Логоритмика как средство развития

Шерепенко Ольга Вячеславовна

Логоритмика как средство развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_kak_sredstvo_razvitiya.docx16.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и

двигательных способностей детей»

      Актуальность данной темы продиктована увеличением количества детей с различными нарушениями речи. С каждым годом оно растет по  ряду причин: недостаточное внимание со стороны родителей, замена живого общения с ребенком  гаджетами,  увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. На музыкальных занятиях у детей наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях, особо у детей  с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности.  В результате появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям, тормозит  творческие проявления детей.  Поэтому необходимо искать эффективные и интересные детям формы коррекции речи, развивать двигательные и музыкальные  способности.

Логопедическая ритмика – музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.

Современная модель логопедической ритмики

Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.

Коррекционные задачи логоритмики :

- преодоление основного речевого нарушения;

- развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- развитие, совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Средства логопедической ритмики – различные виды упражнений:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- игра на музыкальных инструментах;

- самостоятельная музыкальная деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.

Моторная недостаточность проявляется не только при выполнении артикуляторных движений, но и при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.    

Многочисленные исследования физиологов и психологов доказывают, что состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.

         Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.

      Ритмичность –  важное свойство любого живого организма. Любые  ритмические   движения  активизируют  деятельность мозга человека, а также  его речевую функцию.  Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки и стихов, сам, совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме.

Темпоритмические показатели движений у дошкольников далеки от четкого соответствия слышимой музыке, в то же время все дети успешно повторяют ее основной контур. Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых. Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации ритм соотносится со смыслом высказывания. Поэтому  с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием  речевых, музыкальных и двигательных способностей  детей в доступной для них  форме  ритмических  упражнений и игр.

Музыкальные средства коррекции.

Таким детям трудно чувствовать заданный ритм и передавать его в собственных движениях и пении (нарушения межполушарного взаимодействия), соответственно, задачей педагога является работа над темповыми характеристиками деятельности, развитием неречевого слуха, восприятием интонации, мелодики речи и музыкальных произведений.

Развитие чувства ритма – заключается в развитии умения воспринимать заданный ритм, чувствовать ритм исполняемой музыки, сопровождать музыку аккомпанементом, ритмично стуча или хлопая в ладоши. Средства для восприятия ритма: исполнение песен, опора на собственное движение; ходьба по залу под музыку разного характера, освоение пространства.

Развитие слухового внимания и восприятия – упражнения на различение контрастных тембров.

Отдельное внимание отводится игре на музыкальных инструментах – развитие моторных навыков, координации.

 Средства музыкальной выразительности (темп, ритм, высотное восприятие) используются мною для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Это очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития, так как они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают моторное беспокойство. Музыкально-двигательные  игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.

Период дошкольного детства является наиболее оптимальным для развития чувства ритма, поскольку в этом возрасте достаточно быстро вырабатываются и закрепляются навыки как общих, так и артикуляционных движений.  Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.

Среди  всех элементов логоритмики    в моей копилке особое место занимают   речевые игры и стихотворения с движениями, ритмизация стихов, речевое музицирование. Такие упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка , формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.