукой.
Вся посадка рассчитана на то, чтобы учащийся чувствовал себя как можно удобнее.
Успехи учащегося зависят так же от формы строения его рук. Однако не следует думать, что по внешней их форме можно определить технические возможности исполнителя. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Это подтверждается хотя бы тем, что одни исполнители могут играть после длительного перерыва, удовлетворяясь лишь небольшой разминкой пальцев перед игрой, другим же необходимо ежедневно, систематически упражняться.
Окончательно убедиться в правильности постановки инструмента я предлагаю при помощи упражнения на движение меха на «разжим» и «сжим» (при помощи нажатия пальцем левой руки на воздушный клапан). При этом правая рука ученика должна быть опущена вниз, а педагогу необходимо проконтролировать неподвижность правой части корпуса инструмента, его устойчивость, верную линию ведения меха. Упражнение необходимо выполнять на протяжении нескольких занятий.
Существует еще один подход к вопросу постановки инструмента. И, наверное, он самый важный. Каждый музыкант стремится к органическому контакту со своим инструментом, стремится к приобретению так называемого «чувства» инструмента. Ведь только при этом исполнитель может воплотить все свои творческие намерения, замысел композитора, создать художественный образ. Добиться выполнения этой сложной задачи на первых уроках невозможно, но ее решение является конечной цель любого музыканта и педагога.
- Вопросам постановки рук занимаются педагоги музыканты любой специальности с особым вниманием. Ошибки, допущенные, при постановке рук в дальнейшем могут привести к тому, что будет необходимо уделять много времени при работе над произведениями, к зажатости рук и даже к тяжёлым профессиональным заболеваниям рук.
Постановка рук? Что же это такое? Прежде всего, это естественные и целесообразные движения рук (пальцев, кисти, предплечья, плеча) в процессе игры на инструменте.
Начинать постановку правой руки необходимо с упражнений, позволяющих ощутить свободу пальцев, кисти, предплечья, плеча. Для этого поднимите руки вверх и, поочередно расслабляя каждую часть руки, опустите их вниз. Свободно опущенная вниз правая рука принимает естественное положение и переносится на клавиатуру.
В течение всего первоначального периода обучения педагог должен контролировать и корректировать правильное положение рук во время игры. Нельзя приступать к игре «зажатыми» руками. В произведениях нужно находить моменты для освобождения рук: «паузы», цезуры, штрихи, окончания фраз. Главная задача преподавателя не только рассказать и показать правильное положение рук, но и научить осознанно и осмысленно относиться к этой проблеме, и самостоятельно контролировать свои домашние занятия.
Закрепление правильного положения левой и правой руки на клавиатуре инструмента, выработка ощущения клавиатуры осуществляется с помощью специальных упражнений, особое значение имеет правильный подбор этих упражнений.
Приложение 1.(упражнения на столе)
Успехи учащегося зависят так же от формы строения его рук. Однако не следует думать, что по внешней их форме можно определить технические возможности исполнителя. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Некоторым исполнителям следует ежедневно и систематически упражняться, в то время как другие могут играть после длительного перерыва, удовлетворяясь лишь небольшой разминкой пальцев перед игрой.
2. Ведение меха
К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех является главной особенностью звукообразования на баяне . Начинать работу над правильным ведением меха необходимо на первых уроках и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.
На первоначальном этапе обучения главным является приобретение навыка ведения меха, то есть умения вести его плавно, ровно, постоянно, достаточно активно. Особое значение имеет линия ведения меха. Старайтесь раздвигать мех веером. Нельзя вести мех по прямой линии, описывать «восьмерку» или заводить мех «за себя».
Любое из таких неверных движений создает излишнее напряжение или сокращает амплитуду «разжима». Необходимо обратить особое внимание на момент смены направления движения меха. Нельзя производить смену меха на одном и том же звуке, так как длительность при этом прерывается и дробится, следует помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность. Учащийся должен осваивать смену движения меха и в связи с исполнением динамических оттенков. Необходимо соблюдать единую динамическую линию на «разжим» и «сжим».
Работа над мехом будет проходить на протяжении всего периода обучения и об этом можно говорить долго и подробно. Здесь я описываю те основные моменты на которые нужно обратить внимание на первоначальном этапе обучения.
Существенным моментом является осознание учащимся, того, что изменение динамического уровня при игре на баяне зависит от характера ведения меха, степени его натяжения
3. Технические формулы
Обучение начинается на баяне.
Упражнения, способствующие развитию технических навыков трудно разделить на определённые периоды обучения, так как выбор темпа прохождения материала соразмерно способностям конкретного учащегося. Но весь цикл упражнений можно условно поделить на три этапа:
I – начальный
II – средний
III – заключительный
- Начальный этап
Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:
- знакомство с элементами музыкальной грамоты;
- организация двигательного аппарата, формирование игровых, инструментальных навыков;
- воспитание самостоятельности, инициативности, самоконтроля в работе с инструментом.
- Знакомство с правой клавиатурой баяна.
-Проводят вторым пальцем правой (левой) руки по диагоналям и вертикалям клавиатуры баяна.
-Упражнение «Горка» или хроматическая гамма – помогает видению и ориентированию на клавиатурах баяна: сначала играют «Горку» одним пальцем правой руки, а затем тремя.
Приложение №2
- Смена позиции рук, развитие «слабых» пальцев (4 – 5), закрепление игры штрихом «легато», приём игры «подмена пальцев».
Упражнение «уменьшённые трезвучия» прямые и ломанные
Приложение№3
На среднем этапе продолжается работа, начатая на начальном этапе обучения, то есть приспособленность к инструменту, грамотное ведение меха, позиционная игра и т.д. Появляются и новые задачи:
- тщательная отработка начальных упражнений;
- игра мажорных гамм, знакомство с минорными гаммами;
- овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;
- введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных гамм;
- освоение аккордовой техники.
Помимо начальных упражнений, которые учащийся уже играет более осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.
Готовая клавиатура баяна.
- Упражнение «Вертушка» в одну октаву проигрываем гаммы (вверх – вниз) несколько раз отдельно каждой рукой постепенно ускоряя темп, а затем двумя руками. Чуть позже играют «Вертушку» в две и в три октавы.
Игра гамм с использованием штрихов.
- Сочетание легато и стаккато:
Сочетание нон легато и легато
Сочетание нон легато и стаккато
И наоборот
Добиваются плавного перехода с одного штриха на другой, например: начинаем играть гамму на легато, а заканчиваем штрихом стаккато. Сначала играем отдельно каждой рукой в одну октаву, а затем двумя в две и три октавы.
Приложение
Заключительный этап
Подразумевает закрепление полученных ранее навыков. Скорость исполнения, точность, уверенность, автоматичность, рациональность. Значительное увеличение диапазона исполняемых упражнений и гамм. Расширение технических возможностей (исполнение гамм терциями, секстами, октавами).
Для успешного технического развития на всех этапах обучения нужна и важна планомерная работа над гаммами и этюдами.
Детям очень часто не нравится работать над техническим материалом .Необходимо постараться, чтобы учащийся ощутил в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества-звучания.
Играть упражнения мы начинаем с самых первых уроков. Каждый урок начинается с разыгрывания
Маленькому ребенку можно объяснить, что пальчикам нужна зарядка.
Выполняя зарядку, пальчики станут сильными и ловкими и послушными.
Работу над упражнениями следует вести регулярно, тренировать пальцы в самых разных комбинациях. Для увеличения темпа и ясности игры постепенно добиваемся артикуляции.
Чаще всего я беру упражнения из нотного материала произведений, изучаемых в данный период. Берем вариации или неудобные фрагменты пьес.
Нужно, чтобы ученик видел результат от каждого упражнения Любой технический материал необходимо начинать играть в медленном темпе и динамически ровно, постепенно ускоряя темп , увеличивая динамику. При этом необходимо заботиться об артикуляции и ритмической ровности.
Гаммы
Систематическая работа над гаммами, арпеджио, аккордами является необходимым условием выработки основных игровых навыков и умений. Работа над техническими формулами способствует закреплению теоретических знаний на практике и развивает у учащихся чувство лада и метроритма. При исполнении гамм необходимо следить за ровностью и красотою звучания. Работать над инструктивным материалом нужно осознанно, добиваясь хорошего, а еще лучше отличного исполнения.
При работе над техникой необходим слуховой контроль, чтобы исполнение любого инструктивного материала не превратилось в механическое исполнение. Нужно сконцентрировать свое внимание на представлении конечного художественного результата.. Ритм, фразировка, нюансы должны соответствовать используемому материалу и в быстром и в медленном темпе. Исполнение гаммы разными штрихами помогает учащимся развить артикуляцию.
Изучение гамм начинаем с разбора каждой рукой отдельно. Гаммы следует исполнять различными штрихами:
- сочетание легато и стаккато и наоборот;
- сочетание нон легато и легато и наоборот.
Добиться плавного перехода от одного штриха на другой.
-игра гамм штрихами: 2 легато,2 стаккато и наоборот;
Воспитывая у учеников ритмическую независимость рук необходимо направлять его внимание на выработку слухового ощущения ритмической фигуры .Если ему это тяжело дается, нужно упражняться в выстукивании ритмических фигур..Затем можно перейти к проигрыванию гамм 1к 2,1 к 3, 1 к 4.
Арпеджио. Если учащийся хорошо усвоил аппликатуру и позицию пальцев, то он может исполнить любую гамму с одного ряда.
Техника аккордовой игры. Конструкция инструмента позволяет играть аккорды в параллельном движении, не изменяя положение пальцев, как на правой, так и на левой выборной клавиатуре. Самыми простыми и удобными для исполнения на баяне являются уменьшённые трезвучия и септаккорды, так как все звуки указанных аккордов извлекаются на одном из рядов клавиатуры. В качестве упражнения играем последовательности этих аккордов и септаккордов:
- сначала от нот расположенных на одном ряду;
- на двух рядах;
- на трёх рядах (по хроматической гамме)
Для усвоения мажорных и минорных трезвучий и аккордов можно освоить следующие последовательности :
- октава + средние звуки - мажорный аккорд;
-октава + средние звуки – минорный аккорд.
Приложение №4
Этюды
Работа над этюдами - это средство для овладения различными исполнительскими навыками игры на баяне, применение этих навыков пьесах для наиболее полного раскрытия музыкально-художественного образа.
Каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, обеспечивая его постоянный технический рост. Также ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда - не цель, а средство для достижения выразительности исполнения. Любой этюд, пусть небольшой и простой по тексту, должен содержать художественный смысл.
Выбор этюда обуславливается 2 задачами:
- освоение и развитие определенного вида техники;
-подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в произведении.
Каждый учащийся находит для себя удобные движения пальцев и т.д. То, что удобно одному, может не подходить другому. Необходимо при разборе обратить внимание на технические трудности и пути их преодоления.
Технические трудности тоже нуждаются во внимании, поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить технические трудности, определить пути их преодоления. Исключается бессмысленное проигрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком - необходимые условия для продуктивных занятий. Существуют различные способы технической тренировки: многократное его повторение, перемена штрихов, разные темпы.
IV.Заключение
Эмоциональное содержание пьесы главное, и учащийся, работая над тем или иным произведением, должен об этом помнить. Но не нужно забывать, что полноценная передача эмоционального содержания невозможна, если исполнитель не владеет теми техническими приемами, которые встречаются в данной пьесе.
Каждое новое произведение в какой- то мере ставит новые художественные и технические задачи .Для их решения нужно применить какие- то способы работы и выбрать из имеющихся средств именно те, которые необходимы в данном случае.
Художественное развитие невозможно без технического развитие техники – одна из целей процесса обучения. В результате работы над инструктивным материалом учащийся получает необходимые навыки и приемы игры на инструменте. В результате учащийся должен научиться сам способен контролировать свою посадку, постановку рук, может подобрать аппликатуру старшие классы. Владеет ровным движением меха.
Задача педагога мудро и терпеливо направлять учащегося, помогая ему развиваться как исполнителю и просто, как личности.
Список литературы:
1. Алексеев, И. Методика преподавания игры на баяне / И. Алексеев. – Киев, 1966.
2. Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста / П. Говорушко. – Л., 1971.
3. Говорушко, П. Основы игры на баяне / П. Говорушко. – Л., 1963
4.Чиняков А. Преодоление технических трудностей на баяне. – М.: «Музыка», 1982.
Приложение №1
1.Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе:
- «Шаги великана» - шагают ладошки;
- «Воробушки клюют» - пальчики по очереди стучат по столу, изображая птичек;
- « Пальчики шагают»- шагают два любых пальчика одной руки;
- « Кисточка»- для расслабления запястья;
- упражнение воздушным клапаном: «ветер», « сильный ветер», «слабый ветер»- сидя за инструментом, левая рука, нажав воздушный клапан, работает на разжим и сжим;
- Пальчики здороваются ( указательный , средний, безымянный и мизинец по очереди «здороваются с большим пальчиком.
Эти упражнения больше подходят для детей 6-7 лет.
Приложение №2 « Горка»
(хроматическая гамма)
Приложение №3 « Пять пальцев»
Приложение №4
аккорды