Психологические особенности начального периода обучения игре на фортепиано

Психологические особенности начального периода обучения игре на фортепиано

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Психологические особенности начального периода обучения игре на фортепиано

Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. В музыкальном образовании дошкольников следует учитывать некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение применительно к начальному обучению в целом.

Дошкольный возраст отличается многими специфическими чертами. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка не слабел.

Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоциональная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необходимо учитывать на уроке. Не следует откладывать ответы на возникающие у ребёнка вопросы на другое время. Любознательность ребёнка должна быть немедленно удовлетворена.

Третья характерная черта состоит в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но также быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребёнок перед этим хорошо его усвоил. Разумеется, при этих повторениях проблему можно расширять и особо подчеркивать те моменты, которые будут встречаться в последующих задачах.

 Четвертая характерная особенность - это иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведёт к отрицательным последствиям, т.к. внесёт в урок беспокойство, страх, поспешность. Новые впечатления, новые знания, если они даже несложны, требуют времени, чтобы «вжиться» в детскую память.

Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уроке надо сначала показать тот или иной предмет или указать на то или иное явление и лишь потом давать их словесное обозначение.

Задумаемся над целями, которые ставит перед собой преподаватель, приступая к обучению игре на фортепиано ребёнка 5-6 лет.

Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей потребности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое развлечение, как новую игру.

Задача преподавателя - направить эту игру, сделать её средством достижения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре - звуки, а целью - чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, - то есть музыку.

1. Выразительность первых звуков, исполняемых посредством игры non legato

Первые извлекаемые звуки и несут в себе начало воспитания выразительности исполнения. Необходимо научить ребенка воспринимать звук живым и развивающимся. Александр Алексеев считал, что путь от нон легато к легато более рационален, потому что он не только развивает координацию движений всех частей руки, позволяет добиться нужной степени освобождения мышц, но и способствует достижению полного певучего звука. Раннее обучение игре легато может привезти к зажатости руки, скованности в кисти. Тем более, что в силу мышечной слабости ребенка, звук при пальцевом ударе по клавише нередко получается пустым и неглубоким.

Уже первые упражнения, которые предлагаются ученику, должны нести слуховую задачу. Взяв звук, ученику необходимо услышать его звучание не только в момент взятия, но и прислушаться к продолжению звука –постепенному угасанию. Поэтому начальные упражнения желательно играть половинными и целыми нотами. Это дает в полной мере почувствовать динамическое изменение звука после его взятия (диминуэндо).

Работу над звукоизвлечением необходимо связать с исполнением мелодий, даже если педагог не совсем удовлетворен ее результатом. При этом работа над звуком может продолжаться по мере необходимости.

При несвязной игре невозможно достичь полной слитности звуковой линии, но вполне достижима выразительность игры при условии внутреннего объединения звуков, слушания непрерывности развития мелодии. Необходимо подобрать ученику простые и в то же время интонационно яркие песенки, в которых соответствие мелодии и текста поможет ученику охватить музыкальную фразу и почувствовать динамическое соотношение звуков. Надо обратить внимание ребенка, что мелодия – это не ряд обособленных звуков, но определенная их последовательность, связанная в единое целое. С самого начала необходимо воспитывать «линеарное восприятие мелодии», так как «дети нередко воспринимают и исполняют мелодию «точечно», подобно тому, как и читают по слогам». (А.Алексеев)

2.Зависимость динамического соотношения звуков от текста

Одной из таких мелодий является песенка «Зайчик ты, зайчик».

Первый ее звук берется глубоко и протяжно, следующие два гораздо легче и короче. Так появляется простейшая выразительная интонация, которая понятна и доступна практически каждому ребенку. Если предложить затем песенку «Петушок» или «Василёк»,

то у ученика появиться возможность ощутить зависимость исполнения мелодии от слов песенки. В «Петушке» обратное соотношение коротких и протяжных звуков. Простейший анализ слов и мелодии позволит увидеть зависимость протяженности звуков от ударяемых слогов: «зай-чик ты, зай-чик» или «пе-ту-шок, пе-ту-шок».

В начальном периоде обучения ученикам лучше удается исполнение даже более сложных мелодий, если они связаны со словами. Нужно сказать ребенку, что выразительность музыкальной речи сходна с выразительностью нашей обычной речи. Что подобно тому, как мы подчеркиваем силой голоса важные слова или слоги, необходимо стремиться выделить главные звуки мелодии. Это стремление должно выражаться в движении, в постепенном усилении звучания к наиболее значительным звукам. Например, в песенке

«Весёлые гуси », такими звуками в двух начальных фразах станут первые половинные ноты соль. 

Ноты для скрипки

В песенке «На льду» звуки будут стремиться к нотам до.

C:\Users\user\Downloads\загружено.png

Более протяженная мелодическая линия, и соответственно более сложная, в русской народной песне «Во поле береза стояла».

https://guitarmaestro.ru/wp-content/uploads/2016/08/ttttttttttttttttt.png

Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый  смысл? | Музыкальный класс Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый  смысл? | Музыкальный класс

Исполняется она негромко и плавно, движение кисти (дыхание) небольшое, рука слегка поднимается над клавиатурой. Все звуки первой фразы объединяются устремлением к ее центральному звуку - ноте си, выраженной половинной длительностью, которая берется особенно глубоко. Заканчивающий фразу звук ля берется гораздо слабее.

3. Распределение мелодии между руками

Если мелодия распределена между двумя руками, то особое внимание нужно уделить на моменты перехода мелодии из одной руки в другую. Ни что не должно нарушить единство музыкальной фразы. Уже на этих простейших произведениях нужно приучать ребенка готовить руки заранее, не убирать их на паузах на колени. Необходимо также предостеречь от передерживания звуков, чтобы при игре на нон легато, в момент перехода мелодии в другую руку не появлялся новый штрих в исполнении, не залиговывались соседние звуки.

Постепенно в работу должны включаться мелодии, которые не поддерживаются словесными текстами. Желательно, чтобы эти произведения отличались интонационной яркостью и выразительностью образа. Мелодии по эмоциональному тону могут быть различными, как плавные, напевные, так и оживленные, танцевального или шутливого характера. Их исполнение требует иного качества звука, иных приемов звукоизвлечения.

Например, шуточная народная песня «Журавель». Мелодия этой пьесы носит явно изобразительный характер. Мелодический рисунок и ритм создают образ прыгающей птицы. Это образ передается посредством четкого и довольно короткого звука и острых акцентов на слабых долях (жу-ра-вель). 

Приём исполнения- быстрое, стремительное движение собранной руки, без задержки на клавишах.