Конспект урока: "Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин»
Конспект урока музыки, 7 класс. Тема: «Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_susanin.docx | 23.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин»
Вид урока: Новая тема на основе повторения и обобщения полученных знаний.
Тип урока: Комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки)
Цель урока:
- Осознание роли музыкальных выразительных средств в создании музыкального образа
Задачи образовательные:
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа;
- умение сравнивать и анализировать музыкальные произведения;
- накопление слухового опыта, определенного круга интонаций.
Задачи развивающие:
- развитие ассоциативно-образного мышления;
- развитие творческих способностей;
Задачи воспитывающие:
- воспитание интереса к классической музыке;
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика на произведения классической музыки;
Методы:
- словесный
- обобщение
- наглядно-слуховой
- анализ
- стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций
Приёмы, способствующие активизации восприятия музыкального произведения:
- сравнение или контрастное сопоставление музыки;
- использование различных видов искусства;
- музыкально-познавательные задания;
Приёмы активизации восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приёмов:
- приём новизны
- приём персонификации
- приём соучастия
Виды деятельности обучающихся:
- слушание музыки
- сравнение
- обсуждение
Структура урока
Организационный момент – 1 минута
Постановка цели урока – 3 минуты
Актуализация - 10 минут
Практическая работа – 10 минут
Слушание музыки – 10 минут
Выводы – 3 минуты
Оценивание – 3 минуты
Музыкальный материал:
«Полонез» - М.И.Глинка
Ария Ивана Сусанина «Чуют правду»
Ход урока.
Ход урока.
(Слайд3)
Эпиграф урока
Чуют правду!
Смерть близка! Мне не страшна она...
Свой долг исполнил я...
Прими мой прах, мать – земля!
Какой человек мог бы произнести эти слова? (тот, кто находится перед смертью)
Почему смерть не страшна?
Сегодня мы поговорим о героизме и патриотизме русской души.
Кто является образом народного героя, который во имя царя погубил себя и войско половцев, заведя их в болота? (Иван Сусанин)
Актуализация.
Прежде чем говорить о произведении, давайте вспомним, что вы знаете о композиторе.
- В какой стране жил Глинка?
- В каком веке? В какую эпоху?
- Каким был характер композитора?
- Назовите современников М.И.Глинк? Почему современники его времен (Пушкин,) часто называли его "оригинальным поэтом", оригинальный в значении - природный, естественный.
- Какие образы преобладают в его произведениях, почему?
- К каким жанрам обращался композитор?
- Что такое «увертюра?
Основной этап урока.
Год 1584 – смерть И.Грозного, начало смутного времени. Пока Россия постоянно меняла царей, половци поставили на трон своего приемника. России угрожала опастность.
Отряд поляков нашли старосту села Домнино (Костромской р-он) Иван Сусанин, потребовали их вести к Макарьевскому Унженскому монастырю, где в это время находились Михаил Романов со своей матерью. Он понимает, что будущему царю грозит смерть. ИС знал царя с детства, любил, как нянька. У ИС семья, дочь, приёмный сын. Стоит перед выбором: защищать царя (нужен план) или семью. Завел поляков в болото, понимая, что погибнет. Сложное, серьезное решение.
Сначала поляки идут за ним ни о чём не подозревая, но потом начинают задавать ему какие-то вопросы, сомневаться. Поляки решают устроить ночлег в этом месте леса, разводят костры, а Иван Сусанин остаётся наедине со своими переживаниями.
Послушайте арию, в тетрадь запишите анализ произведения: характер, лад, тембр.
СЛУШАНИЕ: Ария "Чует правду"
Характер: мужественный,
Жанр - ария
Тембр – низкий, бас
Лад - минор
Как передан характер героя? (в духе русских нар. песен, подчеркивает народность героя)
Из какого села Сусанин?
Кого спасал И.Сусанин?
В Чём подвиг Сусанина?
Представьте себе как бы вы провели последнюю ночь своей жизни, понимая чётко что наутро вас ждёт не просто смерть А мученическую смерть??
Он понимает что поляки очень сильно рассердятся и растерзают его. Он вспоминает свой дом. Надеется на то что он его дети справятся без него. Самое главное что его утешает это то что он спасёт будущего царя. Он переживает огромное бурю эмоций и чувств но главное что он понимает то что он готов за царя отдать свою жизнь
Наутро говорит полякам правду, что никто не сможет выбраться из болот. Погибает с улыбкой, зная, что поляки не смогут осуществить план.
«Жизнь за царя» - великое произведение.
В 1836 на сцене Мариинского театра г.С-Перетбурга состоялась премьера 1й русской оперы. Собирался придти царь Николай 2, Глинка вынужден был переименовать оперу по рекомендации дирекции театра. Современник Глинки – А.С.Пушкин присутствовал на премьере
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
1836 г.
Последняя строка из стихотворения Пушкина - созвучье фамилии с глиной.
Князь даровал Глинке брильянтовый перстень за вклад в развитие Русской музыки, создание нового жанра!
ПОДВИГ. Представьте, наступает вечер, поляки идут. Дочь Ивана Сусанина чувствует что он попал в настоящую беду и никогда не вернется. Очень волнуется.
Это по-настоящему серьёзное решение В чём заключается подвиг? вот представьте себе поздний вечер, Сусанин заходит с поляками в чащу леса, в болота,
Эпилог в Москве – на крас.площадь. Народ празднует победу рус.народ
Сушание: «Хор славься» по славу защитников родины
Характер: торжественный,
Жанр - марш
Тембр –мужской хор
Лад - мажор
Драматургия оперы (тема драмы, главная идея)– конфликт 2х сил: русская напевность, польская танцевальная муз.
Отечествен.героико-трогичес.опера – жанр определил Глинка. Идея патриотизма.
Итог урока.
Закончим урока словами декабриста Рылеева:
«Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит».
Потеря главы государства – потеря единства страны.
Рефлексия:
Тест М.Глинка о. «Иван Сусанин» - ответы
1. В какой стране М.Глинка задумал написать о. «Иван Сусанин»:
а) Россия в) Италия
б) Америка г) Франция
2. Первое название оперы:
а) «Смерть за царя» в) «Жизнь за царя»
б) «Иван Сусанин» г) «Подвиг Сусанина»
3. Важная роль в опере отведена:
а) хору в) танцам
б) солистам г) балету
4. Где и в каком году состоялась премьера оперы:
а) Новгород, 1840г. в) Москва, 1830г.
б) Киев, 1842г. г) Петербург, 1836г.
5. Какой номер звучит в конце оперы:
а) ария Сусанина в) хор «Славься»
б) танец полонез г) ария Антониды
6. Сколько в опере танцев:
а) 4 в) 2
б) 3 г) 1
7. В каком селе происходит действие I акта оперы:
а) с. Шапкино в) с. Красовка
б) с. Домнино г) с. Власовка
8. Как зовут дочь И.Сусанина:
а) Нина в) Антонида
б) Людмила г) Светлана
9. Русский поэт, у которого есть поэма «Иван Сусанин»:
а) В.Жуковский в) А. Пушкин
б) М. Лермонтов г) К.Рылеев
10.
Польский торжественный трехдольный танец, который звучит в начале второго акта о. «Иван Сусанин»
а) полонез в) марш
б) краковяк г) вальс