методический доклад "Уроки общего фортепиано в ДШИ"
В докладе рассмотрена специфика уроков общего фортепиано для учащихся хорового-дирижерского и народного отделений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_obshchego_fortepiano_v_dshi.docx | 63.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методический доклад
на тему:
«УРОКИ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В ДШИ»
Подготовила Батюта Е.А, преподаватель отделения «Фортепиано»
г. Сафоново
ноябрь 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Курс общего фортепиано в ДШИ.
2. Специфика занятий с учащимися хорового-дирижерского отделения и вокалистами.
3. Особенности работы с учащимися народного отделения.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ:
Главной целью изучения курса общего фортепиано следует считать расширение музыкального, а вместе с тем и культурного кругозора тех учащихся музыкальных учебных заведений, для которых рояль не является основной специальностью. Фортепиано – музыкальный инструмент, дающий самые широкие возможности для ознакомления не только с фортепианной литературой во всем ее богатстве и разнообразии (в подлинниках или облегченных переложениях), но и с литературой симфонической, оперной, балетной и любой другой (в виде фортепьянных переложений для двух или четырех рук). В этом смысле рояль – это инструмент, который не имеет себе равных. Если не ставить перед собой задачи виртуозного овладения искусством фортепьянной игры, то при желании и трудолюбии научиться играть на нем может буквально каждый человек, и притом в любом возрасте. Поэтому фортепьяно с полным правом можно назвать подлинно народным инструментом. Играя на рояле, учащийся даже в самом начале обучения, исполняя несложные мелодии, испытывает эстетическое удовольствие, что очень важно и развивает духовную составляющую юной личности.
льнейшему поднятию общей музыкальной
культуры учащихся. В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н.
Загорный сформулировал принципиальные основы специфики методики
преподавания общего фортепиано: «...Задачи, которые ставит повседневная
жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в
определении объёма технической программы курса игры на фортепиано для не
пианистов...».
Роль курса общего фортепиано
Курс общего фортепиано играет важную роль в процессе воспитания
учащихся ДШИ, т.к. владение исполнительскими навыками на фортепиано
помогает учащимся познакомиться с мировой классической музыкой,
расширяет художественный кругозор, развивает весь комплекс музыкальных
способностей. Оказывает положительное воздействие на исполнительские
возможности учащихся в своих инструментальных, танцевальных, хоровых и
театральных классах. Зачастую определение вообще способностей у детей
приводит к ложному представлению ввиду невозможности их демонстрации, их
глубинной скрытости и замкнутости. Данный курс как раз и имеет возможность
сыграть роль толчка к раскрытию, раскрепощению и выявлению данных
ребёнка за счёт развития слуховой, осязательной и зрительной ориентации,
развитию физических данных по ходу организации пианистического аппарата и
приобретения аппликатурных навыков.
В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных
практических навыков:
• Осмысленное разучивание музыкальных текстов;
• Игра в фортепианных и смешанных ансамблях;
• Подбор по слуху;
• Работа с лёгким аккомпанементом;
• Приобретение навыков чтения с листа;
• Ориентирование на клавиатуре и закрепление знаний по сольфеджио.
Основополагающими задачами были и остаются:
– приобретение первичных навыков фортепианной техники;
– разбор пьес разных стилей;
– знакомство с ансамблевой игрой и аккомпанементом;
– чтение с листа.
Решение этих задач в современных условиях подчас становится очень
проблематичным. Дети в наши школы сейчас принимаются без должного
конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований.
Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательных школах,
дезорганизация досуга, распыление детского внимания на компьютерные игры,
Интернет, различные кружки и телепрограммы - всё это отвлекает детей от
сосредоточенных занятий. А также отсутствие инструмента дома не позволяет
детям готовиться к урокам и закреплять пройденное. Вследствие чего, основной
формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме
индивидуального занятия с учащимся, результат которого в наши дни целиком
и полностью зависит от уровня профессионализма преподавателя.
Развитие музыкального мышления у детей кроме музыкальных
способностей зависит от уровня общего развития, интеллекта, аналитических
способностей и организации нервной системы. Таким образом, важнейшей
задачей преподавателя становится индивидуальный подход, гибкая шкала
требований и максимально подробное изложение мотивации обучения
учащегося конкретной специализации в классе фортепиано. Ученик должен
чётко усвоить, что без урока по общему фортепиано ему не обойтись в своём
специальном классе. Преподаватель общего фортепиано должен выполнять
функцию просветителя, владея основами узкой специализации
профилирующего предмета ученика. Обязательны беседы о музыке театра с
театралами, о вокальном творческом наследии исполнителей и композиторов с
вокалистами и хоровиками и т.д.
В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных
практических навыков:
• Осмысленное разучивание музыкальных текстов;
• Игра в фортепианных и смешанных ансамблях;
• Подбор по слуху;
• Работа с лёгким аккомпанементом;
• Приобретение навыков чтения с листа;
• Ориентирование на клавиатуре и закрепление знаний по сольфеджио.
Курс общего фортепиано в ДШИ.
Без изучения курса общего фортепиано –
"обязательного", немыслимо воспитание
профессионального музыканта любой
специальности.
А.Г. Рубинштейн
1.) Сегодня мы поговорим о предмете "общее фортепиано". Он является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений в ДШИ принципиально рознятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограниченны в воспроизведении многоголосья. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано, это означает в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.
Общий курс фортепиано, в ряду учебных дисциплин, изучаемых в детских музыкальных школах и школах искусств, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением. Все эти дисциплины призваны воспитывать музыканта. Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.
В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально - педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. Вот некоторые тезисы его доклада под названием "Программа и методы работы по общему курсу фортепиано".
- Жизненность методов работы в общих классах фортепианной игры обусловливается приспособление их к требованиям специальности учащихся.
- Все недостатки прежней постановки дела в, так называемых, обязательных классах фортепиано, сводится к ложному построению работы по образцу спец. классов фортепиано.
- Прохождение общего курса фортепианной игры должны содействовать поднятию общей культуры учащихся, и, с другой стороны, своей специальной профессиональной работе.
- Выработка основных приёмов игры является необходимым условием курса, объём, содержание и качественные требования определяются её конечными прикладными целями.
- По мере хода занятий по техническому овладению инструментом, специальность учащегося находит, чем дальше, тем больше, отражение в материалах и форме заданий по общему фортепиано.
- Отказ от ориентировки на спец. классы и выработка особых методов в общих классах игры на фортепиано, поставит этот предмет на равную со всеми высоту.
Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:
- развитие фортепианной техники;
- разучивание пьес разных стилей и фактур; • игра в ансамбле, аккомпанементе;
- чтение нот с листа.
Развитие методики общего фортепиано связано с именем Б.Л. Яворского "Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано", изданная в 1935г.- его труд. Эта хрестоматия, уникальное явление не только в отечественной методической литературе, но и мировой педагогике. Уже известный тезис – «ориентация общего фортепиано на специальность в учебном процессе» у Яворского получает более глубокое развитие и звучит как "Курс фортепиано для исполнителей должен непрерывно поднимать их исполнительскую культуру". Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей, воспитательной функции общего фортепиано, творческом подходе к решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной литературы. Поставлен вопрос о воспитании на уроках навыка схематического, "конспективного" прочтения нотного текста. Убедительно доказана необходимость в различии методов технического развития учащихся разных специальностей. Вот некоторые выдержки: «Недалеко то время, когда программа курса общего фортепиано будет строго обособленна для каждой специальности» - это наказ Н. Загорного и Б. Яворского. К сожалению, дальнейшие события в нашей стране (война, разруха, просто инертность) стали помехой для внедрения в жизнь этих методик.
В наше время предмету общее фортепиано отводится не столь значимая роль, как хотелось бы. Вышеуказанные задачи Н. Загорного остаются актуальными и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:
- отсутствие инструмента у учащихся, иногда классов для занятий;
- чаще урок по 22 минут или по 45 минут раз в неделю, а в течение года ученику нужно освоить минимум 5 разнохарактерных пьес и в конце полугодия и в конце года ученик должен сыграть по 2 пьесы на различные штрихи и чаще двумя руками;
- кроме того, не на всех отделениях общее фортепиано начинается с первого класса обучения.
Например, по нашим программам с первого класса предмет общее фортепиано вводится лишь по специальности "Хоровое пение" и по общеразвивающей программе «Юный музыкант». На отделении «Струнные инструменты» общее фортепиано появляется лишь с 3 класса в объеме 45 мин. в неделю. На отделениях же "Народные инструменты" и "Духовые инструменты» начинают изучать общее фортепиано лишь с 4 класса в 8-летнем обучении, а в 5-летнем обучении с 3 кл. по 22 минуты в неделю (пол-урока). Лишь в выпускном классе на освоение итоговой аттестационной программы учащимся этих отделений отводится на фортепиано 45 минут.
Когда предмет общее фортепиано начинается с 1-го класса, то в силу того, что принимают детей с 6-7 лет включительно, возникает проблема возрастной психологии. Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (ведь у ребёнка этого возраста преобладает образное мышление). Ученик 1-го класса ещё не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, крайне важно с первых же шагов приучать его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: "А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно также, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно. " Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное - к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям - ведь ребёнку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать ещё больше. Это решает главную задачу - развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.
Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребёнка любого отделения - это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении, цезуре.
Занимаясь фортепиано, целесообразно разделять учащихся на две группы:
инструменталистов и не инструменталистов (скажем, хоровиков). У первой группы развитие фортепианной техники происходит параллельно техническому развитию на спец. инструменте, превращается в процесс, зависимый от специальности. С одной стороны - корректируемый ею, с другой - учитывающий, использующий опыт работы над техникой в специальном классе. У второй группы процесс развития навыков фортепианной игры не зависит от спец. инструмента, но, в то же время, и лишен опыта работы над инструментальной техникой. Возникает вопрос, какая из названных групп потенциально перспективнее в работе над техникой? Если рассматривать эту работу как тренировку аппарата, то покажется, что инструменталисты находятся в менее выгодном положении, нежели вокалисты или хоровики-дирижеры, поскольку спец. инструмент ограничивает время и силы для занятий фортепиано. Однако практика отрицает такое предположение. При других равных условиях (муз. способностях, воле, наличии ф-но для домашней работы) преодоление технических трудностей и развитие ф-ной техники идут более успешно у инструменталистов, чем у вокалистов. Причина такого явления – в природе техники инструментального исполнителя. Работа по усвоению техники игры на инструменте начинается с формирования с звукотворческой воли и ее реализации посредством игрового аппарата. Успех развития техники немыслим без понимания учащимся закона волевой самоорганизации для успешного овладения специального инструмента. У не инструменталистов такое понимание нужно еще сформировать, равно как и сознание неизбежности трудоемкого процесса, каким является обучение игре на инструменте. Я на своем опыте работы с хоровиками вижу, как им трудно преодолевать себя и, оказывается, что уже доказано практикой, - вокалисты более трудны в обучении игре на фортепиано. Это объясняется особенностями «инструмента» специальности хоровика или вокалиста. Воспроизведение музыки начинающим вокалистом на «инструменте» своей специальности не требует столь огромной работы, в том числе и домашней, как у инструменталиста. Поэтому отношение к задачам и заданиям технического развития у них разное. Естественный для инструменталиста начальный период кропотливой малоинтересной работы воспринимается вокалистом как насилие, создает внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Особенно это проявляется у более одаренных детей в вокальном отношении. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому уч-ся.
2.)Специфика занятий с учащимися хорового-дирижерского отделения.
Для хоровика-дирижера фортепиано является моделью его специального инструмента- хора. Главное - научить уч-ся следующим навыкам: видеть, слышать и воспроизводить нотный текст;
- разбираться в стиле разных эпох и композиторов;
- овладение навыками чтения с листа, транспонирования;
-развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания, полученные на сольфеджио
- научиться аккомпанировать, играть в ансамбле
-воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку и артистизм.
В таких условиях виртуозность, как цель обучения, отметается. Главное - расширять музыкальное мышление, научить видеть нотный текст, слышать его и воспроизводить. В работе за ф-но представляется идеальная возможность научить вокалиста или дирижера пониманию смысла каждого обозначения в нотах и разумной целесообразности следования проставленным нюансам, научить распознавать черты стиля, его тончайшие детали, расшифровать замысел композитора, найти путь к образному содержанию и путям решения. Фортепиано является связующим звеном во всей цепи музыкально-теоретических дисциплин. Урок по ф-но позволяет закреплять знания, которые нужны в вокально-хоровом исполнительстве: чтение хоровых партитур, игра вокальных мелодий, подбор баса, игра мелодий с буквенным обозначением баса( по цифровкам), чтение с листа, аккомпанементов, ансамблей. Конечно, для хоровика важно владеть инструментом в достаточной степени, т.к. это помогает основной специальности. Одной из важных форм работы на уроке - работа над аккомпанементом. Сближение интересов основной специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с солистом должно предшествовать детальное изучение партии аккомпанемента, однако смысл и содержание эта работа получает только при игре с партнером, так как, работая вместе, они получают возможность приобрести необходимое умение слушать одновременно музыкальную фразу и словесный текст.
В идеале - желательно проводить вечера вокальных аккомпанементов, фортепианных ансамблей, можно подготовить тематический концерт, где будут принимать участие все обучающиеся. Все эти выступления будут помогать хоровикам-дирижерам чувствовать себя на сцене более уверенно, что очень важно для их специализации.
Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например скрипачи, гитаристы, домристы, сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе.
Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих ключах будет происходить без особых осложнений.
Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано, необходимо отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на народных и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, штрих легато и т.д.
Ощутить фортепианную клавиатуру во всей ее объемности, непривычной для народников и скрипачей, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более осознанно и технически уверенно.
3.) Особенности работы с учащимися народного отделения.
Наиболее перспективными в овладении курсом фортепиано являются баянисты: баян близок по фактуре к ф-но, воспроизведение нотного текста одновременно двумя руками в разных ключах - не новость, мышление подготовлено к исполнению музыки полифонического склада. Уч-ся по классу домры тоже имеют опыт инструментального исполнительства в ансамбле с ф-но, звучание которого - непременный компонент активного восприятия и воспроизведения ими музыки. В практике исполнителя на народных инструментах широко используются переложения произведений других жанров и более всего - фортепианные. Например, пед. репертуар для баяна из классической и романтической музыки представлен преимущественно фортепианными произведениями, переложения оных используют в своей практике домры, балалайки, а также эти инструменты используют скрипичный репертуар т.е. фортепиано представляет учащемуся народного отделения возможность исполнять произведения всех музыкальных направлений на инструменте, для которого они написаны. При этом только урок ф-но расширяет возможности познания тех произведений, которые не поддаются транскрипции для народных инструментов. Как же в условиях классов общего фортепиано реализовать возможность « объять необъятное». Есть только один ответ: на уроке. Исполнение музыки великих композиторов возможны и на простых образцах их муз. наследия.
Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых пианистических навыков можно только на высокохудожественном музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная смена художественных впечатлений.
Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране.
Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано особенно наслаждаются учащиеся, играющие на щипковых народных инструментах – балалаечники домристы, гитаристы. Как отмечает Ныркова В.В., они впервые, именно на фортепиано получают возможность по-настоящему напевной связной игры. В практике преподавания курса общего фортепиано нередки случаи, когда возможность легатного, певучего исполнения на фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся, играющих на струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над овладением фортепианными навыками.
Именно поэтому значительное место в репертуаре учащихся должны занимать песни разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а также фортепианные обработки народных танцев и песни современных композиторов.
Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.
При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать полифоническое мышление. Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром, недостаточно обладать только мелодическим слухом. Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.
В произведениях крупной формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой. Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины. Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.
Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.
Для успешной работы в классе общего ф-но нужно убедить учащегося в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать необходимость этого на практике. Рекомендуя тот или иной репертуар или прием в работе, преподаватель не должен быть категоричным в своих требованиях, возможно предлагать иные варианты и даже предлагать уч-ся самому предлагать свой вариант решения той или иной проблемы (выбор репертуара, пальцы, овладение трудными пассажами). Главное поддержать активность мысли уч-ся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, успешному овладению ф-но способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам уч-ся на трудности, искренняя готовность ему помочь, заинтересованность в его успехах. В создании такой атмосферы большую роль играет реакция преподавателя на малейшие удачи в работе ученика - поощрение, похвала. Необходимо также своевременно реагировать на проявление лени, неорганизованности. Нужно дать ему понять, что ответственность за свою успеваемость несет, прежде всего, он сам. И последний совет, который мне понравился. Если ученик пришел в класс не закрепив то, что было объяснено и требовало лишь домашней работы, посвятить предстоящий урок чтению с листа, не повторяя предыдущий урок. Такой подход повышает эффективность каждого урока, воспитывает самостоятельность и ответственность учащегося.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб..: из-во «Композитор», 1992.-.с. 100.
- Баренбойм Л., И Перунов «Путь к музицированию». Л: «Советский композитор», 1979. – с.352.
- Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано / Н. Н. Загорный. Л. : Academia, 2-я типография транспечати НКПС им. Т. Лоханкова, 1928. - 58 с.
4.Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М,1965 г
5.Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных специальностей. М.1980г.
6. Хрестоматия по курсу общего фортепиано. М.: из-во «Советская Россия», 1964г, - с.3-10.
Методы и формы работы на уроках общего фортепиано
Общее фортепиано — очень важный предмет в системе музыкального
образования. Он является дополнительным в учебном плане музыкальных школ
и школ искусств. Но в отношении учащихся к курсу общего фортепиано
нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение
требований. К сожалению, приходиться признать, что виной тому являемся мы
сами. Далеко не каждый преподаватель общего фортепиано, прежде чем,
сетовать на слабый интерес ученика к занятиям, позаботился о том, чтобы этот
интерес пробудить и постоянно поддерживать веским доказательством
несомненной пользы каждого урока в профессиональном становлении будущего
музыканта. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка
создания положительного отношения к занятиям.
Около десяти лет преподавания этого предмета у автора работы
сложились определенные взгляды на роль общего фортепиано в музыкальном
воспитании детей. Стремление сделать урок поучительным, увлекательным и
запоминающимся стало причиной дальнейших рассуждений в данной работе.
Цели и задачи, которые призваны решить курс общего фортепиано:
Основное положение общей педагогики – связь обучения, воспитания и
развития – находит естественное отражение в принципах первоначального
фортепианного обучения.
Искусство всего обучения заключается в умении найти на каждом этапе
необходимый комплекс средств для гармонически целостного развития
ученика, и предмет «общее фортепиано» является тому подтверждением.
В основные цели и задачи в обучении предмету входят:
1. использование преимущества инструмента для развития
гармонического и полифонического слуха учащихся;
2. научить чтению с листа и самостоятельному музицированию, цель
которых расширить обще-музыкальные возможности ученика и его
кругозор;
3.призвать общее фортепиано в посредники между специальностью,
сольфеджио, музыкальной литературой и хором.
4.исполнение произведений различных стилей и фактуры.
5.приобретение навыков ансамблевой и аккомпаниаторской игры.
6. развитие фортепианной техники.
Основная часть. Формы и методы работы на уроке.
Наиболее трудным является первый период обучения, где происходит
знакомство с инструментом. Трудность вызвана, прежде всего, иным
звукоизвлечением, иным расположением клавиатуры, звукоряда.
Ребенок привыкает к инструменту, учится извлекать из него звуки, играть
небольшие пьесы. И чтобы этот период прошел для ученика незаметно, не
вызывая особых затруднений, необходимо увлечь его с первой минуты,
рассказать о преимуществах и возможностях фортепиано.
Подбор по слуху и транспонирование несложных мелодий
На первоначальном этапе музыкальное обучение должно начинаться с
формирования понятия музыкальной высотности на основе воспитания
элементарных слуховых навыков в классе общего фортепиано. Работу можно
начать с подбора по слуху и транспонирования несложных мелодий.
Сложная своим гармоническим и интонационным содержанием
современная музыка требует особого акцента на развитие слуховых данных
маленьких пианистов. Начиная с первых занятий, ученику следует давать
небольшие, легко запоминающиеся мотивы, которые он должен спеть или
подобрать на инструменте после показа педагогом. Желательно, чтобы мелодии
были с поэтическим текстом. Это способствует пониманию исполняемого
произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии
Систематическая тренировка в этом направлении будет способствовать
развитию у детей слуховых представлений, так называемого внутреннего слуха.
Для подбирания на инструменте следует использовать простые примеры
(короткие отрывки из детских и народных песен), а затем, после приобретения
необходимых навыков, - и более сложные.
Давать детям нужно хорошо запоминающиеся мелодии. После того, как пример
точно воспроизведён, целесообразно транспонировать его, проигрывать в
разных тональностях.
Раннему развитию музыкальной памяти способствует игра наизусть
примеров, построенных на простейших звуковых и ритмических соотношениях.
В предисловии к своему пятитомному сборнику «Детская музыка» известный
немецкий композитор К. Орф советует начинать развитие памяти с мотивов, в
основе которых лежат наиболее яркие и доступные для детей интонации
(например, призыв кукушки). Накопление у детей новых музыкальных
впечатлений и образов имеет большое значение, поэтому ученик должен
слушать как можно больше музыки и запоминать её. Это стимулирует звуковое
воображение и развитие внутреннего слуха.
Целесообразно применение метода варьирования (например, замена
гармонической фигурации одновременным аккордовым звучанием). Сложность
подобных заданий зависит от степени подготовки и природных данных ученика.
Игра по показу
Когда ребёнок приходит на урок музыки, у него сразу возникает желание
поскорее сыграть песенку, исполнить что-либо на инструменте. Большое
удовольствие испытывают дети, когда учитель удовлетворяет его желание. Уже
на первых уроках следует предложить ребёнку сыграть по показу преподавателя
ту или иную песенку.
Играя по показу, ребёнок получает радость от воспроизведения на
фортепиано лёгких попевок. Одновременно с этим, приём игры по показу
заменяет заучивание скучных (по мнению ребёнка) технических упражнений и
даёт возможность поработать над рядом полезных пианистических навыков.
Пассивное и активное слушание музыки.
С первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с
различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных
впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать
осмысленному восприятию её. Музыкальный материал должен подбираться
педагогом таким образом, чтобы ученик мог сопоставить, сравнить
произведения контрастного характера или, наоборот, найти отличительные
черты в близких по содержанию пьесах. Рекомендуемый примерный список
произведений для слушания можно найти в сборнике «Малыш за роялем»
авторы И.М. Лещинская, В.Б. Пороцкий. Эти произведения помогут детям
познакомится с жанрами песни, танца, марша, играми, музыкальными сказками,
картинками природы, музыкальными портретами и др.
Первые музыкальные занятия лучше проводить в коллективе, в таком
случае занятия пройдут интереснее и живее. Беседу о прослушанном
необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления.
Вопросы, обращенные к детям, могут быть следующими: о чём рассказала
музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чём думали? Везде ли
музыка звучала одинаково? И ещё множество вопросов, в зависимости от
характера и фактуры музыкального произведения.
Один из самых верных методов воспитания у детей любви и интереса к
музыке является движение под музыку (такую форму работы получается
провести с маленькими детьми 7,8,9, редко 10 лет). На естественных
движениях: шагах, подскоках, на различных перестроениях под музыку легко
воспитываются начальные музыкально-слуховые навыки. Ребёнок привыкает
вслушиваться в различные формы музыкального произведения, отмечает начало
и конец фразы. В основе музыкально – ритмического воспитания лежит
развитие у детей восприятия музыкальных образов и умение отразить их в
движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального
произведения, ребёнок воспринимает звуковысотное движение, то есть
мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в
движении характер и темп музыкального произведения. Реагирует на
динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в
соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении
несложный ритмический рисунок. Он передаёт эмоциональный характер
музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой
музыкальных образов, изменение темпа, динамики, регистров и т. д.)
Музыкально-ритмические движения являются средством развития
эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Занимательные игры, упражнения, ребусы, кроссворды, сказки. Дидактические
пособия.
Разнообразные музыкальные игры и задания имеют преимущество перед
другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии
поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для
пения, несложные расслабляющие упражнения, игровые ситуации на уроке –
всё это способствует живому восприятию учебного материала. Игра вплетается
в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с
приобретением необходимых знаний по сольфеджио и музыкальной грамоте.
Педагогу приходится мобилизовать всё своё мастерство, всё своё
воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и
внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка,
между музыкой и его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не
засушить свой предмет, не превратить его в череду нудных заданий и
упражнений.
Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко
вступает в контакт, он проявляет инициативу, готов к общению. В игре
развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием
раскрепощённости, уверенности в себе, формированием положительной
самооценки.
Отличительной чертой современности является сознательное введение
игровых форм в педагогическую деятельность с целью придания ей большей
эффективности. Среди музыкальных игр есть специальные игры, направленные
на отработку конкретных навыков, а также игры- комплексы, в которых
отрабатываются сразу несколько навыков.