Формирование правильной осанки и посадки учащихся за инструментом

Забирова Мунира Якубовна

Психологический комфорт ученика на уроке- это важное условие для сохранения здоровья ученика. Его поза должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._r._formirovanie_pravilnoy_osanki.docx18.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Старокулаткинская ДШИ»

Методическая разработка на тему:

«Формирование правильной осанки и посадки учащихся

за инструментом»

                                                                                       Разработчик

преподаватель фортепиано

                                                                  Забирова М. Я

Март 2022

         Психологический комфорт ученика на уроке- это важное условие для сохранения здоровья ученика. Его поза должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил. Ребенок приходит на уроки в детскую музыкальную школу после того, как провел полдня в общеобразовательной школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком».

        Необходимо помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. У малышей мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Ребенку следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.

       Правильная посадка за инструментом в здоровьесберегающих технологиях занимает важное место. Посадка ученика за инструментом требует особых условий. Высота клавиатуры не соответствует росту и длине рук учеников. Сидя, за инструментом, на обыкновенном стуле, ребёнок не может играть, так как локти его свисают ниже клавиатуры. Во избежание этого, сиденье стула должно быть поднято соответственно росту ребёнка настолько, чтобы локти его при игре находились не ниже уровня клавиатуры.

      Второе условие правильной посадки ребёнка за инструментом, наличие подставки для ног. Соблюдение этих условий обеспечивает ему устойчивую, удобную посадку, корпус важно держать прямо, но не напряженно.

      Следует давать ученику возможность расслабиться, когда преподаватель просто беседует с ним, и настраиваться на исполнение, когда начинается работа над произведением. Поэтому педагогам детской школы искусств следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы.

Первая часть комплекса упражнений направлена на формирование правильной осанки, которая подчас становится своего рода «зеркалом души» и отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его настроение и характер. На современном этапе развития образования очень большой процент детей имеет проблемы с осанкой, вследствие чего данный комплекс упражнений просто необходим. Он состоит из следующих упражнений:

  • Упражнение 1 имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Оно выполняется стоя или сидя.«Новая кукла» - стоять или сидеть как кукла на витрине (с напряженной спиной) – до двадцати секунд, затем полностью расслабиться (кукла сломалась) - от 5 до 10 секунд. Выполнять от трех до шести раз.

«Солдатик и медвежонок» - представить нового оловянного солдатика,

всегда стоящего прямо и ровно и мягкого, ленивого, толстенького

медвежонка.

  • Упражнение 2 для девочек «Балерина». Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
  • Упражнение 2 для мальчиков «Робот». Робот стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает расслабленными руками. Педагог проверяет – расслаблены ли руки.
  • Упражнение 3 «Шейка». Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.
  • Упражнение 4 «Паровозик». Спокойные, плавные вращательные движения в плечевых суставах, имитирующие колеса паровозика (руки согнуты в локтях, кисти зажаты в кулачки). Можно изображать большой и маленький паровозики, в соответствии с чем меняется амплитуда вращательных движений.

Эти четыре упражнения приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности, благодаря описанным упражнениям, дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.

Вторая часть комплекса упражнений дифференцирует работу крупных мышц. Упражнения активизируют работу мышц плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».

  • Упражнение 1 «Мельница». Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
  • Упражнение 2 «Шалтай-болтай». Ученику необходимо встать прямо; руки опустить свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Педагог дает задание начать покачивать руки, то навстречу друг другу, то, скрещивая и разводя их в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение. Педагог должен проверить степень расслабленности рук ребенка, подбросив их вверх. Руки, при этом должны свободно и быстро упасть. В рамках этого упражнения необходимо целенаправленно работать над полным расслаблением мышц рук, мягко раскачивая их, прося «отдать» их педагогу.
  • Упражнение 3 «Боксик». Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом, ни в коем случае, нельзя поднимать плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
  • Упражнение 4 «Дирижер». Ребенок «дирижирует» под музыку (в домашних условиях родителям можно включать записи любимых произведений ребенка). Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Это упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.
  • Упражнение 5 «Полет большой красивой птицы». Ученик свободно размахивает руками, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы (например, лебедя). Педагогу необходимо выделить слова: «нежной», чтобы движения рук были плавными; «большой» - большая амплитуда движений; «красивой» - чтобы добиться изящества в движениях.
  • Упражнение 6 «Стирка». Ученик представляет, что стирает какую-либо вещь. Постирал – надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле – звуки, как брызги: играешь свободными руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь, у тебя остаются. И их никто не услышит».