План-конспект открытого урока на тему "Работа над крупной формой на примере Сонатины Ф.Кулау ор.55№3,IIчасть"

 План-конспект открытого урока педагога д/о МХС «ВИТА» Маниной А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_manina_a.v._20.10.21g.docx32.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

План-конспект открытого урока

педагога д/о МХС «ВИТА» Маниной А.В.

РАБОТА НАД КРУПНОЙ ФОРМОЙ

на примере Сонатины Ф.Кулау ор.55№3,IIчасть

Педагог до:: Манина А.В.

Место проведения: МХС «ВИТА»

Дата проведения: 20.10.2021 год

Должность: педагог д/о

Класс: :Елисеева Лада ,6 класс

Тема: «Работа над произведениями крупной формы на примере «Сонатины  Ф.Кулау ор.55№3,II часть»

Цель урока: выявление необходимых исполнительских приёмов звукоизвлечения в процессе работы над стилистическими особенностями произведения крупной формы.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с приёмами звукоизвлечения, необходимыми для исполнения произведения крупной формы.

Развивающие: развить исполнительские навыки в соответствии с содержанием и стилистическими особенностями произведения

Воспитательные:

- мотивировать к освоению произведений крупной формы;

- содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.

Форма занятия:индивидуальная

Методы : словесный, наглядный, практический.

Тип урока:  комбинированный

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Стул
  • Сборник нот

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2.    Основной этап:

  • теоретическая часть  
  • практическая часть (детальная работа над произведением)
  1. Заключение:

рефлексия

оценивание

домашнее задание.

Характеристика ученицы: у Лады  хорошие музыкальные данные, она чувствует и понимает музыку, приносит грамотные разборы произведений, хорошо читает с листа и быстро запоминает наизусть.

 

Ход урока: 

1. Организационный момент:приветствие,подготовка к занятию  дневника,нот,эмоциональный настрой ученицы, сообщение темы, цели, задач урока.

Педагог: Здравствуй, Лада! Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой  сонатины Ф.Кулау ор.55№3 ,IIчасть

  1. Основной этап.

Теоретическая часть:

 Сочинения крупной формы ставят перед исполнителем многочисленные задачи. Они сложны по своему строению. Ей присущи многочисленные смены настроения, много разнохарактерных тем и эпизодов. Соната сложна своей многоплановостью.

Изучение произведений крупной формы позволяет учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального материала, стилевые особенности эпох. Сведения о различных видах произведений крупной формы , которые включаются в репертуар: вариации , рондо , сонатина , соната , фантазия . концерт. Общие черты и различия. Педагог рассказывает, что понятие крупная форма предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом все произведение целиком. Для этого преподавателем используются примеры из музыкальной фортепианной литературы: были  исполнены фрагменты из сонат Моцарта, Гайдна, Бетховена.

При работе над произведениями крупной формы педагог вместе с учеником проходит те же этапы работы, как и при работе над любым другим произведением: краткий музыкально–теоретический анализ произведения, этап работы над деталями (подробное изучение авторского текста), этап оформления произведения, пробные проигрывания, занятия музыканта без инструмента (работа в уме, в представлении), занятия с использованием «дирижёрского» метода работы, метода ассоциаций и на конечном этапе - метода исполнения произведения целиком, приобретающего характер сценического выступления.

Для сонатин Ф. Кулау присуще:

- большая моторная устремленность;

- ритмическая четкость;

- строгая закономерность чередования штрихов и фактурных приемов;

- исполнительское удобство мелкой техники.

Практическая часть.

До открытого урока с ученицей проведена следующая работа:

  1. Познакомились с биографией и творчеством Ф.Кулау.
  2. Сделали разбор нотного текста. Нотный текст произведения находился в работе с начала учебного года. Проводилась работа по грамотному прочтению и исполнению в медленном темпе музыкального материала – штрихов, пауз, аппликатуры, ритмического соотношения длительностей.

Сегодня мы работаем  над сонатиной соч. 55№3 ,2 часть Ф.Кулау.

Педагог:

Лада, рассскажи, пожалуйста, что ты знаешь об этом композиторе?

Ученица:

Ф.Кулау – немецко-датский композитор, пианист.Писал для флейты,фортепиано  и голоса: квинтеты, концерты, фантазии, рондо, сонаты. Во многих сочинениях Кулау значимо влияние Л.Бетховена, чью музыку он часто исполнял в концертах.

Вопрос ученице: Что такое   сонатина?

Ответ:слово «Соната» с итальянского sonare – звучать. "Сонатина" - означает "маленькая соната".  Сонатина – это соната малых размеров, для неё характерна простота содержания, небольшая разработка или её отсутствие.

Педагог:Лада,сыграй,пожалуйста, 2 часть сонатины. Ученица исполняет.

Педагог:Спасибо. Давай  разберём, в какой форме написана эта часть?

Ученица: В сложной трёхчастной форме.

Педагог: Правильно. А какой характер, темп?

Ученица: Лёгкий, игривый, танцевальный. Темп – Allegretto grazioso, это означает – оживлённо, грациозно.

Педагог:а в какой тональности написана эта часть?

Ученица: В До мажоре, а вторая часть – в параллельном ля миноре.3 часть в до мажоре(реприза).

Педагог: Хорошо. Сыграй, пожалуйста, первую тему. (Играет). Какие выразительные средства ты заметила?Какой характер?

Ученица: Шутливый,жизнерадостный .Звучит светло и «безоблачно».Есть мелизмы – форшлаги.

Педагог:Да.Форшлаги представляют техническую сложность,на них надо остановиться подробнее и проработать . Сильная доля –мелодическая нота с акцентом,а форшлаги должны звучать легко и ясно.

 Фактура здесь прозрачная, изложение гомофонно-гармоническое. Отдельной проработки требует партия левой руки.  Предлагаю ученику собрать группы «восьмых» в аккорды. Играем гармоническую последовательность аккордов, уточняя аппликатуру и позицию руки. Выясняем, что целесообразно играть как можно ближе к чёрным клавишам, чтобы не менять позицию руки при игре на чёрных клавишах. Далее раскладываем аккорды. Особое внимание 1-му пальцу – стараемся играть его тихо, легко, не опираясь. Количество движений руки сводим до минимума.

При исполнении длительных и коротких гаммообразных пассажей не допускать ускорений темпа, ощущать пульсацию,важно не терять слуховой контроль.Работать над  артикуляцией ,ровностью  и певучестью . Давай поработаем над этими пассажами.Работа за инструментом с ученицей.

 Такие места нужно отрабатывать приёмом пальцевого стаккато, как бы щипком, по направлению пальца к себе, а не вверх. (Показывает, учащаяся повторяет). Эти произведения создавались, когда ещё не было современных роялей и фортепиано с их тянущимся, певучим звуком, писали их для клавесина и клавикорда. Звук этих инструментов был острый, атакующий.Полезно поучить все пассажи шестнадцатых на легато сначала в медленном темпе,затем в подвижном и быстром,при этом следить за звуковой ровностью и пальцевой арткуляцией. Без зажима в руке.Обратить внимание на акценты и тенуто.Показ педагога .

Педагог:А теперь исполни, пожалуйста, среднюю часть. (Играет). Что ты скажешь о ней?

Ученица: В средней части происходит смена лада на минор, динамика меняется.

Педагог: Да. Эмоциональная суть выражена главным образом через мелодико-ритмическую образность.Радостная,грациозно-танцевальная 1 ч. переходит в мягкую,минорную ср.ч. Здесь важно сразу переключиться на другой характер.Есть расширение периода, остановки на длинных звуках, которые нужно точно выдерживать, также ощущая пульсацию, передать задумчивость, грусть. Сопровождение в левой руке должно звучать очень ровно и тихо. (Показывает, учащаяся повторяет). Что происходит в конце этой части?

Ученица: Возвращение в тональность До мажор. Затем третья часть – реприза первой части, в конце небольшое заключение. (Исполняет).

Педагог:в каком темпе нужно исполнять сонатину?

Ученица: Очень виртуозно, технично и в быстром темпе.

Педагог: Да, у тебя темп ещё средний, но и в нём надо добиваться свободы, отработать все переходы, техничные места. 

После тщательного овладения текстом и фактурными трудностями ученика необходимо готовить к целостному исполнению произведения, разъясняя ему роль синтаксического и артикуляционного членения. При этом важно обратить внимание на то, чтобы точное исполнение штрихов не расчленяло мелодическое движение. Целостный охват большого построения единым мелодическим дыханием способствует естественной текучести исполнения всей горизонтали. Очень важно научить с первого же такта находить основной темп.

  1. Заключение.

Рефлексия:

Подведение итогов (проверка усвоения знаний)

Предагог: Чем сегодня мы занимались?

Ученик: Анализировали произведение крупной формы «Сонатину» Ф.Кулау.

Преподаватель: Что нового ты узнала на уроке?

Учащаяся: Я узнала, что такое сонатина, что характерно для нее. Познакомилась с новыми приемами работы над разными местами. Научилась анализировать произведение, это помогло мне понять его строение и характер.

Оценивание:

Самооценка .Что получилось ,что не получилось.

Домашнее задание.

Самоанализ открытого урока педагога д/о Маниной А.В.

Тема: «Работа над произведениями крупной формы на примере «Сонатины ор.55№3 Ф.Кулау,2 часть»

Цель урока: выявление необходимых исполнительских приёмов звукоизвлечения в процессе работы над стилистическими особенностями произведения крупной формы.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с приёмами звукоизвлечения, необходимыми для исполнения произведения крупной формы.

Развивающие: развить исполнительские навыки в соответствии с содержанием и стилистическими особенностями произведения

Воспитательные:

- мотивировать к освоению произведений крупной формы;

- содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.

Форма занятия:индивидуальная

Методы : словесный, наглядный, практический.

Тип урока:  комбинированный

Структура урока:

Организационный момент.

 Основной этап.

 Заключение.

Считаю, что цель урока и поставленные задачи мною выполнены.. Структура урока выдержана в соответствии с планом работы. В процессе урока учащийся был активным, внимательным и заинтересованным. На уроке были найдены пути преодоления  проблем в исполнении произведения крупной формы .Хороший психологический контакт преподавателя с учащимся способствовал созданию творческой атмосферы на уроке.

                                         

                                            План-конспект открытого урока

Дата:  20.10 2021

Тема :«Работа над произведениями крупной формы на примере «Сонатины

Ф.Кулау ор.55№3,2 часть»

Цель: выявление необходимых исполнительских приёмов звукоизвлечения в процессе работы над стилистическими особенностями произведения крупной формы.

Задачи:

Образовательные: познакомить с приёмами звукоизвлечения, необходимыми для исполнения произведения крупной формы.

Развивающие: развить исполнительские навыки в соответствии с содержанием и стилистическими особенностями произведения

Воспитательные:

- мотивировать к освоению произведений крупной формы;

- содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.

Форма занятия:(фронтальная,групповая,индивидуальная)индивидуальная

Оборудование: (материально-техническая база) фортепиано,стул,ноты

План занятия:

  1. Организационная часть.
  2. Освоение нового материала.
  3. Закрепление новой темы.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов занятия.

Подпись

ФИО педагога