Методическая разработка открытого урока на тему: «Приёмы вокально-хоровой работы в младшем хоре ДШИ».
Методическая работа:преподавателя хоровых дисциплин Буланцевой Екатерины Константиновны
"Приёмы вокально-хоровой работы в младшем хоре ДШИ"
В работе представлен открытый урок с учащимися 2 класса хорового отделения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств» г.Удачный
(МБУ ДО «ДШИ» г.Удачный)
Методическая разработка открытого урока
на тему:
«Приёмы вокально-хоровой работы
в младшем хоре ДШИ».
Методическая работа:
преподавателя хоровых дисциплин
Буланцевой Екатерины Константиновны
г. Удачный
2022 год
Структура работы:
1. Введение.
2. Сценарий открытого урока.
3. Заключение.
Хоровое пение – это творчество коллективное. Особенно эффективно развитие личности ребенка происходит в коллективе. Совместное музицирование помогает развитию творческого потенциала, воспитывает эстетический вкус. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к музыке. В хоре прививаются такие черты характера как организованность, собранность, опыт справляться со сложностями, работа в команде, доводить дело до конца.
Чтобы иметь возможность петь в хоре, надо учиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-хоровых навыков. Каждое искусство складывается из двух частей: технической и художественной. Без овладения технической частью вокального искусства невозможно добиться художественного исполнения. Техническая часть пения в хоре включает в себя:
- чистоту интонирования;
- цепное дыхание;
- слитность звучания голосов;
- единую манеру звукообразования и звуковедения;
- ансамбль;
- строй;
- высокую вокальную позицию;
- четкую артикуляцию и дикцию.
В воспитании вокалиста огромную роль играют специальные упражнения. Существует обширная музыкальная литература, предназначенная для развития высоких, средних и низких голосов. Эта литература используется во всех звеньях воспитания голоса. Но имеются и специальные упражнения для хора. Они применяются не только в целях совершенствования голоса, но и в связи с задачами воспитания многих важных хоровых навыков и умений. Таким образом, в хоре на упражнения ложится двойная нагрузка. Только сознательное и вместе с тем увлеченное исполнёние упражнений приведёт к достижению целей, на которые они рассчитаны. А цели эти действительно значимы и многообразны.
Аудитория: вокальный ансамбль 2-го класса ФГТ - «Хоровое отделение».
Дата проведения: 14 октября 2022 г.
Форма проведения урока: коллективная.
Тип урока: повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: формирование чистого унисона; закрепление навыка двухголосного пения в упражнениях; и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Оборудование: инструмент (фортепиано), стулья, ноты.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать работу над вокально - хоровыми навыками: певческим дыханием, интонацией, штрихами, динамикой, слитностью звучания голосов;
- вырабатывать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой партии;
2. Развивающие:
- продолжение развития эмоционально-образного мышления;
- развивать чувство ритма; музыкальный слух; певческий диапазон;
воспитывающая:
- создавать условия для развития эмоциональной сферы;
3. Воспитательные:
- воспитывать навык общения в группе детей;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, на содержание текста;
- воспитывать внимание, сценическую выдержку, умение собраться, ответственность за творческий результат;
- воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
Методы обучения:
- наглядно-образный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения);
- метод иллюстрации (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Сценарий открытого урока:
Первая часть урока (работа с распевками и вокальными упражнениями)
1.Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока:
- правильно выполнять упражнения на дыхание;
- совершенствовать навыки двухголосного пения в вокальных упражнениях.
- добиваться чистого интонирования в процессе разучивания песни «Муха-Цокотуха» (М. Красев);
- работа со штрихами и динамическими оттенками в произведении «Муха Цокотуха» (М.Красев) и в произведении «Почему сороконожки опоздали на урок» (М.Славкин)
- научиться использовать различные штрихи в работе с произведениями «Муха Цокотуха» (М.Красев) и «Почему сороконожки опоздали на урок» (М.Славкин)
3.Основной этап урока:
Приветствие:
Добрый день, ребята и уважаемые преподаватели!
Мы начинаем открытый урок с учащимися 2 класса хорового отделения Детской школы искусств.
Все упражнения дети выполняют сидя, с ровной спиной, ноги устойчиво стоят на полу.
Начинаем наш урок мы с гаммы до мажор в штрихах Legato и Staccato. Это упражнения, направлено на выработку спокойного и свободного певческого дыхания и вычищения интонации.
Упражнение 1:
Начинается упражнение с пения закрытым ртом заданного звука. Губы мягко сомкнуты, зубы при этом не сжимаются. Звук направляется к передним стенкам зубов. Интонируем одну ноту, затем опевание основных ступеней. Добиваемся унисона в хоре.
Упражнение 2:
Переход на пение слогов (Ма, мэ, ми, мо, му). Важно сохранить ту ровность звука, которая была достигнута при пении закрытым ртом.
Упражнение 3:
«Вибрант» - попевка исполняется на вибрации губ.
Выполняется в несколько шагов.
Первый шаг: мелодия попевки построена на движении вверх-вниз по звукам, на вибрант «р»;
Второй шаг: перевод вибрации губ в гласный «Ы» должен производиться без перерыва звучания, только за счет размыкания губ и легкого выдвижения челюсти вперед.
Третий шаг: отличаются от второго только соотношением времени звучания вибрации губ и гласного «Ы». Все остальные задания и контроль остаются теми же.
Четвертый шаг: выравнивание звучание гласного «Ы» в разных штрихах.
Упражнение 4:
«Ми я ми» - упражнение на исполнение интервалов (скачки на терцию и сексту). С элементами двухголосья
Упражнение 5:
«Я пою» - упражнение на развитие унисона, единой манеры исполнения звука, а так же на расширение диапазона. «Я пою» на одной ступене, далее переход на две, три, четыре и пять ступеней. В разных тональностях.
Упражнения 6:
Скороговорки:
«От топота копыт, пыль по полю летит»
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»
«Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели»
Упражнение 7:
Выстраиваем двухголосье: первая партия исполняет гамму до ноты МИ второй октавы, а вторая партия через ноту СИ малой октавы исполняет гамму до мажор. С элементами Legato и Staccato.
Упражнение 8:
Канон:
Утром рано над полями слышен звон,
Просыпайтесь люди,
Колокол всех будит.
Бим-бам-бом.
Работа над чистотой интонацией, высокой певческой позицией, унисоном, слитностью звучания голосов, цепным дыханием и ансамблем.
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» (М. Красев)
Мы находимся на этапе разучивания произведения.
Этапы работы:
- напомнить учащимся фразировке и мелодии стремление её к сильной доле;
- повторить отдельно каждую строчку со словами, избегая чрезмерной артикуляции;
- напомнить о характере песни и исполнить её весело и игриво, избегая пестроты звучания по тембру;
- разобрать характер звучания в каждой фразе, и отношение к звуку.
Исполнение песни «Муха-Цокотуха» (стоя) ярким и «полётным»
звуком.
-проговариваем текст первого куплета по фразам, «нараспев» и вместе с детьми расставляем смысловые акценты;
- поём мелодию с аккомпанементом - со словами;
- работаем над формированием чистого унисона и над фразировкой, над динамическим развитием, тем самым решаем вокально-технические и эмоционально-выразительные задачи одновременно.
-обращаем внимание характер двух разных частей в первом куплете;
-пропевание с аккомпанементом первого куплета и припева;
-аналогичное выполнение всех поставленных задач во втором куплете;
-исполнение двух куплетов с аккомпонементом.
«Почему сороконожки опоздали на урок?» (М.Славкин)
Это произведение очень нравится участникам нашего вокального ансамбля. Композитор строит это произведение, как театральное действо, происходящее в школьном классе. В произведении есть различные средства музыкальной выразительности. Есть диалоги между участниками ансамбля, яркое музыкальное сопровождение и красочная мелодия.
Этапы работы:
-добиваться чистого интонирования и «округлого» звукообразования, сглаживание гласных звуков;
-напомнить о дыхании перед началом пения, это позволит детям вступать одновременно;
- обратить внимание на окончание фраз, последний слог поётся тише и снимается «на дыхании» по руке дирижёра;
-работа над темами в средней части с разделением на партии;
- поговорить о характере каждой части;
- работа над выходом из речевого звучания в вокальное исполнение и наоборот;
- исполняя песню «Почему сороконожки опоздали на урок?», следить за неразрывностью вокальной линии, точно распределять певческое дыхание.
Подведение итогов урока.
В заключение урока - предлагаю учащимся сделать элементарный анализ своей работы и работы ансамбля на репетиции. Такой педагогический приём помогает ученикам проявлять художественную и интеллектуальную активность, а так же формирует у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своего мнения.
Выставление оценок.
Заключение.
Подготовка по хоровому пению в ДШИ ведется по специально разработанным программам и учебному плану. В процессе всех лет обучения учащиеся обучаются вокально-хоровым навыкам, познают смысл музыки в связи со словом, принимают участие в концертах и получают навык исполнительства.
Данная методическая разработка открытого урока обобщает личный опыт, и может быть полезна для начинающих хормейстеров и преподавателей детских школ искусств, музыкальных школ, для организации своих занятий по предмету «Хоровое пение».
Список используемой литературы.
- Гонтаренко Н.Б. «Секреты вокального мастерства», Ростов-на Дону, «Феникс», 2008 год;
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.- 7 изд., испр. — СПб.,: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. — 176 с.
- Стулова Г. П./ Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. — 176 с.
- Соколов, М., «Работа с хором», «Музыка», 1983 год;
- Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981;
- Рачина Б.С. Проблемы воспитания певческого звука у младших школьников (гл. из кн.: «Технологии и методика обучения в общеобразовательной школе», 2007 г.)// Сб. метод. статей «Вокально-хоровые технологии». Для рук.детск. и молодеж. Хор. Коллект. Вып.2/Авт.-сост. И.В.Роганова.: Композитор Санкт-Петербург, 2014. (Сер. «Современный хормейстер»).