Статья "Организация проектной деятельности"
Применение проектных технологий в учебном процессе ДМШ, как способ развития творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dmsh.docx | 28.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДМШ
(из опыта работы).
Алтухова Елена Станиславовна, Пузырева Ольга Валерьевна
преподаватели МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта»
E-mail puzyrewa2013@yandex.ru
В наше прогрессивное время образовательная система в учебных заведениях стремительно совершенствуется и обогащается новыми методами и технологиями, направленными на повышение качества обучения детей.
Не удивительно, что инновационная проектная деятельность на данном этапе очень актуальна и осуществляется практически в любом образовательном учреждении.
Не исключением стала и Детская музыкальная школа № 1 города Ухты. Материалы статьи призваны отразить опыт работы и полученные результаты в данном направлении.
Преподаватели активно развивают проектную деятельность в нашей школе, так как этот метод расширяет творческую инициативу педагога и учащихся, позволяет преподавателям использовать весь спектр форм и методов работы. Он предполагает новый формат взаимодействия с учениками, где мы даём им возможность
- самостоятельно делать что - то интересное
- максимально раскрыть личный потенциал
- представить публично свой результат
- проявить себя в разных качествах (как исследователь, музыкант - исполнитель, лектор, мультимедийный оформитель и т. д.)
Первые проекты в рамках уроков по "Специальности" прекрасно себя зарекомендовали и явились хорошей основой для организации межпредметных проектов.
В прошлом учебном году в нашей школе было организовано несколько подобных мероприятий.
В сентябре 2016 года в рамках подготовки открытого урока стартовал межпредметный проект на тему "Романс в творчестве русских композиторов". В нём приняли участие: группа обучающихся по предмету "Музыкальная литература" 6 класса преподавателя музыкально - теоретических дисциплин Алтуховой Е.С., а также учащиеся и преподаватели народного, хорового и оркестрового отделений.
После того, как все ключевые моменты по организации и проведению данного мероприятия были сформированы, состоялся отбор участников проекта. Ознакомившись с темой и задачами урока, ребята приступили к его подготовке. Работа велась масштабно, сразу в нескольких предметных плоскостях.
На уроках музыкальной литературы проводилась подготовка информативной части открытого урока. Подробно изучалась история происхождения романса, его стилистика, характерные признаки и разнообразие этого жанра, причины его популярности. Ребята знакомились с лучшими музыкальными образцами романсов в творчестве русских композиторов в диапазоне от старинных до современных. Каждый учащийся из группы 6 класса выбрал, понравившийся ему романс, и подготовил сообщение с мультимедийной презентацией о произведении и его авторе.
Поскольку вторая часть урока предполагала концертное исполнение романсов непосредственно самими учащимися ДМШ №1, на занятиях по классу вокала, гитары, баяна, скрипки и аккордеона велась творческая работа над музыкальными иллюстрациями. Сотрудничество преподавателей и учеников оказалось весьма плодотворным. Оно позволило представить этот жанр в разных инструментальных и вокальных тембровых красках от сольных и дуэтных исполнений до ансамблевых форм.
В результате 18 ноября 2016 года в зале ДМШ №1 состоялся открытый урок - концерт, в ходе которого учащиеся продемонстрировали уверенное владение знаниями по выбранной теме, выходящее за рамки школьной программы, умение грамотно и эмоционально изложить материал, качественный исполнительский уровень.
Мероприятие получилось насыщенным по содержанию, иллюстративно оформленным с помощью современных инновационных технологий, наполненным лучшими образцами мировой музыкальной культуры, прозвучавшими в исполнении учащихся, и получило глубокий эмоциональный отклик и высокую оценку аудитории.
Параллельно с этим мероприятием начался подготовительный этап долгосрочного межпредметного проекта, посвященного старинным танцам, с участием преподавателей и учащихся народного отделения.
Он проводился в период с октября 2016 по февраль 2017 года. Идея организации учебного проекта «Такие разные танцы» появилась не случайно.
На уроках по предмету «Специальность» и в ходе изучения курсов «Слушание музыки» и «Зарубежная музыкальная литература» учащиеся знакомятся с темой «Старинные танцы». В современном мире они практически утратили своё применение, и мы редко можем увидеть и услышать полонез или мазурку. Преподавателям же хотелось заинтересовать учащихся данной темой, дать им возможность больше узнать о старинных танцах самостоятельно.
Таким образом, участникам проекта было предложено выбрать и разучить с преподавателем музыкальное произведение, а также подготовить презентацию или сообщение о нём.
В ходе реализации этапов проекта, учащиеся принимали участие в концертной деятельности. Они исполняли разученные старинные танцы на мероприятиях разного уровня, совершенствуя при этом технику игры и характер исполнения старинной музыки.
Задачи по отбору и поиску всех материалов для сообщений и презентаций о старинных танцах решались учащимися самостоятельно.
Они внимательно изучали собранную информацию, связанную с различными эпохами, внешним видом старинных костюмов, историей возникновения некоторых танцев, характером их движений и стилистическими особенностями исполнения.
По окончании систематизации всех подготовленных материалов, был разработан общий сценарий мероприятия и начался активный репетиционный процесс.
Конечный результат данного проекта весьма порадовал преподавателей, учащихся и их родителей, приглашённых на лекцию - концерт 3 февраля 2017 года.
Мероприятие проводилось в оформленном классе. Рассказы ведущих о старинных танцах сопровождались демонстрацией презентаций и музыкальными концертными иллюстрациями в исполнении участников проекта. Высокая степень заинтересованности данной темой проявилась в ответах зрителей на поставленные ведущими в конце лекции вопросы.
А завершающая викторина с награждением победителей, в которой приняли активное участие даже родители учеников, стала яркой и очень позитивной кульминацией учебного проекта.
В процессе подготовки мероприятий был выработан чёткий план действий, включающий в себя следующие этапы:
- Подготовительный - погружение в проект.
Основная деятельность заключалась в выборе темы, постановке целей и задач, формировании плана и методов проведения работы, установки сроков, критериев оценки и формы представления проекта.
- Поисково – исследовательский.
На этом этапе учащиеся совместно с преподавателями определили источники информации. Начали работу по поиску и сбору материалов. А также приступили к систематизации найденной информации и разучиванию произведений, выбранных для музыкальных иллюстраций своих работ.
- Оформительский - подготовка к защите проекта.
Основная часть этапа заключалась в чётком координировании действий всех участников проекта и проведении репетиционного процесса, в ходе которого был окончательно доработан теоретический, музыкальный и наглядный материал.
- Заключительный – защита проекта.
Он представлял собой демонстрацию проделанной работы с обязательным подведением итогов, анализом результатов взаимодействия с аудиторией и её откликом на проведённое мероприятие.
Намеченные в ходе подготовки проектов педагогами цели и задачи по освоению учащимися пройденного материала, расширению кругозора их знаний и развитию художественного вкуса, были достигнуты в полном объёме.
Возможность широкого использования преподавателями различных методов и форм работы в рамках проектной деятельности позволило
- заинтересовать учащихся процессом обучения,
- повысить качество исполнительского уровня,
- сформировать навыки сценической выдержки, умения грамотно и эмоционально изложить материал.
Анализ проведённой работы позволяет сделать следующие выводы: применение проектных технологий, безусловно, способствует развитию мышления учащихся, формирует у них навыки самостоятельной работы и коммуникативного общения.
Такая деятельность нашла очень позитивный отклик среди учащихся. Она позволила вовлечь их во внеклассную работу, раскрыть их личностный и творческий потенциал, расширить кругозор знаний, повысить уровень успеваемости и, следовательно, достичь положительных результатов.