Ситуация успеха на уроке

Воронкова Елена Николаевна

Какие ситуации успеха бывают и как создать их на уроке. Несколько приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx23.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ситуации успеха на уроке

Сильное желание чему-то научиться – это уже 50% успеха.

Дейл Карнеги

        

К сожалению, в образовательном процессе всегда присутствовали негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски занятий, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Частое состояние повышенной тревожности обучающихся в школе приводит к нервным срывам. В этих условиях еще

одной задачей учителя становится: организация определенной системы мер по созданию психологического комфорта и успеха школьников.

Создание ситуации успеха для обучающихся было актуально во все времена. К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Уилльям Глассер, А.С. Белкин и многие другие выдающиеся педагоги делали вывод о том, что переживание успеха необходимо каждому ребенку.

Педагогический опыт многих поколений подтверждает это утверждение. Воспоминания о школьном детстве, наблюдения, мониторинг собственной педагогической деятельности… все говорит о том, что успех нужен каждому человеку и в любом возрасте, но наиболее остро его недостаток воспринимается в период взросления, становления личности. Есть замечательная фраза: все мы родом из детства… Успех, переживаемый в школьные годы – надежный фундамент для будущего человека.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»?

Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому школьнику ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Постоянный неуспех приводит к снижению интереса к деятельности, а затем и избегание этой деятельности.  

Итак, поговорим о ситуации успеха. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами,

либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

При этом, ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её по-своему переживают как обучающиеся со слабой успеваемостью, так и школьники с высокой продуктивной деятельностью.

Следует отметить, что и успех бывает разным:

А) Предвосхищаемый. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на чудо.

Б) Констатируемый. Фиксирует достижения человека, дарит радость и отличное настроение, дает возможность пережить признание окружающих, ощущение своих возможностей и веру в завтрашний день.

В) Обобщающий. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это хорошо. Это – состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности, и последующее разочарование.

Существуют достаточно много приемов создания ситуации успеха. Рассмотрим некоторые из них.

Приём «Эмоциональный всплеск»

Существует много способов поддержать ученика на уроке. И для ребят гораздо ценнее слышать не просто стандартные фразы: «Хорошо!», «Молодец!», а эмоционально окрашенные высказывания, обращенные к конкретному ученику. Слова учителя – конечно экспромт, но чтобы он состоялся, педагог должен иметь достаточный запас таких фраз.

Прием «Умышленная ошибка»

Работая с правилами, выполняя построения, умышленно допускаю ошибку. Цель учеников не просто заметить допущенную ошибку, но и доказать свою правоту. Это позволяет держать класс в тонусе, не просто списывать с доски, но и следить за ходом мысли, проверять каждый шаг, каждое действие учителя. Когда я наконец считаю ошибку доказанной и соглашаюсь с ними, они на самом деле испытывают радость успеха.

Прием «Авансирования»

Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план работы, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка.

Прием «Обмен ролями»

Этот прием используется с целью вовлечения обучающихся в определенную социальную роль, это может быть роль педагога, конструктора, исследователя, консультанта. Важным условием является желание самого ребенка. Готовясь к исполнению определенной роли, обучающийся будет добывать необходимую информацию, таким образом, у ребенка будет развиваться информационная, коммуникативная компетентность. Например, при работе у доски, «прикрепляю» к ученику «консультанта». Ученик, при необходимости, может задать ему вопрос (например, сколько знаков в тональности).

Прием «Линия горизонта»

 В данном приеме имеется в виду, что обучающемуся необходимо дать какое-то поручение. Это может быть написание доклада, подготовка презентации по теме и т.д.. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением. Наиболее ярко результативность применения этого приема проявляется при подготовке ребят к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

Прием  «Эмоциональное поглаживание».

На занятии педагог, обращаясь ко всем детям хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя. Этот же прием хорошо работает, например, при проведении инструктажа перед контрольной работой. Можно разнообразить также словами: «Я очень хочу, проверяя эту работу, поставить вам отметки 4 и 5! Но вы должны мне в этом помочь...»

Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов на уроке, развивающих интерес к учебе:

  • Эффект новизны;
  • Эффект разнообразия;
  • Эффект легкости; (выполнения несложных заданий у доски  предлагают слабым учащимся, озвучивая при этом, что пример сложный!)
  • Эффект занимательности;
  • Эффект увлекательности форм и метода изложения;
  • Эффект использования ярких художественных средств;
  • Эффект образности;
  • Эффект игры;
  • Эффект удивления школьника;
  • Эффект поиска;
  • Эффект парадоксальности.

Методов и приемов для создания названных эффектов много и у каждого педагога они свои. Например: применение различных методов контроля: само- и взаимоконтроль, включенный контроль, тестирование, диагностика по качеству полученных знаний, система оценки «Оцени себя сам!».

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности Успешное участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. У каждого ребенка своего успеха. Надо только найти эту ступеньку на лестнице достижений.

Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника. И если он теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.

Список использованной литературы

  1. А.С.Белкин. «Ситуация успеха. Как ее создать». М., «Просвещение», 1991г.
  2. Казакова Е. «Путь по лестнице успеха». Народное Образование – 1996г. - №6 – с. 87 – 90.
  3. «Анализ ситуации – условие успеха». Народное Образование . – 1996г. - №1. – с.80-84.
  4. «Ситуация успеха на уроке». Начальная школа. – 2003. - №4. с.90-93.