методическая разработка открытого урока «Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении»

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx25.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Мантуровская детская школа искусств»

Методическая разработка открытого урока

        

Урок разработала преподаватель

Хоровых дисциплин

ОБОУ ДО «Мантуровская ДШИ»

Бобнева Дарья Сергеевна

2022

План-конспект открытого урока

«Работа над дикцией и артикуляцией

 в упражнениях и музыкальном произведении»

Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в упражнениях и музыкальном произведении.

Форма проведения: Коллективная

Год обучения: 1класс.

Предмет: Хоровой класс.

Форма проведения: коллективная

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.

Познакомить с понятиям дикция, артикуляция.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (рассказ, объяснение, диалог);

иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

Методические приёмы:

творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

побуждение к самоконтролю;

проговаривание текста песни «нараспев»;

поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

- фортепиано.

Ход  урока

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, ребята! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа  позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.

III. Практическая часть.

Распевание

1.1 Дыхательные упражнения.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс»Для правильного вдоха рекомендуются сравнения«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика («язычок»работа мышц губ).

Скороговорки«От топота копыт пыль по полю летит» — на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» — на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.

Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

1.3 Вокальные упражнения

Формирование высокой позиции звука, округлости гласной.

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

«Я пою, хорошо пою»

2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Островок детства»

Сл. и муз. Л. Зверькова

Педагог: Давайте вспомним песню «Островок детства», которую мы разучили на предыдущем занятии.

а) Беседа о настроении песни (радостная, веселая, солнечная).

б) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.

г) прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:

Цель – отработать правильное произношение текста.

д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания, а затем в темпе песни.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.

Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник.