Конспект открытого урока по фортепиано с ученицей 2 класса Абдурахмановой Севинч "Работа над выразительным исполнением произведения Г.Бём "Менуэт Соль мажор"

Михина Марина Александровна

В материале представлен конспект открытого урока по фортепиано с ученицей 2 класса  Детской школы искусств, работа над выразителным исполнением и музыкальным образом в произведении Г.Бём " Менуэт Соль мажор". Поэтапная работа в ходе урока включает в себя работу над штрихами, фразировкой, стилистическими особенностями полифонического произведения, выразительным исполнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fortepiano.docx29.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по фортепиано с ученицей  2 класса Абдурахмановой Севинч

Тема урока: «Работа над выразительным исполнением  произведения Г.Бём « Менуэт Соль мажор»

Цель урока:

  • Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  • Сформировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения;
  • Использовать межпредметные связи для формирования системных знаний по музыке.

Развивающие:

  • Развить познавательный интерес к изучению классической музыки, расширить общий кругозор учащейся;
  • Развить техническую оснащённость.

Воспитательные:

  • Воспитать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  • Воспитать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным  произведением.

Вид урока: интегрированный.

Форма урока:  урок с элементами исследования.

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Реализуемые технологии:

  • Развивающего обучения
  • Творческая лаборатория
  • Художественно-эстетическая
  • Информационно-компьютерная
  • Здоровьесберегающая

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Стул
  • Подставка под ноги
  • Сборники нот
  • Иллюстрации и рисунки
  • Ноутбук
  • Таблица
  • Портреты композиторов

Ожидаемые  результаты:

  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно  владеет штрихами и динамическими оттенками.

План урока:

  1. Начало урока:

-организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

  1. Основной этап:

- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

- практическая часть: работа над произведением;

  1. Заключение:

- рефлексия;

- оценивание;

- домашнее задание

№ п/п

Этап урока

Примечания

1

Начало урока

Организационный момент:

- Здравствуй, Севинч. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

- Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки.

Приветствие.

Настрой на работу.

2

Основной этап

Теоретическая часть:

Педагог: сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. В какое время жил немецкий композитор и органист Георг Бём?

Ученица: не могу ответить.

Педагог: назови композиторов- современников Г.Бёма.

Ученица:  не знаю.

Педагог: Георг Бём (1661-1733гг.)- великий композитор эпохи барокко, он работал в одно время с такими выдающимися композиторами, как И.С.Бах, А.Корелли, Г.Пёрселл. Произведения, которые они писали, были созданы в своё время для предшественников современного фортепиано - инструментов с двумя мануалами: вёрджинел в Англии, клавикорд, клавесин. Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой, без каких-либо усилий исполнителя тембровый контраст между ними.  

Педагог: расскажи мне про танец менуэт,что ты знаешь?

Ученица: это трёхдольный танец, его танцевали  во время торжественных дворцовых праздников.

Педагог: да,всё правильно. Танцевали менуэт с большой торжественностью, это был модный аристократический танец, с поклонами и реверансами. Костюмы соответствовали стилю танца: у женщин- необъятно широкие, требовавшие плавных, размеренных движений кринолины, у мужчин – обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками – бантами у колен ( показ иллюстраций). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. В своих мелодических оборотах музыка менуэта отражала плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

Я просила тебя нарисовать рисунок к этой пьесе. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.

Ученица: показывает свой рисунок.

Педагог: очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Сейчас мы прослушаем Менуэт в записи и ты ответишь мне на вопрос с помощью каких средств музыкальной выразительности передан характер пьесы?

Ученица: это мы с Вами разбирали. Темп, штрихи легато и нонлегато, крещендо, диминуэндо, мелодия певучая.

Педагог: вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к нашему произведению и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании музыкального образа.  

        

Практическая часть:

 Педагог: а теперь сыграй нам своё произведение «Менуэт» Г. Бёма.

Ученица: исполняет произведение.

Педагог: спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай обратимся к нотам пьесы. Форма пьесы трёхчастная. Что ты можешь о ней сказать?

Ученица: первая и третья части более спокойные по динамике, чем вторая. В мелодии короткие мотивы, которые повторяются и изображают поклоны, реверансы в Менуэте. В старинной музыке очень много украшений.

Педагог: хорошо, для передачи музыкального стиля в старинной музыке очень важно  правильно исполнять все штрихи. Здесь нужно хорошо прочувствовать характер пьесы, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно и  поработать по фразам над выразительной фразировкой, не дробить мелодию по тактам, а объединять мелодию в длинные музыкальные предложения. В этом плане динамические оттенки опять приходят нам на помощь и служат средством музыкальной выразительности. При повторении мелодии  не играть одинаково, а делать контрасты, исполнять разными красками.

Ученица: исполняет отрывок пьесы.

Педагог: мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы, проанализируем интервалы и аккорды.

Ученица:играет аккорды.

Педагог: необходимо использовать взаимосвязь Т-S-Dдля лёгкого запоминания аккордов. Ты играешь достаточно хорошо, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру.

Ученица: выполняет упражнения.

Педагог: во второй части пьесы очень выразительная динамика, яркая кульминация в середине части, интересный интервальный состав. Попробуем сыграть вторую часть  более выразительно, сделаем кульминацию поярче, постепенное усиление звука- крещендо.

Ученица: исполняет вторую часть пьесы.

Педагог: хорошо, дома нужно обязательно учить пьесу по частям, работать над выразительной  фразировкой, искать новые тембральные краски. Это полифоническое произведение, поэтому нужно ещё хорошо слушать ровность голосоведения и звуковедения.

Ученица: пробует сыграть выразительно произведение от начала до конца.

Развитие познавательного интереса.

Закрепление знаний полученных ранее, развитие памяти.

Расширение кругозора, развитие познавательного интереса.

Проверка эмоционального восприятия произведения ученицей.

Проверка творческого домашнего задания.

Воспитание эстетического вкуса, умения слушать и слышать классическую музыку.

Формирование навыка самостоятельности в обучении.

Повторение ранее изученного материала.

Постановка цели для

изучения нового материала.

Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности.

Закрепление пройденного, межпредметная связь с сольфеджио.

Эмоциональное раскрытие образа для выявления общей кульминации произведения.

Развитие внутреннего слуха, поиск новых тембральных красок.

Первичная проверка усвоения нового материала

3

Заключение

Рефлексия:

Педагог:Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ученица: работали над выразительным исполнением Менуэта.

Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?

Ученица: Я узнала, что Менуэты писали такие композиторы, как И.С.Бах, А. Корелли, Г.Пёрселл. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать музыкальный образ. Теперь я смогу дома работать над выразительным исполнением.

Оценивание:

Педагог: Севинч, ты хорошо поработала дома и на уроке,  вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения (выставление оценки за урок).

Домашнее задание:

Педагог:

  1. Послушаешь « Менуэт Соль мажор» Г.Бёма в записи;
  2. Поработаешь над точным исполнительским приёмом нон легато, соединение двух нот на легато (поклоны);
  3. Поиграешь и поучишь аккорды разными способами;
  4. Поработаешь над выразительной фразировкой по частям;
  5. Послушаешь лучше ровность голосоведения.

 На следующем уроке нас также ждёт интересная работа.

Подведение итогов урока.

Закрепление знаний.

Формирование умения делать выводы, обобщения.

Постановка перспективных целей для дальнейшей работы.

Комментарии педагога к работе ученицы, обоснование оценки.

Постановка задач для отработки приемов, рассмотренных на уроке.