классный час "О колоколах и колокольном звоне"

Батюта Елена Алексеевна

История возникновения колоколов и колокольчиков в Европе и России. О пользе для здоровья колокольного звона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_kolokolah_i_kolokolnom_zvone.docx29.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КЛАССНЫЙ ЧАС:

«О КОЛОКОЛАХ И

КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ»

Подготовила и провела -  

преподаватель БАТЮТА Е.А.

март  2021г.

     

Г. Сафоново, Смоленская обл.

Цель классного часа:

Общее расширение  кругозора обучающихся с помощью интересных фактов и мнений;

Задачи:

- сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси и в других странах;

- заинтересовать обучающихся, привить желание познавать мир

Оснащение урока:

Сплит – система с видеопрезентацией по теме, экран для просмотра

«О КОЛОКОЛАХ И КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ»

СЛАЙД 1:(репродукция картины Васнецова «Облака и золотые купола»)

Вечерний звон, вечерний звон

Как много дум наводит он…

     Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об истории возникновения  колокольчиков и колоколов на Руси и в других странах, об их устройстве, особенностях звучания и пользе колокольного звона. 

     Колокола относятся к числу древнейших музыкальных инструментов.  Это ударный инструмент. Звук в нем рождается путем удара языка, который находится внутри о стенки колокола. Существуют и такие колокола и медные пластины, у которых нет языка. По ним бьют сверху специальным молотком или брусочком. Изготавливают колокола в основном из бронзы, но в наше время их часто стали делать из стекла, серебра и даже чугуна.

     История появления колоколов ведет свое начало с бронзового века – периода, когда человек научился добывать металл, создавать бронзу – сплав меди и олова и познал технологию литья.  Характерной особенностью бронзы было то, что при ударе о нее она долго звенела. Первоначально это были просто металлические пластины, которые долго звучали при ударе по ним.

     Древние предки колокола – бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев. Ученые считают родиной колокольчиков Китай, т. к. именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики возрастом с 23-11 века до. н.э. и размером 4,5 – 6 см и более.

Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям, или другим животным как амулеты (отгонять злых духов) и чтобы они не терялись, применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. По мнению ученых, именно из Китая по Великому шелковому пути колокольчики попали в страны ближнего Востока. В литературе иногда, как самый древний из найденных, упоминается,  хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен правителя Салманассара II (860 – 824 г.г. до н. э.), обнаруженный при раскопках дворца в Ниневии.

          Очень давно, еще до Рождества Христова, при царе Соломоне, золотые колокольчики привязывали к крышам, чтобы разгонять птиц. Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам в честь бога Осириса, а древние греки вывешивали колокола на городских стенах и звонили в них во время похорон, а также любили носить маленькие колокольчики в кошельках и при ходьбе колокольчики красиво звенели. Римляне применяли их для призыва прислуги, рабов, военных сигналов, сбора людей на общественные собрания, при жертвоприношениях, во время полива улиц в полуденный зной  и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов.

     Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое – где до сих пор.

     К 1 веку до н. э  колокольчики попали в Европу. В Европе небольшой колокол высотой около 20 см. выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц, во Франции последний удар колокола назывался «Преследователь гуляк». После его звона тушили городские огни. Там же существовал колокол, звонивший о начале торговли рыбой. Он так и назывался – «Торговка рыбой». В Турине (Италия) имелся «Хлебный колокол» для домохозяек, в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную профессию. То есть назначение у колоколов и колокольчиков, как мы видим, было чисто бытовым.

     Первое применение колокола для христианских богослужений приписывают Святому Павлину, епископу Ноланскому. (видео: Музыка 7. Звон колокола в церкви – 1:43 сек – 2:35 сек)

     В Византии колокола появились в конце 9 века, когда по просьбе императора Василия I Македонянина венецианский дож Орсо I прислал в Константинополь 12 колоколов для церкви святой Софии.

     На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, что дает основание предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Это период принятия Христианства и крещения Руси. Колокола сразу же стали символом державы и мощи духа русского человека.  Но наряду с колоколами, на Руси еще долгое время употреблялись била и клепала (металлические пластины, в которые ударяли и раздавался звон). Как ни странно Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. В 15 веке в России появились собственные заводы по отдивке колоколов. А органичное включение церковью колокольного звона в своих обрядах стало решающим фактором их распространения и развития. И к 16 веку колокола уже звучали по всей стране. По их количеству нам уже не было равных. Русские мастера изобрели новый способ звона – языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе). Это позволило отливать колокола очень больших размеров

(слайд: «Пасхальный колокол»)

     Русский человек всегда любил колокола, называя части колокола как и у человека – уши, губа, тулово, плечи, юбка, язык. К ним относились почти как к живым существам, украшая письменами и узорами, давая колоколам имена (Сокол, Гавриил или Медведь, например, -так зовется самый древний колокол Московского Кремля). В Московском кремле есть огромный колокол, который  именуется Царь – колоколом, в Ростовском кремле  колокола имеют имена Сысой, Полиелей, Лебедь. Иногда их, как и людей, наказывали и даже ссылали в ссылку (существовал в истории Угличский колокол, которому оторвали язык). Эта история достаточно известная…

      Когда Иван Грозный умер в 1584 году, у него осталось только двое сыновей. Ни один из них не подходил на роль царя. Старший сын, Фёдор Иванович, был застенчивым, робким, болезненным и очень набожным. Он мог часами молиться и размышлять. Фёдор был полной противоположностью своего отца. Младший сын, Дмитрий был годовалым младенцем. Не имея достойного наследника престола, Иван Грозный был вынужден назначить Бориса Годунова регентом Фёдора. Так и стал он править от его имени. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей. Дмитрий же с матерью был отправлен в Углич «княжить» и подрастать.

     Так прошло семь лет. Потом произошло событие, которое изменило весь ход истории Руси. Царевич Дмитрий был найден мёртвым с перерезанным горлом. Подозрения естественным образом пали на Бориса Годунова и его сторонников. За этим последовал жестокий бунт в городе Угличе, в результате которого был произведён самосуд над пятнадцатью предполагаемыми убийцами мальчика. Годунов немедленно послал войска, и беспорядки были быстро подавлены, а бунтовщики арестованы. Не пощадили даже колокол. За подстрекательства к бунту Годунов приказал снять набатный колокол Углича и перетащить на городскую площадь. Там кузнец вырвал колоколу язык и отсёк уши. Также он был подвергнут бичеванию плетьми. Затем он был сослан в Сибирь вместе с бунтовщиками. Около 60 семей из Углича потратили год, чтобы тащить невероятно тяжёлый колокол в Тобольск по приказу царя.
     Когда колокол прибыл на место, местные власти заперли его в остроге и сделали на нём надпись: «Первый неодушевлённый ссыльный из Углича». Спустя годы колокол установили в Софийском соборе, где его использовали для отметки времени и пожарной сигнализации.

     В 1892 году по велению императора Александра III в ознаменование 300-летия ссылки колокол был «помилован». Делегация угличан отвезла колокол в Углич, где он и хранился до сих пор.

     А вы знаете, ребята, для чего нужны были колокола на Руси?

Небольшие колокольчики на Руси использовались в почтовых и пожарных каретах, а также на службе станционных смотрителей. Звоном колоколов  оповещали народ об опасности – пожаре, эпидемии, нападении врагов.

Рядом с храмами строили колокольни. Иногда, правда, колокольня находится прямо над входом в храм. На ней подвешивали большой и малый колокол. Звоном  колоколов созывали и созывают народ на церковные службы и праздники. Так происходит и у нас в городе, где построены и действуют несколько православных церквей. Если подняться на звонницу – можно заметить много разных по размеру колоколов и колокольчиков. Как вы думаете – для чего нужно так много разных колоколов? (видео: Музыка 7. «Звон колокола в церкви» - 5:20сек – 9:30сек )

     Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Мастера пользовались почетом и уважением. Отливали колокола обычно из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотом.  А еще для изготовления колокола требовались такие материалы, как олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лыко-кора липы, вожжи, весы, подъемные и кузнечные инструменты (видео: История колоколов – 9:40сек – 10:50сек).

Большой колокол отливали человек сто, все – православные, душевные, добрые. Начинали работу с молитвы, чтобы все удалось. Рыли глубокую яму и туда ставили форму, куда медь под колокол заливали. И вот настает момент, когда колокол рождается. Крепкие веревки берут мужики, колокол со всех сторон цепляют, все делают с молитвою, чтобы не разбился, не сорвался, оберегают как дитя малое.  А как отливают колокола в современном мире? Давайте посмотрим (видео: «Галилео. Колокола» - с 0:35 – и до конца. Продолжительность  -  6мин. 10 сек.)

     На севере России считалось, что колокола своим звоном оберегают от порчи, сглаза и колдовских чар. В Москве во времена свирепствования холеры и чумы все колокола звонила постоянно, так как  уже тогда было замечено благотворное действие колокольного звона на здоровье человека. Колоколам приписывали способность изгонять нечистую силу, отпугивать колдовские чары, изгонять дьявола, а также предвещать беду самопроизвольным звоном. Расколовшийся колокол, сорвавшийся язык, считались предвестьем несчастья, а увидеть во сне лопнувший, либо раскачивающийся колокол, также означало беду (зучит колокольный звон Валаамского монастыря) (Видео: «Колокольный звон Валаама»)

     В годы революции 1917 года тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено, так как большевики считали религию пережитком прошлого.  А 20 – е годы  XX века стали последними и в истории небольших  колокольчиков для свадебных, пожарных машин, карет скорой помощи, почтовых служб, для ямщиков и т. д. К счастью, в наши дни искусство колокольного литья и колокольного звона возрождается снова.

Давайте послушаем звон колоколов Спасской башни Московского Кремля (Видео: «Уникальные кадры. Звон колоколов Спасской башни»)

     Самый большой колокол – это Царь-колокол.  Находится он в Москве на территории Кремля. Весит – 208 тонн. Давайте послушаем его историю. (Видео: «Тайны Царь – колокола»). 

А вот так звучит действующий 72 – тонный Царь – колокол, находящийся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Видео: «Звон в самый большой колокол России - 72-тонный Царь – колокол…)

     Колокол – это еще и музыкальный инструмент, на колоколах можно исполнять музыкальные произведения, и даже есть такие произведения, написанные специально для колоколов. Но не каждый человек заставит петь колокол. На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон – это целая наука. Он бывает разным и каждый имеет свое значение.

«Благовест» – мерные удары в большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм к богослужению. Благовест заканчивается Трезвоном.

«Трезвон» – когда несколько колоколов звучат вместе. Это звон во все колокола трижды с маленьким перерывом.

 «Красный звон» – это звон во все колокола («во все тяжкие»), звучит целый день на большие праздники там, где имеется много колоколов, особенно больших (это кафедральные соборы, монастыри, лавры).

 (видео: «Благовест и Красный звон»)

«Перезвон» – когда все колокола звучат, но по - очереди.

«Малиновый звон» - очень легкий, воздушный, ажурный праздничный перепев колоколов (видео: «Малиновый звон»)

Силу колокола люди знали давно. Есть такая традиция: встать под колокол, потянуть за веревку, к которой привязан язык колокола и, замерев, слушать падающие на тебя звуки, ожидая обновления себя.

 (видео: «Сила колокольного звона – 5:00 – 7:40)

Долгое время официальная медицина скрывала от нас данные о пользе колокольного звона для здоровья человека (видео: «Колокольный звон. Скрываемая правда» - 3:08 – 13:00)

 На сегодняшний день  колокола используются не только в колокольнях. Они считаются полноценными инструментами с определенной частотой звучания. В музыке они применяются разных размеров. Чем меньше колокол – тем выше его звучание. Композиторы используют этот инструмент для подчеркивания мелодичности. Звон маленьких колокольчиков любили использовать в своих творениях такие композиторы, как Гендель и Бах. Со временем набор колокольчиков был снабжен специальной клавиатурой, что позволяло облегчить его использование.  Такой инструмент применялся, в частности, в опере «Волшебная флейта» В. Моцарта.  

     И в заключение нашей беседы давайте послушаем звон колокола звонницы Дивеевского монастыря. Послушайте его как музыкальное произведение и обратите внимание на то, насколько оно красиво, но такое непростое по исполнению. А когда будете слушать – вспомните еще раз о пользе колокольного звона и разрешите себе немножечко полечиться, восстановиться именно звуками колокола – прекрасного старинного ударного инструмента.

Слушаем: (видео: «Дивеево колокола»)