Методический доклад "МОЛОДЁЖНЫЕ ТРЕНДЫ В ПЕСЕННОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. ДИАЛОГИ НА РАВНЫХ"
Последнее десятилетие-время тяжелейших испытаний для всех граждан ЛНР, особенно для молодёжи.
Не смотря на все трудности и ужасы войны, молодежь всё же имеет интерес к русскому песенному фольклору.
Локальные молодёжные сообщества с интересом откликаются на разные предложения в сфере русской традиционной культуры, особенно студенты отделения культуры колледжа и участники вокальной группы НАПТ «Луганские узоры».
Как известно, песенный фольклор, всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. Особенно сейчас, когда ЛНР вошла в состав Российской Федерации. Русское народное пение, в частности, имеет многовековые традиции и содержит в себе огромный патриотичный и нравственный потенциал.
В ответах на животрепещущие вопросы молодёжи можно открыто заявлять о жизнестойкости родной традиции, о диалогах на равных, об актуальности фольклора и непреложной потребности к его приобщению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.doklad_molodyozhnye_trendy_v_pesennom_narodnom_tvorchestve._dialogi_na_ravnyh.docx | 30.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УДК
Т.А.Хохлова
Молодёжные тренды в песенном народном творчестве. Диалоги на равных.
Перемены, которые произошли в наши непростые времена, дают возможность снова и снова обратиться к своим корням, глубокому и красивому наследию русской народной культуры, дают мировоззренческую опору, национальную идею, являются источником мудрости и силы. Перемены объединяют музыкальное сообщество темой наследия и традиции.
Можно поразмышлять о том, что на сегодняшний день представляет из себя культурное наследие нашей страны, что сейчас является традицией. Учитывая российское культурное многообразие, вполне естественна разница мнений и подходов к пониманию этой темы.
Сейчас в арт-мире мы наблюдаем тенденцию к работе с наследием и традицией так или иначе как к работе с древностью и архаичностью в привычном понимании. Так ли мы далеки от укоренившегося понятия «народного искусства»? Что будет «народным» для будущих поколений? Интересно наблюдать за движением и подвижностью культуры.
Что ждёт народное творчество через десятки лет? Планирование пути развития фольклора в современной среде. Среди экспертов в этой области можно увидеть и молодых фольклористов, этномузыкологов, которые совсем недавно окончили свой ВУЗ и продолжают жить и работать в этой сфере.
Какие молодёжные тренды самые востребованные? На эти и другие вопросы мы сегодня ответим.
Зачем современному человеку фольклор?
В русской народной песне есть внутренняя свобода, то чего сейчас не хватает многим молодым людям, которые по разным причинам не ощущают себя, своё личное «Я», своё музыкальное «Я». Исполнение народной песни или пляски это беспрерывный поток общего делания, это связка, это сила, это общая внутренняя пульсация, дыхание и сердцебиение одно на всех участников и в какой-то момент ощущение катарсиса или свободного падения.
Фольклор и современность могут существовать вместе, не противореча друг другу, а лишь органично дополняя. Знание своей культуры это не обязанность молодёжи, а её потребность!
Что мы имеем в виду, когда говорим «фольклор»?
Фольклор - это многовековая культура, которая передавалась из поколения в поколение, оттачивалась и преобразовывалась, сохраняя самые лучшие свои образцы. Эта культура в полной мере отражала всё многообразие русского народа, отличалась она не только от региона к региону, но и от деревни к деревне.
Рассмотрим традиционную культуру как модель мировой гармонии.
И в нашей науке, и в обществе фольклор воспринимается преимущественно как некое собрание произведений народного искусства, как сумма продуктов творческой деятельности народа. В отечественной науке не так уж много найдется работ, в которых народное искусство представало бы, исследовалось бы как образ жизни, как жизненно-культурная целостность. Именно не комплекс, а целостность.
Комплекс - это сумма песен, игр, хореографических форм, костюмов, предметов быта....Целостность - это погружение на более глубокий уровень постижения, где исследователь добирается до глубинных, порождающих слоев какого-либо явления, до его мировоззренческих, смысловых корней. Тогда это явление предстает как живое, в полноте своих жизненных связей .
Красота продуктов народной культуры бесспорна: она лежит на поверхности и привлекает в первую очередь. Но то, что делает их традиционными, - невидимо, оно лежит в глубине, на уровне образа жизни и личностных, мировоззренческих установок. Наиболее важно то, каким образом все эти и многие другие элементы, слои фольклорной традиции складываются в чрезвычайно согласованную, соразмерную, гармоничную систему традиционной культуры, традиционного образа жизни. Систему, где человек - общество - культура - природа - космос находятся в ладу, в гармонии друг с другом. Именно гармонизирующие функции традиционной культуры, направленные на поддержание стабильности, устойчивости традиционного мира, - это самое главное, чем располагает традиционная культура как целостность.
В традиционной культуре сформированы механизмы социокультурной гармонизации, механизмы, которые обеспечивают равновесное существование, гармонию казалось бы противоречивых, противоположных тенденций: нового и старого (традиционности и обновления), своего и чужого, замкнутости и открытости, личного и общественного, природного и культурного.
Системные качества традиционной культуры как целостности пока еще не вполне изучены, однако они отнюдь не абстракция. Их нельзя потрогать, но они реально существуют. И они могут быть сохранены, смоделированы в таких слоях деятельности фольклорных объединений, как:
- система ценностей, идеология;
- духовные, мировоззренческие основы;
- нравственные, этические нормы;
- нормы поведения и межличностных взаимоотношений;
- системы жизненных запретов и ограничений.
Особенно важны такие аспекты, как система нравственных норм, народная этика.
И другой аспект, тоже очень важный: роль в жизни традиционного общества системы запретов и ограничений, в том числе системы общественного одобрения-неодобрения. Эта система существует в традиционных культурах всех народов. Она очень важна с точки зрения того, каким образом поддерживается, регулируется сбалансированность, равновесность, гармоничность традиционной жизненно-культурной системы. Запреты и ограничения- это внешнее, видимое проявление того, каким образом структурируется мир традиционного человека, как устраивается жизненный порядок и как поддерживается устойчивость этого мира. На этом уровне особенно видны конституциональные различия традиционной культуры и современной технократической цивилизации.
Опираясь на законы традиционной культуры, не имеет ли смысла хотя бы нам, которые считают себя хранителями традиций, попытаться вернуться к концепции «ограничительной» культуры, культуры границ и разумной самодостаточности?
Таким образом, традиционная культура, в каких бы национальных формах она ни выступала, является особым типом культурного устройства, принципиально отличным от того, который завоевал господство в современном нам мире, - технократической, урбанистической, «прогрессной» (то есть опирающейся на идею прогресса) цивилизации.
Какова же судьба традиционной культуры в современном мире? Не осколок ли это уходящего прошлого? Не пытаемся ли мы повернуть колесо истории вспять, сохраняя казалось бы отжившие ценности?
Сегодня традиционная культура находится под угрозой уничтожения, как и все человечество в целом. Нет такого уголка на Земле, который не затронули бы глобальные разрушительные процессы. Природные катаклизмы, техногенные катастрофы, терроризм, экологический, демографический кризисы, кризисы духовности, морали, культуры, искусства - все эти угрожающие тенденции свидетельствуют о глубочайшем кризисе современной цивилизации. Наука, исследующая глобальные процессы в современном мире, - глобалистика - дает самые мрачные прогнозы по поводу будущего этой цивилизации и говорит не только о наращивании внутри ее деструктивного потенциала агрессии и разрушения, но и о необходимости сознательного построения некоей альтернативной модели. Раздаются пока еще немногочисленные голоса, что ею могла бы стать традиционная культура как тип цивилизационного устройства. Современные поиски способов достижения «устойчивого стиля» общественного развития все чаще приводят к изучению законов традиционного общества.
Современные поиски способов достижения «устойчивого стиля» общественного развития все чаще приводят к изучению законов традиционного общества.
Естественным путем традиционная культура вряд ли сможет выжить в современном мире. Только сознательная, целенаправленная деятельность может принести плоды. Мы, своими силами, подражая традиционной культуре, по ее законам строим в сегодняшнем мире островки жизни, где человек может оставаться человеком.
Традиционная культура – это наше наследие, мудрость предков, рабочие практики для современного мира. В своей сокровищнице мы имеем не исчисленное количество предметов материальной и нематериальной культуры и бесценные образцы человеческого мастерства.
Культура, «носители» которой, о ней практически ничего не знают…
Да, следует это признать как факт, что современные молодые люди не знают ничего или совсем мало знают. Это та проблема, с которой сталкиваются как взрослые, так и молодые фольклористы и этномузыкологи.
Почему фольклор?
Вековая уникальность и отточенность характеризуют фольклор и традиционную культуру. Внутри фольклора очень много практик, которые работают сегодня и действительно применяются в обычной современной жизни. Они гармоничны и полноценны и имеют запрос сегодняшнего времени. Поражает внутренняя свобода человека традиционной культуры.
Как фольклор решает проблемы современной молодёжи?
Приведём примеры общие и частные.
- Поиск национального самосознания. Сейчас он просто не возможен без обращения к опыту и культурному наследию предков. Возникшая при советской власти народная сценическая культура (клюква) полностью наполнена стереотипами (балалайка, задорный гармонист, хор в кокошниках). Это явление продолжает широко транслироваться в медиапространстве, подменяя представления о реально бытовавшей традиционной культуре.
Во время перемен, в нестабильной, жизненной ситуации человеку свойственно вспоминать, искать свои корни, возвращаться и возвращать в свою нынешнюю настоящую жизнь родное наследие прошлых поколений. Фольклор даёт настоящее ощущение причастности к родной культуре.
- Проблема разорванности преемственности поколений. Это проблема как внутрисемейных ценностей так и социально-культурных в целом. Изучение традиционной культуры неизбежно приводит к изучению истории собственного рода, а представление событий исторического процесса на примере собственной семьи помогает перенять опыт, установить корневую связь между поколениями, восстановить утраченное, сохранить приобретённое.
Разорванную нить между поколениями крепко накрепко связывает фольклор. Мои родные прабабушка и прадедушка познакомились на съезжем празднике соседних деревень. Случилось это на пограничье Орловской и Воронежской губерний. На праздничной вечёрке завязались их отношения, которые привели к созданию семьи. Можно вспомнить историю знакомства уже очень известных молодых фольклористов, которые также создали свои семьи благодаря вечёркам (Зенина, Скунцев, Старостин, Нестеров и многие, многие другие). Разговоры и рассуждения на темы генетической памяти, природы человека, родового кода будут актуальны всегда, это то, что никогда не перестаёт быть в душе каждого.
- Проблема разобщённости, разъединённости и недоверия людей друг к другу. Это конечно ещё один бич времени. Традиционная культура подразумевает совместное творчество, в котором каждый может проявить себя через любой доступный вид исполнительства, будь то пение, или танец, или музыкальная импровизация на инструменте. Всё это формирует доверительные связи между малознакомыми или вовсе не знакомыми молодыми людьми.
Феномен «одиночества в толпе» всё ещё присутствует в социуме. Совместное фольклорное исполнительство решает вопросы ощущений одиночества и ненужности. Фольклорные исполнители максимально открыты во время своей творческой деятельности, исчезает ощущение «чужого», воздух наполнен атмосферой присутствия и участия «своего»!
- Несколько слов о современном досуге, без которого немыслимо существование молодёжи. В современном досуге молодёжи остро не хватает наполненности смыслом и мало места для совместной деятельности. Сегодня, в эпоху потребления, даже досуг является одной из его форм, мы получается зачастую не участники, а только лишь зрители.
Фольклорные игры, песни и танцы – это такая форма самовыражения, связанная с совместным творчеством, в котором нет разделения на актёров и зрителей. (На примере А. С. Кабанова) Такой вид творчества одновременно соединяет людей между собой и соответственно между поколениями. Отсюда появились семейные родственные ансамбли, дуэты, трио и т.д. Возможность сотворчества – это целинное поле возможностей, которое пахать-не перепахать, конечно, оно в чётких границах дозволенного, но всё же есть у каждого личная возможность проявить и выразить своё «внутреннее «Я».
Непрекращающуюся новизну даёт чувство самовыражения. Занятия фольклором восполняют потребность реализации и взаимообмена внутренней наполняемости личности.
- Тенденция обращаться к себе и своему телу через практики. Традиционная культура , особенно её музыкальная часть даёт огромные возможности услышать себя, свой голос, своё звучание, почувствовать своё тело в танце с партнёром и сольно. Фольклорное исполнительство – психотерапия современного мира.
Хочется понять, как ты звучишь? Фольклорное пени – это свобода и созвучность с партнёром. Фольклор – это не облако надсмыслов, это первооснова социального и морального уровня, потребность в любви. При должном внимании возможность обратиться к себе очевидна и реально ощутима на занятиях фольклором.
Почему мы говорим об этом сегодня?
Во-первых, потому что всё ещё продолжаются боевые действия на нашей территории, что пандемия Короновируса не совсем отступила.
Во-вторых, тема поиска себя и своего пути у молодёжи всегда имеет продолжительные дискуссионные обсуждения.
В-третьих, также тема поиска альтернативных форм досуга и развлечения зачастую имеет место быть на разных молодёжных форумах, выставках, концертах и т.п.
Следует отметить, что, не смотря на все перипетии сегодня, у молодёжи есть потребность возвращаться к незыблемым основам, к вопросам вечности. Фольклор – это реальная культура ,которая знакомит нас с нами самими. Традиционная культура даёт ответы на бесконечно волнующие вопросы, погрузившись в неё уже можно перестать беспокоиться, потому что становится, очевидно, и понятно «что», «зачем» и «почему».
Фольклор в городе. Как традиция вплетается в современный контекст городской жизни молодёжи?
В научной среде достаточно специалистов, которые занимаются сохранением и осмыслением фольклора. Молодёжь находится в поиске своего пути и предназначения.
Как молодёжь вписывается в контекст традиционной культуры?
Предложения принять участие в программах городских вечёрок часто принимает молодёжь. Их можно организовывать и проводить на самые знаковые для государства, города праздники, такие как День города, День Победы. Отзывчива молодёжь и на фольклорные концерты, фестивали и в самих локальных объединениях молодёжи. (На примере локального сообщества «Фольккемп», ансамбля «Под облаками», сферы «DIGITAL»)
Исполнение фольклорного материала разных регионов России даёт понимание локации, географии, истории, культуры, быта родного народа. Устройство русского человека живущего в разных уголках огромной России становится более понятным и приемлемым для молодёжи. Если говорить о сценическом исполнении фольклора то это всегда дистанция: сцена – зрительный зал, а вот живая вечёрка – это организм. Вписаться, стать частью большого талантливого организма можно и на крупных и популярных фестивалях и конкурсах, среди которых выделяются следующие мероприятия:
- Всероссийский конкурс традиционной русской песни памяти О. В. Трушиной,
- Перепляс,
- Живая традиция,
- Кукушка,
- Про традицию, и другие.
В качестве рекомендаций для культурно-просветительской части заинтересованных лиц, можно предложить подкасты «Тоже Россия», «ZBFolk», подписку на канал «Век», просмотр фильма «Родная музыка», режиссёр Степан Воронежский, 2018г., а также фильмы и видеоматериалы Андрея Кабанова и Сергея Старостина.
И помните – традиция, она живая! Только личный, ваш собственный чувственный опыт раскроет традиционную культуру для вас и установит контакт с другим исполнителем «глаза в глаза».
ЛИТЕРАТУРА
1.По материалам сети интернет
Хохлова Т.А. Молодёжные тренды в песенном народном творчестве. Диалоги на равных.
Последнее десятилетие-время тяжелейших испытаний для всех граждан ЛНР, особенно для молодёжи. Не смотря на все трудности и ужасы войны, молодежь всё же имеет интерес к русскому песенному фольклору. Локальные молодёжные сообщества с интересом откликаются на разные предложения в сфере русской традиционной культуры, особенно студенты отделения культуры колледжа и участники вокальной группы НАПТ «Луганские узоры». Как известно, песенный фольклор, всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. Особенно сейчас, когда ЛНР вошла в состав Российской Федерации. Русское народное пение, в частности, имеет многовековые традиции и содержит в себе огромный патриотичный и нравственный потенциал. В ответах на животрепещущие вопросы молодёжи можно открыто заявлять о жизнестойкости родной традиции, о диалогах на равных, об актуальности фольклора и непреложной потребности к его приобщению.
Ключевые слова: молодёжные тренды, традиционная культура, русский фольклор, деятельность, творчество, вечёрка, праздник