Д О К Л А Д Тема: «Дети-левши и развитие их музыкально-творческих способностей»
Актуальность работы вызвана повышением количества леворуких людей во всем мире и не разработанностью содержания, методов и форм работы с ними. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX веке. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, потребовалось развитие генетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети-левши и развитие их музыкально-творческих способностей | 32.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Красногвардейская детская школа искусств"
Красногвардейского района Республики Крым
,
Д О К Л А Д
Тема: «Дети-левши и развитие их музыкально-творческих способностей»
Составитель: Эбубекирова М.А.
преподаватель высшей категории
МБОУДО «Красногвардейская ДШИ»
30.11.2020 г.
Содержание
Введение _______________________________________________________ 2
1. Специфические особенности леворуких детей _______________________ 2
2. Отношение общества к леворуким людям ___________________________ 4
3. Несколько советов, как желательно себя вести родителям с ребенком левшой __________________________________________________________ 5
4. Советы педагогу ________________________________________________ 6
5. Подбор репертуара ______________________________________________ 6
Заключение ______________________________________________________ 8
Список литературы _______________________________________________ 9
Введение
Актуальность работы вызвана повышением количества леворуких людей во всем мире и не разработанностью содержания, методов и форм работы с ними. Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. Проблемы, связанные с этим явлением, стали изучаться только в XX веке. Это объясняется тем, что возникновение леворукости, как правило, обусловлено наследственными причинами, для изучения которых потребовались открытия в биологии и медицине, потребовалось развитие генетики.
1. Специфические особенности леворуких детей.
Леворукость - это не просто преимущественное владение одной рукой, а отражение определенной асимметрии между полушариями мозга. Это отличное от праворуких распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга. Развитие музыкально-творческих способностей детей невозможно без учета особенностей их мышления и выявления ведущей стороны тела. В настоящее время предъявляются одинаковые требования по программе и нагрузке как для праворуких, так и для леворуких детей. Более того, массовое музыкальное образование направлено на обучение праворуких учеников. Специфика леворуких детей не учитывается. Эффект подобного обучения - частый отказ левшей от музыкального образования в начальной школе, проблемы с освоением программы обучения у детей в подростковом возрасте. Правое полушарие, ведущее у левшей, отвечает за восприятие выразительности звуков. Огромный мир музыки доступен лишь этому полушарию. Правое полушарие преимущественно участвует в обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведении мелодий, сочинении музыки. Правое полушарие человека сопряжено с чувственной сферой. Отмечено, что многие леворукие дети обладают яркими художественными способностями к рисованию, музыке. Часто эти способности проявляются необычайно рано. Следует также отметить, что левши имеют свои особенности в развитии, и им труднее адаптироваться в социальной среде.
Специфика педагогической работы с левшами в музыкальном образовании включает в себя учет особой ранимости психики таких детей, специфической координации движений у них и ослабленного иммунитета.
Особой проблемой в музыкальной педагогике являются скрытые левши. Это дети, которые в школе и дома считаются правшами, но у которых показатели обследований выявляют доминирование левой стороны тела. Для повышения эффективности музыкального обучения явных и скрытых левшей необходимо чаще опираться на творческие способности таких учеников, активизировать работу правого полушария мозга. Развитие музыкально-творческих способностей каждого ребенка на основе его природных данных - важный фактор повышения общей культуры в нашей стране, способствующий любительскому музицированию и общей образованности потенциальных слушателей.
Большая часть человечества – «праворукие» люди и только 5-12% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают: «леворукость» – индивидуальный вариант нормы.
Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!
Ребенок – «левша» намного отличается от своих сверстников.
Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина. У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
«Левши» часто позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже". Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.
Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. У «леворуких» лучше развито правое полушарие головного мозга.
Эти различия могут быть представлены в следующем виде:
Левое полушарие отвечает за
1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
3. Сознательное
4. Правая рука
5. Речь
6. Правый глаз
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера
Правое полушарие отвечает за
1. Абстрактное мышление
2. Образная память
3. Бессознательное
4. Левая рука
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Левый глаз
7. Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера
Раньше в школах «леворуких» детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Можно легко спровоцировать своими действиями у ребенка заикание на всю жизнь, ухудшение способности читать и писать. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
«Леворукость» становится особенно острой проблемой, когда ребенок берет ручку и начинает писать.
- 2. Отношение общества к леворуким людям
Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, пилка брёвен и т. п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком поранить косой или серпом ноги, или руки правши, сломать пилу, запутать цепы при молотьбе и т. п. По этой причине левшей изолировали, ставили в конце „шеренги“ на сенокосе или жатве. Над ними смеялись, их унижали. Неудивительно, что в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребёнка между своим и его телом, туго пеленали её, не подозревая, насколько вредны такие действия.
Зачастую переучивали детей с левой руки на правую и в привилегированных сословиях. Чтобы малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.
Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши и где все технические средства рассчитаны на праворуких людей. Многие родители переучивали детей, так как боялись, что в дальнейшем „левизна“ помешает приобретению профессии. Доставалось левшам и от школьных педагогов, которые строго следовали установке — всем писать только правой рукой, а леворуких детей переучивать.
К счастью, в последние годы публикации в периодической печати о вредности переучивания левшей дали свои плоды. Отношение к леворуким людям существенно изменилось. Общество старается создать им условия для нормальной жизни. Во многих странах существуют специальные магазины для левшей, где можно купить различные приспособления, спортивный инвентарь, швейные машинки, компьютерные клавиатуры, ножи, ножницы. На заводах и фабриках есть станки для леворуких. У нас пока этого нет, но отрадно уже то, что педагоги, да и многие родители понимают: „левизна“ — это не каприз и не упрямство ребёнка. Она объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребёнок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.
Точного объяснения природы леворукости учёные пока не выдвинули.
Большинство придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген ответствен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие — находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории большинство людей праворуки.
3. Несколько советов, как желательно себя вести родителям с ребенком-левшой
1. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже норма.
2. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.
3. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.
4. Хвалить даже за небольшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.
5. Для выполнения учебных заданий ребенку необходимо создать определенные условия:
• свет из окна или от настольной лампы должен падать на его рабочее место с правой стороны.
• письменный стол левши по расположению всех предметов - это зеркальное отражение стола правши.
6. У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе.
7. Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам», считают справедливым недовольство родителей.
8. Тактика поведения родителей, помогающая леворукому ребёнку не потерять себя, быть уверенным в себе человеком.
4. Совет преподавателям.
• Ребенок-левша чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии со стороны взрослых! Ведь он отличается чувствительностью и ранимостью, и в тоже время, испытывает присущие левшам затруднения, Задача преподавателя - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
• Леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Следует построить общение и занятия с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.
• На уроках ученик должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.
• Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ученику, доброе отношение к нему.
5. Подбор репертуара.
Для понимания значимости изучения проблем леворуких детей в музыкальной педагогике, надо учитывать факт, что практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей — на любом инструменте ведущая роль в технике исполнения отдана правой руке. Если писать, рисовать, даже сочинять музыку можно левой рукой, то при исполнении музыкального произведения левше приходится переучивать тело к выполнению не свойственной нагрузки правой стороной. Сейчас в индивидуальном порядке можно заказать рояль с клавиатурой наоборот или гитару с перетянутыми наоборот струнами. Но, во-первых, в рамках дополнительного образования это пока невозможно, а во-вторых, чтобы придти к такому решению, надо в любом случае какое-то время проучиться на стандартном инструменте. Ребенок-левша, естественно, предпочитает пользоваться при игре, впрочем, как и в обыденной жизни, более сильной и скоординированной левой рукой. Переучивание, изменение двигательного стереотипа может вызвать неудовольствие ребенка, излишнее напряжение нервной системы, психологический дискомфорт и даже невротические реакции. В то же время дети-левши часто обладают от природы большим творческим потенциалом, а игра обеими руками для них особенно важна с точки зрения гармоничного развития функций правого и левого полушарий. Иными словами, игра на рояле для левшей — это способ укрепить более слабую правую руку, достичь необходимой степени ее свободы, добиться полной координации движений, а затем — синкинезии, то есть выполнения сложных пианистических движений при игре двумя руками. Каждый педагог должен при первой же встрече с учеником определить, кто перед ним — правша или левша. Надо сказать, что иногда мы имеем дело не с явной леворукостью — обычно это дети, которых уже приучили пользоваться правой рукой. Однако «скрытую леворукость» можно определить, попросив ребенка разбежаться и прыгнуть — даже у «скрытого» левши толчковая нога всегда левая.
Замечено, что ученики с признаками леворукости чаще всего необычайно чувствительны и глубоко эмоциональны. Дети-левши обычно более ранимы, их нервная система легко возбудима, нередко они слезливы, легко впадают в отчаяние. Основным педагогическим методом при работе с такими детьми является правильный и продуманный подбор репертуара. С самого начала надо стараться давать им либо произведения с синхронным движением рук, либо пьесы, в которых левая рука ведущая.
Проблема леворукости имеет прямое отношение к проблеме межполушарной асимметрии. Исследования показывают, что в тот момент, когда ребенок «погружается» в мелодию, доминирует правое, «творческое» полушарие, определяющее чувственно-образное восприятие мира, а потому наиболее полно выражающее личность человека. Левое же полушарие осуществляет анализ поступающей информации. Оно ответственно за логическое мышление и речь, контролирует движение более развитых, как правило, правых конечностей. Однако не все так просто. Ни одному полушарию нельзя приписать главенствующую роль в том, что мы называем «расположенностью к музыке». Например, психотерапевт А. Захаров приводит любопытные, на мой взгляд, обобщения музыковедов: композиторы Бах, Гендель, Стравинский и Шостакович были левополушарными, а Шуман и Шопен, Скрябин и Чайковский — правополушарными. Не вдаваясь в подробности, хочу подчеркнуть главное — педагог ни в коем случае не должен переучивать ребенка-левшу. В педагогическом процессе следует всеми силами стараться «довести» правую руку до уровня левой, не забывая ни на минуту, что ребенку-левше приходится постоянно преодолевать своеобразное несовершенство нашего мира, приспособленного в основном к праворуким людям. Важно понимать — развивая правую руку у левши (а не затормаживая активность левой), мы благотворно воздействуем на общее развитие ребенка, как бы помогаем его левому полушарию взять на себя дополнительные функции, «подтягиваем» его к доминирующему правому, а не заставляем правое «смириться» и утихнуть.
Итак — репертуар. Правильный подбор пьес позволяет обойтись без ненужных попыток искусственными приемами превратить правую руку в ведущую, доминирующую. Важно стимулировать работу обеих рук, то есть равномерно активизировать при помощи игры на рояле соответствующие зоны обоих полушарий головного мозга.
Естественно, первое прикосновение к звуку ребенок-левша совершает левой рукой. И то, что обычно дети-правши делают на первоначальном этапе обучения правой рукой, — левши, разумеется, левой. Но нельзя долго задерживаться на этом этапе. Как можно скорее мы должны вводить в репертуар произведения для обеих рук, и здесь могут возникнуть определенные сложности. Из наблюдений за детьми, у которых нет содружественной работы обеих рук, я пришла к выводу, что эти дети легко теряют уверенность в себе, столкнувшись с несовершенством, «непослушанием» одной из рук во время игры. Они становятся вялыми, нерешительными, беспомощными. Наша цель — вернуть им уверенность, создать такую атмосферу, в которой появится желание двигаться вперед, преодолевая трудности. Дети заражаются нашей энергией, верой в собственный успех, у них формируется воля. Наша поддержка в конце концов приводит к желаемым результатам — у ребенка появляется сознание успеха, и он с радостью продолжает занятия музыкой.
Заключение
Обучение музыке важно для каждого ребенка, но пытаться "вырастить" профессионального музыканта из каждого ребенка невозможно и не нужно. А увидеть есть ли у ребенка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребенку, будь он «правша» или «левша», они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.
Каждый ребенок - это яркая индивидуальность, это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. Бесконечное разнообразие человеческих типов - это бесценный дар, которым одарила нас природа. Маленький ребенок - это личность, уже способная на оригинальное мышление, на выражение собственного "Я", на проявление воли. Чтобы развить и сохранить в ребенке личность, способную на яркое самовыражение, педагог должен находить к каждому ребенку особый подход, особенно если этот ребенок «левша».
Среди художников, поэтов, писателей, актёров, математиков, композиторов, скрипачей и виолончелистов (у которых огромная нагрузка лежит на кисти левой руки) немало левшей. Левши дали человечеству многих гениев в самых разных областях: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.И. Даль, И.П. Павлов, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Г.М. Вицин…
Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками. Не отбивайте у него стремления учиться. Пусть ему всё будет интересно. Пусть ребёнок знает, что он левша: повзрослев, он будет более внимательным за рулём, за штурвалом, у пульта управления.
Список литературы
1. Арестова А.Ю. Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования: дис.… канд.пед.наук/А.Арестова.-Москва,2005.-171с.
2. Бочков Н.П. Вклад генетики в медицину. Журнал неврологии и психиатрии. -2002. -№2. - С.3
3. Дроздова Н.В. Игра на фортепиано.