ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hor_obshcherazvivayushchaya.docx | 57.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
« Мантуровская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
с.Мантурово
2019 год
Программу составил преподаватель: Харитонова Дарья Сергеевна
Принято: Заседанием педагогическогоСовета приказ№______________________ «_______»________________г | Утверждаю:Директор ОБОУ ДО«Мантуровская ДШИ»Ширина И.П.____________«_______»________________ г. |
.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список учебной и методической литературы
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года (№191-01-39/06-ГИ) и устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы. Образовательное учреждение (далее по тексту - Школа) вправе реализовывать дополнительную общеразвивающую программу в области искусств, при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, и направлена:
- на создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- на развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- на приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
- на подготовку наиболее одарённых детей к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы.
В ДМШ хоровое пение - одна из наиболее доступных форм музыкального
развития детей. Совместное исполнение разнообразных произведений
открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического
самовыражения учащихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет
место педагогически грамотное обучение.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.
В процессе изучения всего объема программы дети осваивают основы хорового
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор.
За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивают
и исполняют, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для
детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими
образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают
опыт сценического выступления.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки хорового исполнительства.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-
коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает
строить плавную и непрерывную речь. Ансамблевое пение представляет собой
действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей
с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для
детей всех возрастов хоровые занятия должны быть источником
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах,
соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение
становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю
его дальнейшую жизнь.
Срок реализации учебного предмета
Данная образовательная программа по хору рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возраст детей приступающих к освоению программы, от 6 до 17 лет включительно.
При реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | ||||||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | ||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Количество недель | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | ||
Аудиторные занятия | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 272 | |
Самостоятельная работа | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 272 | |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 544 |
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
• 1 - 4 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
• 1-4 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и
мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о вокально-хоровом исполнительстве, формирование
практических умений и исполнительских навыков, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
• создание условий для художественного образования,
эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
• формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями,
произведениями искусства;
• воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой
самодеятельности.
• приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и
навыков сольного пения, позволяющих исполнять музыкальные
произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
• приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных
средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
• воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого пения,
стремления к практическому использованию приобретенных
знаний, умений и навыков вокального мастерства.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки учащихся;
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение певческих навыков);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Хоровое пение»
обеспечивается:
• доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, звуковой аппаратуре, аудио и видеозаписям;
• учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не
менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино.
В образовательной организации должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Хоровое пение» рассчитана на 3-4 года.
В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип
систематического и последовательного обучения. Последовательность в
обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков
происходит постепенно: от освоения певческой установки, дыхания, нотной
грамоты до самостоятельного разбора и исполнения музыкального
произведения.
Содержание учебного предмета «Хоровое пение» соответствует
направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к
любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных
возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень
сложности программных требований.
Первый год обучения
Хор первого класса
Диапазон: «ре» 1 октавы - «до» 2 октавы
Цель – дисциплинированное участие в коллективном музицировании.
В задачи подготовительного периода обучения входит формирование
следующих умений и навыков:
- спокойно стоять и сидеть во время пения;
- реагировать на основные дирижерские жесты;
- одновременно начинать и заканчивать пение;
- слушать друг друга во время пения;
Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем
«дикционного распевания», упражнений для развития речи.
Примерные вокальные упражнения
1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;
2.Имитационные упражнения («крик» чаек, «страшная сказка», «скрип»
и т.д.).3. Дикционные упражнения
4. упражнение на плавное соединение звуков.
Все упражнения на занятиях в первом классе должны выполняться в
игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.
Примерный репертуар
Русские народные песни:
«Я посеяла ленку»,
« Посею лебеду на берегу»,
«Нелюдимо наше море»,
« Ох, я селезня любила»,
«Улица ты, улица»,
«Девчонка везла на возу»,
«У зари- то у зореньки»,
«В низенькой светелке»,
«Между двух белых березок»,
«Стонет сизый голубочек»,
«Ивушка»,
« По небу по синему»,
« То не ветер ветку клонит»,
«Я на камушке сижу»,
« В тереме свечки»,
«Со двора со дворика»,
«Ай, вополе липенька»,
«Калинка»,
«Ты, река ль моя»,
«Я посею ли млада-младенька»,
«У меня, младой»,
«Не брани меня, родная»,
Герчик «У волка день рожденья»
В.Калиников. «Тень – тень»
С. Соснин. П. Синявский «Перепляс»
Струве «Маленькая мама»
Чешская нар. Песня «Гусята»
Г. Эрнесакс «Паровоз»
Я.Дубравин «Поросята», «Буквы на снегу», «Капельки»
Е.Шаламонова «Веснянка», «Песня о бабушке»
В.Шестакова «Цветочная полечка»
Л.Титова «Песенка для мамы», «Весенний хоровод».
З.Роот «Волшебный цветок весны»
О.Суслова «Вновь приходят сказки».
Д.Кабалевский «Мельник, мальчик и осел»
Ю.Чичков «Песенка про жирафа»
М.Пинегин «Смешной человечек»
Г.Струве «Моя Россия»
М.Парцхаладзе «Колыбельная»
М.Еремеева «Ходит осень-несмеяна»
Детские песни из сб. К.Макаровой
Детские песни для малышей Я.Дубравина
Детские песни из сб. С.Баневича
В течение первого года обучения с хором необходимо разучить 8-10
произведений различной степени сложности, отвечающие возрастным
особенностям и музыкальным способностям учеников. На академический
концерт выносятся 3 произведения: 1 народное, 2 разнохарактерных.
Второй год обучения
Диапазон: «до» 1 октавы – «ре» («ми») 2 октавы.
Основные задачи:
- Фиксирование внимания детей на певческом дыхании
- выработка навыков пения на «опоре», цепном дыхании;
- выработка навыков пения без сопровождения;
- гибко откликаться на жест дирижера;
-выработка навыков пения по нотам;
В репертуар младшего хора вводятся более сложные произведения по
музыкальному языку, штрихам, с музыкальным сопровождением, имеющим
самостоятельное развитие. Большое значение на этом этапе приобретает
распевание. Вокальные распевки занимают значительное по важности место на
занятиях по хоровому пению. Выравнивание регистров, расширение диапазона ,
выявление тембров, укрепление дыхательной мускулатуры – лишь часть
вокально-хорового «арсенала», который отрабатывается на распеваниях.
Вокальные упражнения на втором году обучения строятся на материале гамм,
двухголосных канонов.
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при
пении. Навыки пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе
пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное
и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их
формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf,
mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова
согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение
динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение
задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора,
ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более
сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе. Навыки пения двухголосных упражнений и небольших
произведений с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без
сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного
текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей
исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление
двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Примерный репертуар
Русские народные песни:
«Я посеяла ленку»,
« Посею лебеду на берегу»,
«Нелюдимо наше море»,
«Ох, я селезня любила»,
«Улица ты, улица»,
« Девчонка везла на возу»,
«У зари- то у зореньки»,
«В низенькой светелке»,
«Между двух белых березок»,
« Стонет сизый голубочек»,
«Ивушка»,
«По небу по синему»,
«То не ветер ветку клонит»
А.Аренский «Комар»
А.Аренский «Расскажи, мотылек»
И.Бах «За рекою старый дом»
Л.Бетховен «Малиновка»
Брамс «Колыбельная»
И. Гайдн «Мы дружим с музыкой»
А.Гречанинов «Про теленочка»,
«Призыв весны»,
« Дон-дон»,
« Маки-маковочки»,
Е. Зарицкая «Где зимуют зяблики»
В. Калинников «Мишка»
Н. Казаков «Колыбельная»
Ц. Кюи «Майский день»
Н.Римский-Корсаков. Белка (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Русская нар. песня. «Как по морю»
«По ягоды»
«Цветики»
«Рыбка-окунечек»
В. Салихова «Пирен анне»
П.Чайковский. «Мой садик»
«Осень»
«Щукин», «Маленький кузнечик»
С.Соснин «Нотные бусинки», «Добрый еж»
Сборник детских песен К.Макаровой
Сборники детских песен Л.Марченко
Песни композитора Г.Струве
Песни А.Ермолова для детей младшего возраста
М.Парцхаладзе Песни для младшего школьного возраста
Я.Дубравин песни из сб. «Музыка в лесу»
Р.Паулс «Небо плачет», «Колыбельная»
Грузинская народная песня «Светлячок»
Французская народная песня «Пастушка»
Украинская народная песня «Здравствуй, Гаврыло»
В.Бойко «Песенка в лесу»
Л.Бетховен «Сурок»
И.Брамс «Колыбельная»
Г.Струве «Красавица Аленушка»
М.Еремеева «Где ты, лето, живешь?»
В.Алексеев «Родина»
А.Спадавеккиа «Добрый жук»
Р.Паулс «Кашалотик»
Р.Паулс «Сонная песенка»
Р.Паулс «Небо плачет»
Я.Дубравин «Спасибо вам, учителя», «Вальс», «Родная земля»
А.Кудряшев «Лето»
М.Глинка «Ходит ветер воет в поле» «Ты, соловушка, умолкни»
И.Дунаевский «Песенка о капитане»
Я.Хромушин «Что такое лужа» «Баю-баюшеньки-баю»
Г.Гладков «Песня водяного» «Песня принцессы»
П.Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»
В.Шаинский «Антошка»
А.Варламов «Горные вершины»
А.Бородин «Морская царевна»
Сборник детских песен С.Баневич.
Сборник детских песен Е.Крылатов
Сборник детских песен Л.Крупа-Шушариной
Сборник детских песен А.Чернышев
В течение второго года обучения с хором необходимо разучить 8-10
произведений различной степени сложности, отвечающие возрастным
особенностям и музыкальным способностям учеников. На академический
концерт выносятся 3 произведения: 1 двухголосное, 2 разнохарактерных одноголосных.
Учебно-тематический план 4 года обучения
Хор делится на три хоровые партии сопрано I , II, альт.
Диапазон: «си» малой октавы – «соль» второй октавы.
Задачи
- чистый и красивый унисон;
- точное интонирование;
- пение на ровном, наполненном дыхании;
- чистота строя в многоголосии;
- эмоциональная насыщенность хорового звучания;
- осмысленное прочтение текста;
Оптимальное звучание в старшем хоре:
- выявленные тембры хоровых партий;
- нефорсированное пение;
- «теплые», «льющиеся» голоса на вибрато;
- свободное владение певческим диапазоном;
- владение амплитудой динамических оттенков;
Пение a capрella, трехголосное пение расширяют рамки репертуара.
Акцентируется внимание на округлом певческом звуке, более гибком владении
навыком «цепного» дыхания.
В распевках активно используются 2-х и 3-х голосные упражнения,
вокализы, вокализации фрагментов произведений из хорового репертуара.
Четвертый год в хоровом классе - завершающая стадия обучения в ДШИ. В
конце года каждый хор представляет свою программу на отчетном концерте.
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание.
Закрепление навыков, полученных в предыдущих классах. Задержка
дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены
дыхания (стаккато). Работа над дыханием. Совершенствование навыков
«цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция.
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и
подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и
языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.
Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение
дикционной активности при нюансах P и PP.
Ансамбль и строй.
Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада
изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой
интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без
сопровождения.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного
текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей
исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление
двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Примерный репертуар
Л.Бетховен. Весенний призыв
Восхваление природы человеком
С.Баневич. Земля детей
А.Бородин. Улетай на крыльях ветра (хор из оперы «Князь Игорь»)
М.Глинка. Попутная песня (перел. В.Соколова)
Жаворонок
Славься (хор из оперы «Иван Сусанин»)
А.Гречанинов. Пчелка
Совушкина свадьба
А.Даргомыжский. Тише-тише (хор русалок из оперы «Русалка»)
В.Ипполитов-Иванов. Горные вершины
Ц.Кюи. Весна
А.Коровицын. Родина
Литовская нарю песня. Ой ты мой дубочек
Рахманинов Славься
Ночка
Сосна
Сирень
Римский-Корсаков. Хор птиц из оперы «Снегурочка»
Не ветер вея с высоты
Русские народные песни: Во лузях (обр. В.Попова)
Милый мой хоровод (обр. В.Попова)
Пойду ль, выйду ль я (обр. В.Соколова)
Как у нас во садочке (обр. В.Калинникова)
Скворцы прилетели (обр. В.Калистратова)
Г.Струве. Дороги вдаль зовут
Г.Струве. С. Есененин. С добрым утром
Тормис. Засуха
П.Чайковский. Весна
На море утушка купалася (хор девушек из оперы «Опричник»)
П.Чесноков. Несжатая полоса
Зеленый шум
Л.Марченко сб. «Детские песни о разном»
А.Ермолов Песни для детей 10-15 лет и старше
М.Парцхаладзе Песни для детей старшего школьного возраста
В третьем, четвертом классе учащиеся проходят 6-8 произведений – одно,
двух, и трёхголосные песни разной степени сложности, выполняющие ряд
разнообразных задач (звуковедение, штрихи, динамика, фразировка, чистота
интонирования и др.). На итоговой аттестации хор представляет 4 произведения
разных по жанру, стилю, степени сложности – на усмотрение педагога.
Обязательно одно классическое произведение, одно многоголосное.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо:
• наличие контингента обучающихся и профессиональных
специалистов в области хорового обучения детей;
• профессиональный концертмейстер;
• кабинет, оснащенный музыкальным инструментом
(фортепиано);
• музыкально – дидактический материал;
• нотная библиотека;
• фонотека;
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Хоровой
класс» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и
навыков:
• навыков исполнения музыкальных произведений (сольное
исполнение, ансамблевое исполнение);
• умений использовать выразительные средства для создания
художественного образа;
• умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
• знаний основ музыкальной грамоты;
• знаний основных средств выразительности, используемых в
музыкальном искусстве;
• знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
• навыков публичных выступлений;
• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Хоровой класс»
являются:
• текущий контроль успеваемости учащихся,
• промежуточная аттестация,
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством
освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на
поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на
ответственную организацию домашних занятий и может носить
стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
• качество выполнения домашних заданий;
• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
• темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в форме концертного
выступления. Отметка, полученная за концертное исполнение,
влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.
Основным критерием оценок учащихся, осваивающих общеразвивающую
программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная
выразительность, владение вокально-хоровыми навыками.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую
программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; владение необходимыми вокальными навыками, грамотное звуковедение, интонационная точность, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу |
4 («хорошо») | программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких интонационных, технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения |
3(«удовлетворительно») | программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено много интонационных неточностей, слабое владение вокальными навыками, характер произведения не выявлен |
2 («неудовлетворительно») | незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу |
Ожидаемый результат:
чистое интонирование, умение исполнять музыку разных жанров и направлений;
навыки несложной импровизации, владение вокально-техническими навыками;
знание основ физиологии речевого и дыхательного аппаратов, основы гигиены голоса;
умение работать на сцене в ансамбле.
Итогом обучения по программе является:
активное участие воспитанников в концертной деятельности, участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, в том числе российского и международного;
Учащийся должен знать:
- музыкальную грамоту;
- разнообразные стили в музыке;
- правила работы над техническими трудностями, встречающимися в произведениях;
-музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых произведениях.
Учащийся должен уметь:
- исполнять выученные вокализы, упражнения, музыкальные произведения;
- передавать характер музыки;
- самостоятельно читать с листа;
- транспонировать;
- анализировать музыкальные формы, изучаемых произведений;
- различать разнообразные стили;
- самостоятельно разбирать новые музыкальные произведения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета
позволяет: продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к
любительскому ансамблевому исполнительству.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и
личностные особенности ребенка позволяют следующие методы
дифференциации и индивидуализации:
• разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
• разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
• вариативность темпа освоения учебного материала;
• индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов дифференциации и
индивидуализации при объяснении материала является актуализация
полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового
материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством собственного исполнения изучаемого
произведения.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара. Предлагаемые репертуарные списки,
программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и
учебный материал различной степени трудности, являются примерными,
предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений
классической и современной музыки, опыт сольного и хорового пения. Исходя
из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в
исполнительской практике. Параллельно с формированием практических
умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы
гармонии.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха
и вокально-технических навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
При разработке рабочей программы использовалась следующая
литература:
Детский голос под ред.В. Шацкой . Москва, 1970
Развитие голоса. Координация и тренинг. В. Емельянов. Санкт-
Петербург, 1997
Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
Москва, 1992
Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва, 1996
Поет детская хоровая студия «Веснянка». (составитель Л. Дуганова, Л.
Алдаков. Москва, 2002)
Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для
инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ (составитель В. Попов.
Москва, 1988 )
Хоровой класс. Г. Струве. Москва.