Конспект открытого урока по фортепиано с ученицей 2 класса Абдурахмановой Севинч "Работа над выразительным исполнением произведения Г.Бём "Менуэт Соль мажор"
В материале представлен конспект открытого урока по фортепиано с ученицей 2 класса Детской школы искусств, работа над выразителным исполнением и музыкальным образом в произведении Г.Бём " Менуэт Соль мажор". Поэтапная работа в ходе урока включает в себя работу над штрихами, фразировкой, стилистическими особенностями полифонического произведения, выразительным исполнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fortepiano.docx | 29.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по фортепиано с ученицей 2 класса Абдурахмановой Севинч
Тема урока: «Работа над выразительным исполнением произведения Г.Бём « Менуэт Соль мажор»
Цель урока:
- Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
- Сформировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения;
- Использовать межпредметные связи для формирования системных знаний по музыке.
Развивающие:
- Развить познавательный интерес к изучению классической музыки, расширить общий кругозор учащейся;
- Развить техническую оснащённость.
Воспитательные:
- Воспитать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- Воспитать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Реализуемые технологии:
- Развивающего обучения
- Творческая лаборатория
- Художественно-эстетическая
- Информационно-компьютерная
- Здоровьесберегающая
Оборудование:
- Фортепиано
- Стул
- Подставка под ноги
- Сборники нот
- Иллюстрации и рисунки
- Ноутбук
- Таблица
- Портреты композиторов
Ожидаемые результаты:
- Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- У неё сформирован музыкальный образ;
- Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
- Начало урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
- Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
- Заключение:
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание
№ п/п | Этап урока | Примечания |
1 | Начало урока Организационный момент: - Здравствуй, Севинч. Приготовь ноты, дневник, присаживайся. Сообщение темы и постановка задач: - Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки. | Приветствие. Настрой на работу. |
2 | Основной этап Теоретическая часть: Педагог: сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. В какое время жил немецкий композитор и органист Георг Бём? Ученица: не могу ответить. Педагог: назови композиторов- современников Г.Бёма. Ученица: не знаю. Педагог: Георг Бём (1661-1733гг.)- великий композитор эпохи барокко, он работал в одно время с такими выдающимися композиторами, как И.С.Бах, А.Корелли, Г.Пёрселл. Произведения, которые они писали, были созданы в своё время для предшественников современного фортепиано - инструментов с двумя мануалами: вёрджинел в Англии, клавикорд, клавесин. Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой, без каких-либо усилий исполнителя тембровый контраст между ними. Педагог: расскажи мне про танец менуэт,что ты знаешь? Ученица: это трёхдольный танец, его танцевали во время торжественных дворцовых праздников. Педагог: да,всё правильно. Танцевали менуэт с большой торжественностью, это был модный аристократический танец, с поклонами и реверансами. Костюмы соответствовали стилю танца: у женщин- необъятно широкие, требовавшие плавных, размеренных движений кринолины, у мужчин – обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками – бантами у колен ( показ иллюстраций). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. В своих мелодических оборотах музыка менуэта отражала плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов. Я просила тебя нарисовать рисунок к этой пьесе. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок. Ученица: показывает свой рисунок. Педагог: очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Сейчас мы прослушаем Менуэт в записи и ты ответишь мне на вопрос с помощью каких средств музыкальной выразительности передан характер пьесы? Ученица: это мы с Вами разбирали. Темп, штрихи легато и нонлегато, крещендо, диминуэндо, мелодия певучая. Педагог: вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к нашему произведению и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании музыкального образа.
Практическая часть: Педагог: а теперь сыграй нам своё произведение «Менуэт» Г. Бёма. Ученица: исполняет произведение. Педагог: спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай обратимся к нотам пьесы. Форма пьесы трёхчастная. Что ты можешь о ней сказать? Ученица: первая и третья части более спокойные по динамике, чем вторая. В мелодии короткие мотивы, которые повторяются и изображают поклоны, реверансы в Менуэте. В старинной музыке очень много украшений. Педагог: хорошо, для передачи музыкального стиля в старинной музыке очень важно правильно исполнять все штрихи. Здесь нужно хорошо прочувствовать характер пьесы, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно и поработать по фразам над выразительной фразировкой, не дробить мелодию по тактам, а объединять мелодию в длинные музыкальные предложения. В этом плане динамические оттенки опять приходят нам на помощь и служат средством музыкальной выразительности. При повторении мелодии не играть одинаково, а делать контрасты, исполнять разными красками. Ученица: исполняет отрывок пьесы. Педагог: мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы, проанализируем интервалы и аккорды. Ученица:играет аккорды. Педагог: необходимо использовать взаимосвязь Т-S-Dдля лёгкого запоминания аккордов. Ты играешь достаточно хорошо, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. Ученица: выполняет упражнения. Педагог: во второй части пьесы очень выразительная динамика, яркая кульминация в середине части, интересный интервальный состав. Попробуем сыграть вторую часть более выразительно, сделаем кульминацию поярче, постепенное усиление звука- крещендо. Ученица: исполняет вторую часть пьесы. Педагог: хорошо, дома нужно обязательно учить пьесу по частям, работать над выразительной фразировкой, искать новые тембральные краски. Это полифоническое произведение, поэтому нужно ещё хорошо слушать ровность голосоведения и звуковедения. Ученица: пробует сыграть выразительно произведение от начала до конца. | Развитие познавательного интереса. Закрепление знаний полученных ранее, развитие памяти. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса. Проверка эмоционального восприятия произведения ученицей. Проверка творческого домашнего задания. Воспитание эстетического вкуса, умения слушать и слышать классическую музыку. Формирование навыка самостоятельности в обучении. Повторение ранее изученного материала. Постановка цели для изучения нового материала. Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности. Закрепление пройденного, межпредметная связь с сольфеджио. Эмоциональное раскрытие образа для выявления общей кульминации произведения. Развитие внутреннего слуха, поиск новых тембральных красок. Первичная проверка усвоения нового материала |
3 | Заключение Рефлексия: Педагог:Чем мы занимались сегодня на уроке? Ученица: работали над выразительным исполнением Менуэта. Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась? Ученица: Я узнала, что Менуэты писали такие композиторы, как И.С.Бах, А. Корелли, Г.Пёрселл. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать музыкальный образ. Теперь я смогу дома работать над выразительным исполнением. Оценивание: Педагог: Севинч, ты хорошо поработала дома и на уроке, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения (выставление оценки за урок). Домашнее задание: Педагог:
На следующем уроке нас также ждёт интересная работа. | Подведение итогов урока. Закрепление знаний. Формирование умения делать выводы, обобщения. Постановка перспективных целей для дальнейшей работы. Комментарии педагога к работе ученицы, обоснование оценки. Постановка задач для отработки приемов, рассмотренных на уроке. |