Эссе "Ленинградская симфония"
«Ленинградская симфония»
«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию».
Д. Д. Шостакович
Это произведение является седьмой симфонией композитора, всегда считавшего себя Ленинградцем, несмотря на то, что большую часть жизни он прожил за пределами нашего города, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Симфония была начата в Ленинграде в 1941 году, где были написаны две с половиной части, а закончена уже в эвакуации. Партитуру на самолете переправили в блокадный город, где исполнили 9 августа 1942 года: в день, когда Гитлер планировал устроить парад на Красной площади. Музыка воодушевила людей.
Первая часть симфонии наиболее богата по образам, и мне кажется, что вполне могла бы претендовать на статус самостоятельного произведения. Она начинается широкой, распевной мелодией, развивается, растет, наполняется все большей мощью.
Вспоминая процесс создания, композитор говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…». Все это воплощено в теме главной партии, которую роднит с русскими богатырскими темами размашистые интонации, свойственные музыке содружества петербургских композиторов 19 века «Могучая кучка». Побочная партия (2.06 минута) тоже песенная, она похожа на колыбельную, мелодия как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Я долго не могла понять, почему эта музыка, так точно описывающая вначале развернутость русской души, широту природы, названа именно «Ленинградской», несмотря на всю строгость, «холодность» нашего города. Не мог же Шостакович просто так посвятить симфонию любимому городу. Эта часть имеет название «Война», она описывает события, которые происходили на тот момент. Мне кажется, что вначале в главной партии композитор действительно показывает русского человека «во всей его красе», что свойственно музыке кучкистов. Это человек сильный духом, двигающий страну вперед, это советский человек. Но дальше, в побочной партии переходит к более конкретному образу, к описанию спокойного города, затихшего после войн и революций, уставшего быть столицей. Но война поднимает всех «на дыбы», и вот уже люди готовы сражаться за свой дом, за свою Родину. Музыка приходит в подчинение и меняется.
Вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия. Очень примитивная, как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» (6.16 минут) – картина вторжения разрушительной силы. Все это очень схоже с чувствами человека, живущего в то время в Ленинграде: была мирная, спокойная жизнь, и, несмотря на то, что в мире уже шла война, люди до последнего не верили, что она коснется их. Постепенно стало ясно: столкновения не избежать, но надежда, что «меня это не заденет», оставалась в душе каждого человека. Кольцо блокады еще не было сомкнуто, но композитор, находившийся в Ленинграде, уже чувствовал ту разрушительную силу, которой обладает война. Поначалу звучание «эпизода нашествия» кажется безобидным, но постепенно оно превращается в колоссальное чудовище – скрежещую машину уничтожения. Писатель А.Толстой назвал эту музыку «пляской крыс под дудку крысолова», и мне кажется, что не только сама музыка натолкнула его на это сравнение. Сами события создавали ощущение непонимания немцами того, что они делают - делают, слепо доверяя.
В тот момент, когда кажется, что железная машина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное: начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть «мотивом сопротивления» (15.16 минут). В музыке слышатся стоны, крики.
После мощной кульминации реприза звучит сумрачно, мрачно. Тема главной партии звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная протеста против зла. Мелодия побочной партии становится тоскливой и одинокой. Это больше не колыбельная песня, а скорее плач. Только в конце, в коде, главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла, но издали слышится дробь барабана – война еще продолжается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leningradskaya_simfoniya.docx | 15.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Ленинградская симфония»
«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию».
Д. Д. Шостакович
Это произведение является седьмой симфонией композитора, всегда считавшего себя Ленинградцем, несмотря на то, что большую часть жизни он прожил за пределами нашего города, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Симфония была начата в Ленинграде в 1941 году, где были написаны две с половиной части, а закончена уже в эвакуации. Партитуру на самолете переправили в блокадный город, где исполнили 9 августа 1942 года: в день, когда Гитлер планировал устроить парад на Красной площади. Музыка воодушевила людей.
Первая часть симфонии наиболее богата по образам, и мне кажется, что вполне могла бы претендовать на статус самостоятельного произведения. Она начинается широкой, распевной мелодией, развивается, растет, наполняется все большей мощью.
Вспоминая процесс создания, композитор говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…». Все это воплощено в теме главной партии, которую роднит с русскими богатырскими темами размашистые интонации, свойственные музыке содружества петербургских композиторов 19 века «Могучая кучка». Побочная партия (2.06 минута) тоже песенная, она похожа на колыбельную, мелодия как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Я долго не могла понять, почему эта музыка, так точно описывающая вначале развернутость русской души, широту природы, названа именно «Ленинградской», несмотря на всю строгость, «холодность» нашего города. Не мог же Шостакович просто так посвятить симфонию любимому городу. Эта часть имеет название «Война», она описывает события, которые происходили на тот момент. Мне кажется, что вначале в главной партии композитор действительно показывает русского человека «во всей его красе», что свойственно музыке кучкистов. Это человек сильный духом, двигающий страну вперед, это советский человек. Но дальше, в побочной партии переходит к более конкретному образу, к описанию спокойного города, затихшего после войн и революций, уставшего быть столицей. Но война поднимает всех «на дыбы», и вот уже люди готовы сражаться за свой дом, за свою Родину. Музыка приходит в подчинение и меняется.
Вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия. Очень примитивная, как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» (6.16 минут) – картина вторжения разрушительной силы. Все это очень схоже с чувствами человека, живущего в то время в Ленинграде: была мирная, спокойная жизнь, и, несмотря на то, что в мире уже шла война, люди до последнего не верили, что она коснется их. Постепенно стало ясно: столкновения не избежать, но надежда, что «меня это не заденет», оставалась в душе каждого человека. Кольцо блокады еще не было сомкнуто, но композитор, находившийся в Ленинграде, уже чувствовал ту разрушительную силу, которой обладает война. Поначалу звучание «эпизода нашествия» кажется безобидным, но постепенно оно превращается в колоссальное чудовище – скрежещую машину уничтожения. Писатель А.Толстой назвал эту музыку «пляской крыс под дудку крысолова», и мне кажется, что не только сама музыка натолкнула его на это сравнение. Сами события создавали ощущение непонимания немцами того, что они делают - делают, слепо доверяя.
В тот момент, когда кажется, что железная машина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное: начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть «мотивом сопротивления» (15.16 минут). В музыке слышатся стоны, крики.
После мощной кульминации реприза звучит сумрачно, мрачно. Тема главной партии звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная протеста против зла. Мелодия побочной партии становится тоскливой и одинокой. Это больше не колыбельная песня, а скорее плач. Только в конце, в коде, главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла, но издали слышится дробь барабана – война еще продолжается.
* Сона́тная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями.