Методическая разработка открытого урока на тему: «Приёмы вокально-хоровой работы в младшем хоре ДШИ».

Буланцева Екатерина Константиновна

Методическая работа:преподавателя хоровых дисциплин Буланцевой Екатерины Константиновны

 "Приёмы вокально-хоровой работы в младшем хоре ДШИ"

В работе представлен открытый урок с учащимися 2 класса хорового отделения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx26.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств» г.Удачный

(МБУ ДО «ДШИ» г.Удачный)

Методическая разработка открытого урока

на тему:

«Приёмы вокально-хоровой работы

в младшем хоре ДШИ».

Методическая работа:

преподавателя хоровых дисциплин

Буланцевой Екатерины Константиновны

г. Удачный

2022 год

Структура работы:

1. Введение.

2. Сценарий открытого урока.

3. Заключение.

Хоровое пение – это творчество коллективное. Особенно эффективно развитие личности ребенка происходит в коллективе. Совместное музицирование помогает развитию творческого потенциала, воспитывает эстетический вкус. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к музыке.  В хоре прививаются такие черты характера как организованность, собранность, опыт справляться со сложностями, работа в команде, доводить дело до конца.

Чтобы иметь возможность петь в хоре, надо учиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-хоровых навыков. Каждое искусство складывается из двух частей: технической и художественной. Без овладения технической частью вокального искусства невозможно добиться художественного исполнения. Техническая часть пения в хоре включает в себя:

  • чистоту интонирования;
  • цепное дыхание;
  • слитность звучания голосов;
  • единую манеру звукообразования и звуковедения;
  • ансамбль;
  • строй;
  • высокую вокальную позицию;
  • четкую артикуляцию и  дикцию.

В воспитании вокалиста огромную роль играют специальные упражнения. Существует обширная музыкальная литература, предназначенная для развития высоких, средних и низких голосов. Эта литература используется во всех звеньях воспитания голоса. Но имеются и специальные упражнения для хора. Они применяются не только в целях совершенствования голоса, но и в связи с задачами воспитания многих важных хоровых навыков и умений. Таким образом, в хоре на упражнения ложится двойная нагрузка. Только сознательное и вместе с тем увлеченное исполнёние упражнений приведёт к достижению целей, на которые они рассчитаны. А цели эти действительно значимы и многообразны.

Аудитория: вокальный ансамбль 2-го класса ФГТ - «Хоровое отделение».

Дата проведения: 14 октября 2022 г.

Форма проведения урока: коллективная.

Тип урока: повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: формирование чистого унисона; закрепление навыка двухголосного пения в упражнениях; и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.

Оборудование: инструмент (фортепиано), стулья, ноты.

Задачи:

1. Образовательные:

- продолжать работу над вокально - хоровыми навыками: певческим дыханием, интонацией, штрихами, динамикой, слитностью звучания голосов;

- вырабатывать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой партии;

2. Развивающие:

- продолжение развития эмоционально-образного мышления;

- развивать чувство ритма; музыкальный слух; певческий диапазон;

воспитывающая:

- создавать условия для развития эмоциональной сферы;

3. Воспитательные:

- воспитывать навык общения в группе детей;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, на содержание текста;

- воспитывать внимание, сценическую выдержку, умение собраться, ответственность за творческий результат;

- воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Методы обучения:

- наглядно-образный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения);

- метод иллюстрации (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Сценарий открытого урока:

Первая часть урока (работа с распевками и вокальными упражнениями)

1.Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока:

- правильно выполнять упражнения на дыхание;

- совершенствовать навыки двухголосного пения в вокальных упражнениях.

- добиваться чистого интонирования в процессе разучивания песни «Муха-Цокотуха» (М. Красев);

- работа со штрихами и динамическими оттенками в произведении «Муха Цокотуха» (М.Красев) и  в произведении «Почему сороконожки опоздали на урок» (М.Славкин)

- научиться использовать различные штрихи в работе с произведениями «Муха Цокотуха» (М.Красев) и «Почему сороконожки опоздали на урок» (М.Славкин)

3.Основной этап урока:

Приветствие:

Добрый день, ребята и уважаемые преподаватели!

Мы начинаем открытый урок с учащимися 2 класса хорового отделения Детской школы искусств.

Все упражнения дети выполняют сидя, с ровной спиной, ноги устойчиво стоят на полу.

Начинаем наш урок мы с гаммы до мажор в штрихах Legato и Staccato. Это упражнения, направлено на выработку спокойного и свободного певческого дыхания и вычищения интонации.

Упражнение 1:

Начинается упражнение с пения закрытым ртом заданного звука. Губы мягко сомкнуты, зубы при этом не сжимаются. Звук направляется к передним стенкам зубов. Интонируем одну ноту, затем опевание основных ступеней. Добиваемся унисона в хоре.

Упражнение 2:

Переход на пение слогов (Ма, мэ, ми, мо, му). Важно сохранить ту ровность звука, которая была достигнута при пении закрытым ртом.  

Упражнение 3:

 «Вибрант» - попевка исполняется на вибрации губ.

Выполняется в несколько шагов.

Первый шаг: мелодия попевки построена на движении вверх-вниз по звукам, на вибрант «р»;

Второй шаг: перевод вибрации губ в гласный «Ы» должен производиться без перерыва звучания, только за счет размыкания губ и легкого выдвижения челюсти вперед.

Третий шаг: отличаются от второго только соотношением времени звучания вибрации губ и гласного «Ы». Все остальные задания и контроль остаются теми же.

Четвертый шаг: выравнивание звучание гласного «Ы» в разных штрихах.

Упражнение 4:

«Ми я ми» - упражнение на исполнение интервалов (скачки на терцию и сексту). С элементами двухголосья

Упражнение 5:

«Я пою» - упражнение на развитие унисона, единой манеры исполнения звука, а так же на расширение диапазона. «Я пою» на одной ступене, далее переход на две, три, четыре и пять ступеней. В разных тональностях.

Упражнения 6:

Скороговорки:

«От топота копыт, пыль по полю летит»

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»

«Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели»

Упражнение 7:

Выстраиваем двухголосье: первая партия исполняет гамму до ноты МИ второй октавы, а вторая партия через ноту СИ малой октавы исполняет гамму до мажор. С элементами Legato и Staccato.

Упражнение 8:

Канон:

Утром рано над полями слышен звон,

 Просыпайтесь люди,

Колокол всех будит.

Бим-бам-бом.

Работа над чистотой интонацией, высокой певческой позицией, унисоном, слитностью звучания голосов, цепным дыханием и ансамблем.

Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

 Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» (М. Красев)

Мы находимся на этапе разучивания произведения.

Этапы работы:

- напомнить учащимся фразировке и мелодии стремление её к сильной доле;

- повторить отдельно каждую строчку со словами, избегая чрезмерной артикуляции;

- напомнить о характере песни и исполнить её весело и игриво, избегая пестроты звучания по тембру;

- разобрать характер звучания в каждой фразе, и отношение к звуку.

Исполнение песни «Муха-Цокотуха» (стоя) ярким и «полётным»

звуком.

-проговариваем текст первого куплета по фразам, «нараспев» и вместе с детьми расставляем смысловые акценты;

- поём мелодию с аккомпанементом - со словами;

- работаем над формированием чистого унисона и над фразировкой, над динамическим развитием, тем самым решаем вокально-технические и эмоционально-выразительные задачи одновременно.

-обращаем внимание характер двух разных частей в первом куплете;

-пропевание с аккомпанементом первого куплета и припева;

-аналогичное выполнение всех поставленных задач во втором куплете;

-исполнение двух куплетов с аккомпонементом.

«Почему сороконожки опоздали на урок?» (М.Славкин)

Это произведение очень нравится участникам нашего вокального ансамбля. Композитор строит это произведение, как театральное действо, происходящее в школьном классе. В произведении есть различные средства музыкальной выразительности. Есть диалоги между участниками ансамбля, яркое музыкальное сопровождение и красочная мелодия.

Этапы работы:

-добиваться чистого интонирования и «округлого» звукообразования, сглаживание гласных звуков;

-напомнить о дыхании перед началом пения, это позволит детям вступать одновременно;

- обратить внимание на окончание фраз, последний слог поётся тише и снимается «на дыхании» по руке дирижёра;

-работа над темами в средней части с разделением на партии;

- поговорить о характере каждой части;

- работа над выходом из речевого звучания в вокальное исполнение и наоборот;

- исполняя песню «Почему сороконожки опоздали на урок?», следить за неразрывностью вокальной линии, точно распределять певческое дыхание.

Подведение итогов урока.

В заключение урока - предлагаю учащимся сделать элементарный анализ своей работы и работы ансамбля на репетиции. Такой педагогический приём помогает ученикам проявлять художественную и интеллектуальную активность, а так же формирует у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своего мнения.

Выставление оценок.

Заключение.

Подготовка по хоровому пению в ДШИ ведется по специально разработанным программам и учебному плану. В процессе всех лет обучения учащиеся обучаются вокально-хоровым навыкам, познают смысл музыки в связи со словом, принимают участие в концертах и получают навык исполнительства.

Данная методическая разработка открытого урока обобщает личный опыт, и может быть полезна для начинающих хормейстеров и преподавателей детских школ искусств, музыкальных школ, для организации своих занятий по предмету «Хоровое пение».

Список используемой литературы.

  1. Гонтаренко Н.Б. «Секреты вокального мастерства», Ростов-на Дону, «Феникс», 2008 год;
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.- 7 изд., испр. — СПб.,: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. — 176 с.
  3. Стулова Г. П./ Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. — 176 с.
  4. Соколов, М., «Работа с хором», «Музыка», 1983 год;
  5. Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981;
  6. Рачина Б.С. Проблемы воспитания певческого звука у младших школьников (гл. из кн.: «Технологии и методика обучения в общеобразовательной школе», 2007 г.)// Сб. метод. статей «Вокально-хоровые технологии». Для рук.детск. и молодеж. Хор. Коллект. Вып.2/Авт.-сост. И.В.Роганова.: Композитор Санкт-Петербург, 2014. (Сер. «Современный хормейстер»).